Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2014 в 12:03, курсовая работа
На рубеже XX - XXI вв. проблемы преобразования отечественной высшей школы становятся предметом пристального внимания всевозрастающего числа исследователей. Актуальность исследования негосударственного образования в России вызвана потребностью целостного научного осмысления его специфики, обоснования перспективных направлений и эффективных механизмов его функционирования. Так же, актуальность и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы в институциональной структуре общественного воспроизводства обусловлены возрастанием роли образования и воспитания на их завершающих ступенях, определяющих духовно-нравственный, интеллектуальный, культурный и социально-профессиональный потенциал современного общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социальный анализ институтов………………………………………………….4
Особенности анализа трансформационных изменений………………………...6
Основные положения и идеи……………………………………………………16
Характеризация институтов…………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………………41
В качестве основной цели предпринятого исследования явился анализ социально-экономических процессов развития системы высшего образования с теоретико-методологических и социологических позиций, выявление его основных тенденций в контексте общих процессов и новой парадигмы российского образования, обеспечивающего развитие региональной системы высшей школы.
В последние годы высшая школа России пережила несколько поворотных моментов, существенно изменивших её статус, социально-ролевой функционал и характер взаимодействия с социумом. Меняются содержание и направленность образовательных программ, правовые нормы. Противоречивая интеграция в мировое образовательное сообщество сочетается с непрекращающимися поисками национального формата образования. К числу положительных моментов нынешнего положения высшей школы можно отнести значительное расширение арсенала познавательных возможностей и средств в анализе достижений и проблем вузовской среды, появление целого ряда научно-экспертных, общественно-профессиональных структур, нацеленных на изучение закономерностей и возможностей развития образования. Освоение новых познавательных горизонтов привело к рождению специальных отраслей гуманитарного знания, в частности, философской направленности (философия образования и др.). Традиционным для исследований подобного рода является стремление позиционировать себя в теоретическом пространстве отрасли, увязывать выдвигаемую проблему со степенью её разработанности в науке, обосновывать подход к её изучению с позиций научно-методологического анализа предшествующего опыта, установление сопоставимости данных и выводов. Несмотря на значительные исследовательские достижения последних десятилетий, сохраняет актуальность проблема выявления теоретического ядра и интегративных концепций в социально-философском осмыслении важнейших аспектов функционирования высшей школы, заключающихся в определении духовной основы и закономерностей ее развития во взаимосвязях между системой образования и социальной системой общества в целом. Ощутимый социально-философский пробел сохраняется и в исследованиях эмпирических аспектов современной образовательной практики.
В центре внимания многих, если не большинства исследований остаётся реформа высшего образования в России как всеобъемлющая философская, научно-педагогическая, социальная, государственная проблема. Поскольку временные и содержательные границы, пределы и возможности её никем не обозначены, нынешнее состояние системы высшей школы правомерно рассматривать как транзитное и переходное, смысл и направленность этого перехода не определены. Вместе с тем, первые результаты и предпринимаемые поспешные меры ускоренной рынконизации образовательной системы вызывают нарастающую озабоченность в научно-педагогическом сообществе, деловых кругах и широкой общественности. Проблемными остаются и дискуссионными предстают все основные аспекты образовательной реформы, ее базовые принципы и цели, основные понятия и соподчиненные термины, характеризующие намечаемые изменения. Непродуманными и спорными в смысловом и содержательном наполнении предстают такие понятия как «инновация», «модернизация», «оптимизация», «образовательная услуга» и тем более «воспитательная услуга», ориентация на «успешность», «конкурентоспособность» и т.д. применительно к образованию и воспитанию.
Характерным становится утвердившийся в практике ведомственного руководства отраслью принцип «следования за событиями» и «реактивные» действия в ответ на вызовы времени при отсутствии признаков прогнозирования, упреждения. Этот дефект не является ситуативным признаком. Есть все основания считать его долговременной особенностью национальной политики в сфере образования России в постперестроечный и нынешний реформаторский период. В силу целого ряда причин и факторов, действующих на протяжении длительного периода времени, вызрела совокупность противоречий, охватывающих все аспекты системы российского высшего образования.
