Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
На рубеже XX - XXI вв. проблемы преобразования отечественной высшей школы становятся предметом пристального внимания всевозрастающего числа исследователей. Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования. Так же, актуальность и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы в институциональной структуре общественного воспроизводства обусловлены возрастанием роли образования и воспитания на их завершающих ступенях, определяющих духовно-нравственный, интеллектуальный, культурный и социально-профессиональный потенциал современного общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социальный анализ институтов………………………………………………….4
Особенности анализа трансформационных изменений………………………...6
Основные положения и идеи……………………………………………………16
Характеризация институтов…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………41
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный политехнический
университет»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра «Международный бизнес»
Курсовая работа на тему: «Институты высшей школы в России. Общий социологический анализ»
Выполнили: Студенты гр.
Научный руководитель: Юрьева Н.В.
Санкт- Петербург
2013 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Социальный анализ институтов………………………………………………….
Особенности анализа трансформационных изменений………………………...6
Основные положения и идеи……………………………………………………16
Характеризация институтов……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
На рубеже XX - XXI вв. проблемы преобразования отечественной высшей школы становятся предметом пристального внимания всевозрастающего числа исследователей. Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования. Так же, актуальность и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы в институциональной структуре общественного воспроизводства обусловлены возрастанием роли образования и воспитания на их завершающих ступенях, определяющих духовно-нравственный, интеллектуальный, культурный и социально-профессиональный потенциал современного общества. Весьма обширен массив литературы по высшему образованию и воспитанию студенчества, особенно социологического, исторического, культурологического, психолого-педагогического, правового и организационно-управленческого характера. В поле внимания исследователей включены, пусть и в различной степени, все основные проблемы функционирования высшей школы.[1]
1. Социальный анализ институтов
Обстоятельный анализ имеющейся
литературы позволяет выявить наиболее
уязвимые места и пробелы в современном
состоянии проблемы. Требуют уточнения
вопросы философского характера, которые
открывают сущность и духовную природу
высшей школы как социального института
и её особую роль в сложном процессе общественного
воспроизводства социума в целом. Не определены
перспективы его ведущих и направляющих
сегментов в формировании наиболее развитой,
высококвалифицированной, интеллектуальной
и креативной социально-профессиональной
части кадрового ресурса и трудового потенциала
общества. Весьма актуальными в теоретическом
и практическом плане представляются
проблемы определения содержания высшего
профессионального образования и его
стандартизации, выявления диалектики
традиции и модернизации, соотношения
теологизации и сциентизации в образовательном
и социально-воспитательном процессе,
решения вопросов демократизации и гуманитаризации
профессионально-
Новое время определяет значительные изменения в социальных институтах. Высшая школа находится на этапе кардинальных перемен, переживает время коренного переосмысления своей роли и функций в современном обществе. Сокращение периода полураспада знаний и технологий, виртуализация многих сфер жизни, институционализация в обществе новых форм образования детерминируют «идеальный тип» высшей школы, максимально ориентированный на интересы личности, приближенный к практике, сфокусированный на конкретных результатах, предполагающий последующие экономические выгоды. Для отечественной высшей школы такой образ во многом является новым, требующим глубокого и разностороннего анализа.
Накопление качественных изменений в социальных институтах, в частности в высшей школе, ведет не только к трансформации её параметров, но и активному формированию новых качеств общественной системы, повышению образовательного уровня населения. Изучение трансформации высшей школы связано как с процессами социально-экономического преобразования российского социума, так и кризисом фундаментальных основ самой высшей школы как растущим несоответствием между новыми потребностями, в том числе зарождающегося постиндустриального общества, и устойчиво сохраняющимися традиционными формами производства знания и организации научно-образовательных практик. Наблюдается увеличение системного разрыва между требованиями обновляющегося общества и ограниченными возможностями высшей школы отвечать на них.
