Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:03, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение темы «Институт образования» в контексте социологии образования. В рамках работы планируется выделение и исследование взаимосвязи в паре общество – образование, анализ функций института образования и рассмотрение вопроса проблем современного образования в России.
Введение
1. Образование и общество
2. Функции института образования
3. Проблемы образования в современной России
4. Практические задания
Заключение
Список литературы
План:
Введение
1. Образование и общество
2. Функции института образования
3. Проблемы образования в современной России
4. Практические задания
Заключение
Список литературы
Актуальность выбранной темы «Институт образования» определяется тем, что XXI столетие - век глобальных процессов перехода к постиндустриальному информационному обществу. На первый план выходит проблема выработки и реализации стратегии устойчивого развития общества. Главной основой перехода является свершение «человеческой революции», которая состоит в превращении человечества в единый субъект истории. Образование, как процесс ретрансляции системы ценностей и норм, культуры и нравственности, как процесс социализации молодого поколения, направляющий его деятельность во благо Отечества, формирует каждого отдельного человека как субъекта истории, следовательно, сообщества таких людей, общества граждан, становятся едиными субъектами истории.
Социология образования, отдельная отрасль социологии, рассматривающая вопросы взаимодействия общества и образование, раскрывающая и изучающая функции социального института образования, исследующая взаимосвязь образования с другими общественными институтами.
Социология образования, в контексте изучения института образования, необходима не только исследователям образования, но и практикам и этой сферы:
1. Социология образования дает более полное видение личности, образования и их реального положения в обществе и локальном сообществе. Это позволяет любому заинтересованному исследователю или практику обрести лучший баланс в понимании человеческого поведения.
2. Социология образования существенно усиливает научно-аналитический потенциал работников образования. Она является необходимой составляющей практической деятельности в системе образования.
3. Социология образования дает лучшее видение различных социальных статусов, ролей и ролевых ожиданий, существующих внутри самой системы образования. Знание характера социальной структуры локального сообщества, образцов поведения и ценностей социальных групп может смягчить процессы изменений, вносимых системой образования в общество.
5. Социология образования во взаимодействии со смежными отраслями знания (философией и историей образования, экономикой образования) способна помочь определить: какие решения в образовательной политике будут эффективны и какие — не будут. Социология образования будет полезна в определении целей и объектов воздействия, в определении такого образа социального поведения, который должен стать результатом образовательной программы.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение темы «Институт образования» в контексте социологии образования. В рамках работы планируется выделение и исследование взаимосвязи в паре общество – образование, анализ функций института образования и рассмотрение вопроса проблем современного образования в России.
В контексте контрольной работы вопросы образования целесообразно рассматривать с позиции социологии образования, как отдельного междисциплинарного контента.
Проанализируем вопрос «общество и образование» через историческую призму становления и развития отдельной отрасти науки – социологии образования.
Социология образования относится к дисциплинам, которые сформировались и институционализировались тогда, когда накопленной практике стало требоваться социологическое осмысление.
Зарождение социологии образования как отрасли науки произошло вначале 1860-х гг., когда правительство России начало гласно и в широких масштабах обсуждать учебную реформу. Проект нового устава образования был разослан в высшие учебные заведения, ученым и общественным деятелям в России и за границей. Именно в это время появляются многочисленные публикации по социальным проблемам образования. Преимущественно эти публикации носили теоретический характер. Эксперты высшей школы обсуждали вопросы автономии профессорской корпорации, положения студентов в учебных заведениях, надзора за учащимися. Дискуссии на данные темы стимулировали развитие исследований в области теории и истории образования в России.
Данная отрасль социологии получила свое становление и ускоренную динамику развития в 1960-е гг., когда группа научных работников - философов, экономистов, юристов, педагогов, - исходя из принципа «прозрачности» междисциплинарных границ, стала осуществлять широкомасштабные исследования проблем перехода от образования к труду, профессиональному самоопределению и карьере. Научный интерес отечественных ученых к этой области был обусловлен тем, что в советском обществе важным фактором социального расслоения стало образование. Его уровень и качество начали играть большую роль в социальной мобильности, в процессах формирования элитных групп.
Становление социологии образования тесно связано с развитием других смежных областей знания: социологии молодежи, социологии семьи, социологии культуры, социальной психологии, педагогико-социологических исследований. Поэтому социологию образования, особенно в период ее становления, трудно вычленить в «чистом виде».
Вначале 1960-х гг. В.Н. Шубкиным были начаты крупные исследования социологических проблем образования. Программа работ охватывала широкий круг социально-экономических, социологических и социально-психологических проблем выпускников средних и, отчасти, неполных средних школ. В частности, изучались объективные и субъективные факторы, влияющие на систему образования, профессиональные склонности, выбор профессии, трудоустройство, жизненные пути различных групп молодежи; престиж различных занятий и видов труда; социальная, профессиональная и территориальная мобильность; эффективность производственного обучения в школах, проблемы совершенствования системы профессиональной ориентации.