Важнейшими из них, требующими основательного осмысления и практического разрешения, становятся выявление противоречивой взаимосвязи и взаимодействия высшего образования со всеми сферами общественного воспроизводства. Сложнейший узел социально-экономических противоречий завязывается в производственной и социальной сфере в связи с формированием рынка труда и необходимостью упреждающего ответа высшей школы на общественные потребности, социальные и личностные запросы. Весьма явственно обнажились противоречия между интеграцией в мировую образовательную среду и национальной моделью высшей школы.
Нарастают противоречия
между частными интересами
Постоянного разрешения
требуют противоречия между
Социально содержательный характер несут в себе несоответствия между общественно значимой природой знания, образования, просвещения и частными интересами работодателя и заказчика образовательных услуг. Они выражаются в противоречиях между абсолютной ценностью знания, всеобщим характером и способом его получения и распространения и рыночной
ценностью приобретаемых человеком знаний, умений и навыков, в противоречиях между принципами фундаментальности, полноты, целостности, системности знания и тенденцией к получению прикладного, практикоориентированного образования с исчерпывающим набором профессиональных компетенций.
Всё в большей мере высшая школа выступает проблемным фокусом современной цивилизации и глобализации с её противоречивыми тенденциями и устремлениями. В аспекте понимания высшей школы как особого социального института и специфической сферы общественного воспроизводства раскрывается ее общественный характер, назначение и социально-ролевой функционал. Общественные потребности и разные стороны человеческой практики обуславливают множественность социальных связей и влияний на высшую школу. В свою очередь, ответственным и квалифицированным упреждающим ответом на общественный, социальный и личностный запросы высшая школа оказывает все возрастающее воздействие на развитие общества в целом, формирует его будущее. Взаимосвязь общества и высшей школы обусловливают и определяют ее универсализм и институционализм в целостной структуре общественного воспроизводства. Подготовка высококвалифицированных кадров выступает результатом выполнения общественного заказа, социальных и личностных запросов. Одним из перспективных направлений выступает интеграция образования и науки, объективное возрастание их роли в обществе.
В новых социально-экономических
условиях все более значительными становятся
градообразующие и структурообразующие
функции вузов в государстве, конкретном
регионе и местном социуме. Становление
субъектности всех участников профессионально-
Социально-философский подход позволяет выявить интегрированный и обобщенный результат деятельности высшей школы и системы образования в целом. И этот результат, в рыночной терминологии - «продукт», прямо и опосредованно оказывает определяющее воздействие на общество во всём многообразии его проявлений, связей и отношений. Качественные и количественные характеристики образования, уровень учебного, научно-исследовательского и социально-воспитательного процесса, система и структура деятельности, организационные условия выступают, с одной стороны как следствие и результат процессов, идущих в обществе, и одновременно с этим, с другой стороны, как их существенная причина и условие. В связи с этим, вопрос о границах высшей школы как социального института, его качественной и количественной определённости в реализации своего социального предназначения в условиях трансформации современного российского общества представляет собой обобщение всех вопросов «повестки дня» в проблематике кризиса института образования как кризиса его субъектности.
Существенно различающимися оказываются статус и функции высшей школы в традиционном и инновационном обществе, в мобилизационном обществе и в обществе массового потребления, и, особенно, в современном российском обществе, переживающем трансформационные изменения. По-иному выстраивается стратегия, миссия и роль образования, оцениваются возможные риски управления и проч. Высшая школа как неотъемлемая и завершающая часть национальной системы образования представляет собой важнейший компонент всей системы жизнеобеспечения общества, один из гарантов его безопасности. Дезинтеграция и повреждение образовательной системы закономерно влечёт за собой серьезные общественные осложнения.
