Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема…………………………..
1.1 Понятие и признаки инвалидности………………………………..
1.2 Социальные проблемы детей-инвалидов………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области……………………………………..
2.1 Социальные технологии реабилитации детей-инвалидов………..
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области………….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

инвалидность как социальная проблема.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Когда ребенок с особенностями  в развитии вырастает, проблема самостоятельности  выступает на первый план, однако его  личность уже бывает сформирована на принципах повышенной опеки, потакания  слабости, низкой требовательности.

Основной потребностью всех детей, и детей-инвалидов в том  числе, являются любовь, пища, кров и  возможность познавать себя и  окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее  постигать окружающий мир. Каждый ребенок  развивается в трех областях: физической (тело), умственной (интеллект) и социальной (общение).

Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка  играют родители и другие члены семьи. Правильное воспитание ребенка с  отклонениями в развитии в семье  возможно только в том случае, если родителям, особенно матери, удается сохранить душевное равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное реабилитационное пространство. 

По мере взросления детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Важное значение для социальной адаптации детей-инвалидов имеет образование. В развитых странах сейчас существует понимание, что последствия ущербности могут быть сведены до минимума при наличии специальных обучающих программ и соответствующих технических средств на самой ранней стадии инвалидности. Во многих странах родители или группы родителей стремятся обучать детей-инвалидов по специальной технологии, чтобы способствовать их развитию и общению с другими людьми. 

В России фактически по сегодняшний день существует три  различных варианта образования  детей-инвалидов: 

1. Специальные интернаты, дома-интернаты, специальные школы, отрывающие детей от семьи и от общения со здоровыми сверстниками; 

2. Общеобразовательные школы, в которых дети с ограниченными возможностями испытывают физические и психологические трудности, приводящие к отставанию в учебе и к психотравмам; 

3. Обучение на дому, слабо развитое и некачественное из-за некомпетентности педагогов и нерегулярного посещения ими детей-инвалидов. 

Поэтому для  детей-инвалидов можно использовать компьютерные имитационные программы. Преимущество заключается в том, что их можно использовать во всех перечисленных вариантах образования детей-инвалидов. Они не предполагают отрыва ребенка от семьи и от общества сверстников. Данные программы позволят обучать детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми, что приведет к адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в среду сверстников и через них в общество. 

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается  в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Скрытая депрессия в сочетании с заниженной самооценкой и отсутствием благоприятного прогноза на будущее достаточно часто приводит к появлению мыслей суицидального характера. Часто формируется комплекс неполноценности.

По мере взросления дети с ограниченными возможностями  начинают осознавать, что уровень  их жизненных возможностей по сравнению  с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Рано или  поздно особые дети начинают осознавать глобальность своей зависимости от здоровых членов общества. Пенсия, льготы и многое другое – все это они получают за счет здоровых людей. Осознание глобальности зависимости и привыкание к зависимости способствует формированию иждивенчества. Типичными тенденциями становятся отказ от самостоятельности и перенос ответственности за свою судьбу на ближайшее окружение. Фактически, к дефекту развития «особых» детей присоединяется дефект воспитания.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего. Дети не уверены в своих шансах. Модель будущего бедна, ограничена в содержании и временной характеристике, в эмоциональном плане она отрицательна. В структуре модели будущего появляются противоречивые моменты. С одной стороны, желаемое будущее компенсирует ограничение реальных возможностей, имеет положительную окраску и отражает защитный механизм от возможных неудач. С другой стороны, низкий уровень удовлетворенности собой порождает внутриличностный конфликт с последующим формированием различных неврозов, серьезно осложняющих межличностные взаимоотношения.

В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными  возможностями жизнедеятельности, существуют свои особенности, свой психологический  климат, который так или иначе воздействует на ребенка, либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

Такой фактор, как  включенность отца в воспитание ребенка-инвалида, значительно влияет на его психологическое  самочувствие. Вследствие отсутствия включенности отца в воспитание, а также в силу других причин, дети-инвалиды часто испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Естественно, это всегда негативно. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Психическое и  физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство  собственной ценности, ответственности  за свою жизнь и ощущение своей  способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности.

Итак, ребенок-инвалид вступает в жизнь с изначально пониженным уровнем адаптационных и интеграционных возможностей. Для того чтобы ребенок мог приспособиться к жизни и найти в обществе свою нишу, ему необходимы определенные знания, умения, навыки. Уровень претензий человека в жизни, степень сложности жизнеопределяющих целей и задач, которые человек ставит перед собой, зависят от границ его социально-психологического пространства. В пределах данного пространства человек может прожить всю жизнь, не догадываясь о том, что уровень его возможностей гораздо шире, чем он предполагает.