Любая социальная система подвержена изменениям, которые происходят на различных уровнях. Современные трансформационные изменения в отечественной высшей школе на макроуровне во многом являются "terra incognita", так как отличаются от преобразований предшествующих периодов и охватывают непродолжительный период времени. Некоторые из них сегодня активно обсуждаются, другие еще не стали предметом специальных исследований. В то же время социологи отмечают, что изучение процессов, приводящих к трансформациям, очень сложная задача в виду того, что они являются результатом длительного накопления изменений и не всегда имеют четкие границы, затрудняющие выбор критериев для классификации. Вместе с тем объективный анализ этих процессов в различных социальных системах и сферах общества представляется чрезвычайно важным, поскольку они так или иначе отражаются в общественном сознании, сказываются на развитии экономики, политики, культуры.
Наступивший XXI в. определяется всеми ведущими учеными и социальных и естественных наук как век знаний, век информации, век стремительного развития информационных технологий. Роль образования в развитии общественного производства и в становлении постиндустриальной цивилизации неизмеримо возросла. В постиндустриальном обществе наибольшим спросом пользуется продукция, основанная на информации, на высших знаниях. Подготовкой специалистов - создателей этих ценностей — занимается высшая школа, поэтому роль образования вообще и высшего образования в особенности не просто возрастает, но приобретает новое содержание, новые формы, новые структуры. Реформирование высшей школы в соответствии с требованиями постиндустриального развития становится общемировой тенденцией. В России переход от индустриального к постиндустриальному обществу наложился на смену плановой, административно-командной экономики на рыночную и ценности демократии. Сложности реформирования отечественной высшей школы усугубляются продолжающимся экономическим кризисом со всеми сопутствующими ему последствиями. В этих условиях изменения в деятельности российских вузов не могут не быть радикальными.
2.Особенности анализа трансформационных изменений
Анализ трансформационных изменений в высшей школе, на первый взгляд, относится к числу «академических» вопросов. Тем не менее, он тесно связан с поиском решения непростых социальных проблем, с которыми сталкивается этот социальный институт, среди них - возрастание требований различных групп населения к качеству и эффективности высшего образования, необходимость поддержания принципа его общедоступности, повышение ответственности научно-педагогического сообщества за подготовку специалистов в условиях массовизации высшего образования, формирование общества знаний, всестороннее влияние новых технологий на все его сферы и др.
В эпоху глобализации происходит втягивание стран в единый цивилизационный процесс, мировой порядок, в котором все труднее сохранить свою самобытную культуру и национальное своеобразие. Вместе с тем создание максимально эффективной системы высшего образования является целью любой страны и рассматривается сегодня в качестве важного фактора экономического роста, социальной стабильности и развития государств и Запада, и Востока. Потребность в оптимизации существующей модели высшей школы выражается в поиске точек сближения между системами высшего образования разных стран. Вхождение России в Болонский процесс ставит перед отечественной системой высшего образования целый ряд новых задач, требующих комплексного решения. Они касаются серьезных структурных и институциональных изменений, разработки новых подходов в управлении, инновационной стратегии развития в условиях современных реалий.
Особое значение в современных условиях имеет социологический анализ проблем системы функционирования высшего образования в России, детерминируемых, прежде всего, своеобразием хода социально-экономических реформ. Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития обусловило возникновение особого направления во внутренней политике государства — региональной политики. Это повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области образования, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач региона. Выполнение задач приведения региональной системы высшего образования к режиму сбалансированного функционирования предстоит осуществлять в большинстве случаев на фоне неблагоприятной социально-экономической обстановки, в условиях кризиса идеологии, нравственности и духовности. Образовательная деятельность становится важной компонентой экономического развития страны.
Динамика социальных процессов имеет ярко выраженную региональную окраску, которая определяется глубокой асимметрией социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, их социокультурной спецификой, различной концентрацией населения, разнообразием типов региональных образовательных ситуаций и т. д. Трансформация регионального образовательного пространства на базе университетского комплекса может стать при благоприятных условиях системообразующим социокультурным фактором, определяющим развитие регионального сообщества, уравновешивающим глобальные тенденции. [2]
Проблема трансформации отечественной высшей школы актуализирована и на уровне вузов, которые сегодня ступили на путь трансформационных преобразований. Это прежде всего крупные университеты, которые позиционируют себя как ведущие отраслевые либо «старые» классические с развитыми традициями фундаментальных исследований, которым все труднее сохранять свой потенциал в рыночных условиях. Потребность в трансформации испытывают многочисленные вузы, образованные в результате реорганизации (слияния) нескольких учреждений.
Направление, темпы и результаты трансформационного процесса в высшей школе зависят от образовательной политики, принимаемых управленческих решений, готовности профессионального сообщества к изменениям. Применение социологического дискурса в исследовании трансформации отечественной высшей школы обусловлено переоценкой традиционных факторов ее развития, поиском механизмов повышения ее эффективности, инновационности, гибкости и динамичности, не нарушающих основополагающих академических принципов. Целостное научное осмысление проводимых и проектируемых в высшей школе преобразований требует исследования тенденций, закономерностей и движущих сил трансформационных изменений.
Пониманию роли и места высшей школы в современных условиях способствуют разработанные зарубежными и отечественными обществоведами фундаментальные концепции постиндустриального и информационного общества Д. Белла, Э. Тоф-флера, И. Масуда, В. Иноземцева и др. В области теории автор исходит из основных положений институционального подхода, принципов социальных связей института образования с другими институтами общества, социологии образования и социологии управления, теоретические концепции и понятийный аппарат которых заложены в трудах отечественных и зарубежных ученых: С. Я. Батышева, Б.С. Гершунского, В.Г. Кинелева, A.M. Осипова, Ф.Р. Филиппова, В.А. Ядова, П. Бурдье, М. Вебера, Г. Дженкинса, Ф. Кумбса, К. Мангейма, Т. Парсонса и др.
Так же, немаловажное значение имеют методологические и общетеоретические исследования института образования с позиций философии, социологии, педагогики и психологии, представленные в работах B.C. Безруковой, А.С. Белкина, И.В. Бестужева-Лады, Б.М. Бим-Бады, С. Г. Вершловского, Б.Л. Вульфсона, Л.С. Выготского, Б.С. Гершунского, В.В. Давыдова, B.C. Леднева, А.Н. Леонтьева, В.Т. Лисовского, А.А. Мату-лениса, А.А. Овсяникова, A.M. Осипова, В.А. Садовничего, В.Д. Семенова;, А.Н. Ростовцева, Ф.Э. Шереги, В.И. Чупрова, Г.П. Щедровицкого и др. В их работах выявляются социальные факторы и тенденции, детерминирующие развитие системы профессионального образования в России. Признавая большой вклад, внесенный указанными учеными в исследование социальных проблем института образования, необходимо, тем не менее, отметить недостаточную проработанность тех аспектов, которые касаются специфики функционирования этого социального института на региональном уровне, его места и роли в развитии конкретных социально-территориальных систем. Изучению проблем взаимодействия образования и социальной структуры посвящен ряд работ Ф.Р. Филиппова, Л.Ф. Лисе, М.Н. Руткевича, Л.Я. Руби-ной В.Н. Шубкина, Д.Л. Константиновского, М.Х. Титмы, Ф.Г. Зиятдиновой.
Проблемы социологии образования (в том числе и регионального характера) получили также широкое отражение в трудах сибирских ученых: Е.С. Баразговой, В.Л. Барсука, М.Г. Бурлацкой, Т.П. Жигуновой, В.В. Затее-ва, Г.Б. Кораблевой, М.В. Лисаускене,Н.А.Лоншаковой, А.В. Меренкова, С. Д Намсараева, В.Я. Нечаева, И.И. Осинского, Б.С. Павлова, Т.В. Пермяко-вой, А.И. Сухарева, В.Н. Турченко, Н.И. Шаталовой, Е.А. Шуклиной и др. Авторами в числе других отмечаются изменения в подходах и способах решения региональных образовательных проблем. Отмечая позитивное значение социологических исследований названных авторов в сфере образования, следует учитывать то, что ряд важных его аспектов еще только включается в аналитический процесс. Среди них особую актуальность и практическую необходимость имеет определение региональных концепций управления институтами и университетами с точки зрения их социальной направленности. Существует недостаток работ теоретического и обобщающего характера, что делает менее четкими приоритеты эмпирических поисков, а последние, в свою очередь, не ведут к развитию теоретических моделей.
Информация о работе Институты высшей школы в России. Общий социологический анализ