За последние два десятилетия система высшего профессионального образования в России подверглась радикальным преобразованиям. Количественные и качественные перемены настолько обширны, что их простое перечисление заняло бы немало места. Интенсивность и неоднозначность изменений не позволяет должным образом отрефлексировать процесс непрерывного реформирования всех звеньев образовательной системы. Возможно, поэтому исследователи нередко ограничиваются указанием на наиболее существенные явления. Общепризнано, что образование принадлежит к числу самых влиятельных социальных институтов современного общества. В то же время, государство и общество явно не удовлетворены тем, как выполняет свои институциональные функции система высшего профессионального образования России. Представления о русской национальной модели высшего образования не утвердились ещё в общественном сознании как нечто очевидное. Более того, они размываются и подвергаются сегодня опасным трансформациям. Реконструкция, восстановление и актуализация несущих идей и ведущих приоритетов российской высшей школы на современном этапе ее развития становится важнейшей задачей. Среди них - ориентация на лучшие традиции русской педагогической и философской мысли. Универсальность вуза как носителя традиции, хранителя ценностей особенно актуальна в ситуации, когда другие общественные институты не выполняют своего предназначения или слабо выражены на социально-образовательном пространстве.
Объектная область научных
изысканий определяется феноменом высшей
школы как комплексным профессионально-
Исследование основывается
на методологии отечественной
философской традиции, выявлении
эвристического потенциала
3.Основные положения и идеи
Принципиальная научная новизна, основные положения, идеи и предваряющие выводы представлены в следующих позициях:
1. Высшая школа как социальный институт общественного воспроизводства рассматривается в историческом, цивилизационном, социокультурном, общероссийском и региональном контексте. Углубляется и уточняется определение социального института с учетом глубинного воздействия на его содержание и социально-ролевые функции духовной компоненты.
2. Обосновано и сформулировано положение о доминанте духовности в процессе становления социального института образования и воспитания применительно к высшей школе. Осуществлена реконструкция, восстановление и актуализация духовной основы и приоритетов российской высшей школы в ее национально-историческом своеобразии и социально-культурном предназначении.
3. Долговременной тенденцией является разрастание и усложнение институциональной структуры высшего образования в соответствии с общественными потребностями, социальными и личностными запросами к образованию.
4. Обосновывается объективное возрастание роли высшей школы как социального института общественного воспроизводства в целом и развития личностного потенциала.
5. Определяются условия и возможности полноценного выполнения высшей школой своих общественно значимых функций.
6. В социально-философском исследовании проблем высшего образования ключевое значение приобретает выявление его креативно-антропологических оснований и аксиологических предикатов, в координатах которых определяется содержание и направленность социально-профессиональной, гражданской, культурологической и праксиологической подготовки новых генераций специалистов-интеллигентов.
7. Важным представляется выдвижение и обоснование идеи динамического развития, которое обусловлено снятием противоречия между новыми социальными потребностями и старыми институциональными формами.
8. Дан системный анализ научно-образовательного потенциала городского сообщества и градообразующей роли вуза в социально-экономическом развитии территории на материалах Зауралья.
9. На историческом опыте становления
и функционирования российской высшей
школы выявлены и раскрыты тенденции развития
социальных институтов, заключающиеся
в снижении степени социальной регламентации
и возрастании автономности высшей школы,
становлении субъектности основных участников
профессионально-
10. На основе обобщенных результатов социологических исследований учащейся и студенческой молодежи выявлены особенности формирования современного студенчества в аспекте становления его субъектности и полноценного самоопределения в новых социально-экономических условиях российского общества.
11. Вскрыто противоречие между объективным общезначимым статусом социального института высшей школы и его функционированием (использованием) в узких и односторонних интересах определённых социальных групп.
12. Дана критическая оценка законодательной и нормативно-правовой базы высшего образования с позиций ее совершенствования в соответствие с духовно-нравственным миропорядком и строем народной жизни.
Теоретическая и практическая значимость социально-философского исследования высшей школы как социального института общественного воспроизводства заключается в возможности использовать основные положения и выводы работы для методологического обеспечения содержательных аспектов и решения актуальных вопросов модернизации высшего образования.
Наиболее важными из них представляются:
1. Продолжение созидательной
линии как процесса сохранения, восстановления
и развития профессионально-
2. Совершенствование и качественное обновление содержания высшего профессионального образования, укрепление его связи с производством и социальной практикой, обеспечение надежных стыков с общеобразовательной, профессионально-технической и средней специальной школой.
3. Становление непрерывной системы образования, социально-профессиональной ориентации молодежи, планирование подготовки, распределения и устойчивого закрепления специалистов. Восстановление социального института воспитания.
Информация о работе Институты высшей школы в России. Общий социологический анализ