 

 

 

Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области

 

2.1 Социальные  технологии реабилитации детей-инвалидов

 

Общество должно подходить к решению проблемы «инвалид – личность» не с позиции жалости, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. У детей-инвалидов должны быть равные возможности в получении образования, полноценного развития, возможности попробовать себя во всех областях деятельности, включая творчество, иметь возможность выбора реализации собственных потенций. То есть, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя, как личность и реализовать свои возможности в безопасности и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей.

В Конвенции  о правах ребенка подчеркнуто, что  государства признают права неполноценных детей на особую заботу. В статье 23 Конвенции говорится, что «государства-участники признают, что неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества».

Общие права  детей-инвалидов сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека (10 декабря 1948 года). Декларации прав ребенка (от 20 ноября 1959 года). Декларации ООН  о правах инвалидов (декабря 1971 года). Декларации о правах умственно-отсталых лиц (20 декабря 1971 года), Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 года). Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (30 сентября 1990 года). Конвенции и Рекомендациях о профессиональной реабилитации занятости инвалидов (1983) и др.

Опыт, накопленный  нашей страной за прошедшее десятилетие, показал несостоятельность политики умалчивания проблем детей-инвалидов. Дети с различными отклонениями содержались, да и сейчас содержатся в различных  учреждениях практически закрытого  типа. Это привело к созданию кризисной ситуации.

Необходимы  коренные изменения в отношении  детей-инвалидов. Не отрывая их от семьи, следует создавать условия для  полноценного развития ребенка. Необходима прочная инфраструктура социальной службы в городах и районах, сеть социальных учреждений, максимально приближенных к нуждам человека. Их цель – создать максимально благоприятные условия для развития детей с различными отклонениями без отрыва от семьи.

 

 

2.2 Социальная  защита инвалидов в Челябинской  области

 

Ежегодно в России признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. человек – впервые. На 1 января 2013 года в Челябинской области численность инвалидов составляет более 232,0 тыс. человек. В настоящее время в области наблюдается стабилизация роста инвалидизации жителей области на уровне 6,5% от общей численности населения, наметилось сокращение числа граждан, впервые признаваемых инвалидами, а также уровня инвалидности в трудоспособном возрасте, численность детей-инвалидов в последние годы находится приблизительно на одном уровне (около 10,2 тыс. человек).

С целью оказания инвалидам области дополнительных мер социальной поддержки, постановлением Правительства Челябинской области от 15 декабря 2010 года № 301-П принята областная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Челябинской области» на 2011-2015 годы (1).

Целью Программы  является реабилитация и интеграция инвалидов в общество, повышение  их жизненного уровня, а также формирование доступной среды жизнедеятельности  инвалидов и маломобильных групп населения наравне со всеми гражданами.

В соответствии с этой программой:

- проводится  поддержка учреждений и организаций,  осуществляющих реабилитацию инвалидов.  Оснащаются отделения реабилитации  инвалидов, находящиеся в санаторно-курортных  учреждениях;

- осуществляется  поддержка предприятий, использующих  труд инвалидов. Предоставляются  субсидии на возмещение затрат  этих предприятий по увеличению  производственных мощностей, модернизации  и ремонту имущества;

- развивается  социальное партнерство с общественными организациями инвалидов. Проводятся мероприятия по социокультурной реабилитации, приобретается медицинское оборудование для здравпунктов общественных организаций;

- формируется  доступная среда для инвалидов.  Организуются курсы подготовки  и повышения квалификации сурдопреводчиков, устанавливаются на оживленных переходах звуковые сигнализаторы, инвалиды дополнительно обеспечиваются техническими средствами реабилитации, облегчающими их жизнедеятельность (1).

В рамках социальной поддержки граждан данной категории осуществляется также работа по улучшению жилищных условий инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в соответствии с действующим законодательством.

В рамках первой части Программы осуществляется реализация ряда мероприятий, направленных на социальную поддержку инвалидов.

Вторая часть  – подпрограмма «Формирование доступной  среды  для инвалидов и маломобильных групп населения в Челябинской области»  на 2011-2015 годы. Мероприятия подпрограммы направлены на формирование в Челябинской области условий для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения наравне со всеми гражданами к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению (1).

В Челябинской  области функционирует система  учреждений, оказывающих социальные услуги гражданам с ограниченными  возможностями здоровья и семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Социальное обслуживание престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, осуществляется в 18 государственных (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей) и 8 муниципальных (дома-интернаты малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов, детский дом-интернат для детей с дефектами физического и умственного развития) стационарных учреждениях социального обслуживания, в общей сложности, на 4 646 мест. Все 27 стационарных учреждений (государственные и муниципальные) имеют лицензию на медицинское обслуживание. 

Все проживающие  находятся под диспансерным наблюдением, так как в доме-интернате нет легких пациентов, многие имеют не одно, а сразу несколько достаточно серьезных заболеваний.  

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема