Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть и проанализировать проблемы инвалидности.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- описать содержание понятия инвалидность;
- выявить проблемы в работе с детьми с ограниченными возможностями;
- рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
- изучить практический опыт социальной защиты инвалидов в Челябинской области.
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1. Инвалидность как социальная проблема…………………………..
1.1 Понятие и признаки инвалидности………………………………..
1.2 Социальные проблемы детей-инвалидов………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в Челябинской области……………………………………..
2.1 Социальные технологии реабилитации детей-инвалидов………..
2.2 Социальная защита инвалидов в Челябинской области………….
Заключение ……………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..
Налажена преемственность в работе между специалистами областного бюро медико-социальной экспертизы и интернатами, что также способствует улучшению качества жизни инвалидов: регулярно проводится освидетельствование представленных больных и разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. С каждым годом расширяется перечень средств реабилитации, предоставляемых проживающим: кресло-коляски, ходунки, противопролежневые матрасы, трости, специализированная обувь, корсеты и т.д.
Помимо медицинского обслуживания организован уход за беспомощными проживающими. Используются многие гигиенические и технические средства, облегчающие и повышающие качество.
Ежегодно более
1000 граждан, проживающих в стационарных
учреждениях социального
Большая работа
проведена по созданию для клиентов
стационарных учреждений комфортных,
благоприятных условий
Во всех государственных учреждениях, где проживают инвалиды молодого возраста, развивается реабилитация методами физической культуры и спорта. Более половины молодых инвалидов из отделений реабилитации регулярно занимаются спортом.
Для осуществления социально-культурной реабилитации ежегодно проводится областной смотр-конкурс художественной самодеятельности и декоративно-прикладного творчества граждан с ограниченными возможностями, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Челябинской области.
Кроме стационарного обслуживания, в области представлены другие формы социального обслуживания инвалидов. Граждане с нарушением функции опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью могут получить образование в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище-интернат №1 инвалидов» по следующим специальностям: швея, вышивальщица, обувщик, слесарь-ремонтник машин и оборудования различного назначения, портной, закройщик.
Для инвалидов по слуху из числа выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II видов функционирует государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище-интернат №2 для инвалидов по слуху имени И.И. Шуба», осуществляющее подготовку квалифицированных специалистов по следующим профессиям: токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, слесарь механосборочных работ, слесарь-ремонтник. Прием обучающихся в данное учреждение открыт для граждан всех регионов России.
Кроме того, в 1999 году создан Региональный центр образования инвалидов в Челябинском государственном университете с учебно-консультационными пунктами в ряде муниципальных образований области для обучения инвалидов по месту проживания. Находясь в составе факультета доступности высшего образования ЧелГУ, Региональный центр взаимодействует с 8-ю факультетами университета. В Центре создан банк данных, с помощью которого решается проблема поиска потенциальных абитуриентов. Прием абитуриентов ведет комиссия. Ее цель – на основе индивидуального подхода принять решение по каждому абитуриенту о рекомендации его к зачислению на учебу с учетом его стремлений и состояния здоровья в динамике. Специалисты педагоги и психологи сопровождают учащихся с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего процесса обучения.
В Челябинской
области функционируют
В этом отделении осуществляется медико-
В Кусинском
областном реабилитационном центре
для детей и подростков с ограниченными
возможностями осуществляется психолого-медико-
В структуру
центра входят: отделение медико-социальной
реабилитации, отделение психолого-
В Центре детей-инвалидов обучают в соответствии с программами дошкольного образования, начального образования, основного общего, и программами по содержанию, воспитанию и социальной адаптации воспитанников. Обучение ведется по программе общеобразовательной школы, а также по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Трудовое обучение, профессиональная ориентация проводятся с учетом возможностей, интересов и перспектив развития ребенка.
Большое внимание уделяется спорту и физическому воспитанию несовершеннолетних. Занятиями физической культуры охвачены все воспитанники. Младшие проходят через кабинеты ЛФК, школьники с 1 по 9 класс посещают уроки физкультуры. Проходят соревнования по различным видам спорта, в которых участвуют почти все воспитанники.
Воспитанники являются постоянными участниками областных спортивных соревнований.
В Муниципальном учреждении «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Магнитогорск) осуществляется социально-правовая, социально-психологическая и физкультурно-оздоровительная реабилитация.
В рамках социально-педагогической реабилитации используются тренинги социально-бытовых навыков, индивидуальные занятия по формированию социальных навыков, необходимых для успешной социализации в обществе; социальная диагностика семей и социальный патронаж.
При работе с детьми, подростками широко используются различные технологии и методики социально-трудовой и досуговой адаптации. В детском возрасте социально-трудовая адаптация включает, как правило, только профессиональное информирование через работу кружков, студий, творческих лабораторий, выбранных детьми по интересам. Занятия в кружках носят развивающий характер с учетом возможностей ребенка. Они проводятся согласно медицинским рекомендациям по индивидуальным программам комплексной реабилитации. Используются как индивидуальные, так и групповые формы работы.
В Муниципальном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Здоровье»» оказывается квалифицированная психолого-педагогическая, социально-педагогическая и медицинская помощь. В центре «Здоровье» принимаются на реабилитацию дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет. Использование в работе центра специальных обучающих занятий позволило повысить уровень знаний более чем у 800 родителей в вопросах реабилитации детей-инвалидов в семье. Социальный патронаж продолжает курс реабилитации ребенка-инвалида в домашних условиях. Это способствует нормализации и поддержанию психологически благополучной атмосферы в семье. Для семей, имеющим детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создана служба «Социальное такси». С целью профилактики инвалидности детей раннего возраста по инициативе Министерства социальных отношений и Администрации г. Челябинска в 2008 году было открыто Отделение раннего вмешательства.
В Государственном учреждении «Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс»» осуществляется комплексная система мероприятий по физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации инвалидов в возрасте от 10 лет и старше (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, с нарушением интеллекта). В структуре центра функционируют отделения физкультурно-спортивной и медицинской реабилитации.
В рамках программы
«Социальная поддержка
Центр инвалидов «Импульс» хорошо знаком не только жителям Челябинской области, но и другим областям России: Свердловской, Тюменской, Курганской, Ленинградской, Омской и т.д.
Центр «Импульс» – дважды победитель Всероссийского смотра конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди физкультурно-спортивных организаций инвалидов, участник и дипломант традиционных выставок «Равные возможности».
Таким образом, проводимая социальная политика в сфере социальной защиты инвалидов Челябинской области направлена, прежде всего, на улучшение социального положения, повышения доходов и качества жизни инвалидов и маломобильных групп населения, создание для них условий для реабилитации и интеграции в современное общество.
Заключение
Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к инвалиду, как к социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.
Главная проблема
ребенка с ограниченными
Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
Отмечая государственное
внимание к детям с ограниченными
возможностями, успешное развитие отдельных
медицинских и учебно-
Государство должно пойти навстречу социальным потребностям ребенка и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Следует отметить, что только совместная работа социальных работников, педагогов и родителей в работе с детьми с ограниченными возможностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.
Библиографический список
1. Гехт И.А. Социальная защита инвалидов в Челябинской области: современная практика и перспективы [Электронный ресурс] // http://minsoc74.ru
2. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижнегородский государственной медицинской академии, 1999. – 508 с.
3. Ким Е. Независимая жизнь лица с ограниченными возможностями. М., 1997.- 130 с.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. – М: Издательство БЕК, 1996
5. Конституция РФ // «Российская газета» – 1993 - № 237 – 25 дек
6. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ – 1994 – №12
7. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан // «Ведомости СНД и ВС РФ» – 1993 – № 33 – ст. 1318
8. Постановление Минтруда РФ от 14.12.96 № 14 «Об утверждении примерного положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» // «Бюллетень Министерства труда РФ», № 12, 1996
9. Постановление Правительства РФ от 13.08.1996 № 965 (ред. от 26.10.2000) «О порядке признании лица инвалидом» (вместе с «Положением о признании лица инвалидом», «Примерным положением об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» // «Российская газета», 21.08.1996. №158