В 1970-1980-е годы количество исследований по различным вопросам социологии образования и в самых разных регионах страны существенно возросло. Это, прежде всего, работы М.Х. Титмы в Эстонии по ценностным ориентациям при выборе профессии. В Ленинграде большую работу по социальным проблемам высшей школы и молодежи вели Л.Н. Лесохина, В.В.Водзинская, В.Т. Лисовский. В Москве начались социально-педагогические обследования под руководством Р.Г. Гуровой. На Урале выделяются публикации о жизненных путях учащихся (Ф.Р. Филиппов, Л.Н. Коган).
Эпоха перестройки и поворот России на путь либерально-демократического развития наложили свой отпечаток и на исследования в области социологии образования. Во второй половине 1980-х гг. осуществляются исследования социального облика учащихся на базе Института молодежи. Особенность этих исследований - акцент на региональные проблемы. Изучались процессы воспроизводства социальных структур регионов за счет включения в трудовую жизнь когорты учащейся молодежи, составляющей значительную часть молодого поколения.
Продолжались исследования системы образования, в частности высшей школы. Важную роль играла межвузовская программа «Общественное мнение» под руководством А.А.Овсянникова, поддержанная и финансируемая Министерством высшего образования. В ее рамках объединились социологи более 90 вузов. Было выполнено 114 проектов. В их числе: проекты по оценке состояния и реформированию системы образования, экономике системы образования, условиям труда и быта студентов, преподавателей, учителей, ценностным ориентациям учащейся молодежи и студенчества, национально-культурным взаимодействиям в системе образования, социально-психологическим последствиям Чернобыльской катастрофы, социальному престижу учительства, вузовского преподавателя и т.п. Изучались взаимодействия института образования и общества, причины невостребованности знаний, умений, профессионализма, что вело к снижению интереса к приобретению знаний.
По мере развития социологии образования ее задачи усложняются. Функции института образования расщепляются на открытую (задачи освоения знаний, навыков, социализации) и латентную (воспроизводство социального неравенства). Латентная функция образовательной системы сближает проблематику этого социологического направления с исследованиями в области социальной стратификации.
В стране, переживающей острый экономический и политический кризис, резко возрастает непредсказуемость действий различных социальных групп и организаций. Это также ставит новые задачи перед обществоведами, поскольку нельзя изучать такое общество с помощью доктрин, рожденных веком Просвещения. Новое состояние социума требует и новых подходов. Все более ощущается потребность в использовании концепций и теорий, которые расширяют возможность изучения таких сложных, многослойных феноменов. Общество, которое в своем развитии стремится ориентироваться на либеральные модели, неизбежно сталкивается с их позитивными и негативными последствиями, и социальные исследования в области образования призваны обнаруживать возникающие конфликты, их механизмы. Социальная селекция в таком обществе осуществляется при помощи четко работающего механизма. Он включает в себя разнообразие каналов обучения, формальную и неформальную иерархию типов школ, явные и латентные ценностные ориентации различных образовательных организаций, специфические критерии оценки успеваемости. Без понимания этих скрытых от прямого наблюдения механизмов невозможно оценить плюсы и минусы различных моделей образования в контексте происходящих социальных сдвигов.
Если ориентироваться лишь на экономические показатели темпов роста национального дохода, рентабельности, конкурентоспособности и рассматривать систему образования как придаток производства, то мы получим структуру, далекую от демократических традиций, ориентированную на подготовку элиты - специалистов высокой квалификации, которые затем получают доступ к рычагам власти в экономике и политике. Что же касается образования широких масс населения, то оно будет консервироваться на весьма низком уровне.
В современных условиях социология образования все более расширяет свои границы, смыкаясь не только с проблематикой социального расслоения, но и с анализом широкого спектра социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.
Можно выделить следующее:
1. Вопросы образования являются основными вопросами развития страны в переломные этапы ее развития, что подтверждает важность образования в качестве цементообразующего компонента устойчивости общественно-политического развития. Интерес к сочетанию общество – образование, в нашей стране, чаще всего, возникает тогда, когда кризисные изменения уже касаются базовых жизненных устоев и все усилия исследователей направляются на поиск причин и определение возможный последствий. На мой взгляд, эффективней планировать возможные изменения в сочетании общество – образование. Планирование позволит выстраивать качественные процессы управления в сфере образования, позволит создавать экспериментальные площадки для отработки различных возможных критических ситуаций.
2. Вопросы высшего образования в России тесно связаны с экономической составляющей государства. Основная цель высшего образования для общества и государства – рост экономических показателей, в частности производительности труда. На мой взгляд, рассмотрение высшего образования только в контексте количественного изменения экономических показателей – однобоко. Проводимые в рамах социологии образования исследования по вопросам ценностных ориентаций и предпочтений молодежи можно использовать для выявления идеально-эффективного молодого человека. Затем, через систему образования возможно формирование данного нового типа молодого поколения, ориентированного на создание инновационных эргономичных продуктов и технологий, что позволит, не только количественно, но и качественно изменять экономику России.
3. В сочетании общество-образование, образование выступает системообразующим институциональным элементом, а общество являет средой, в которой образование реализует свои основные функции, развития, с одной стороны, и стабильности с другой. Образование - ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс его перманентного поступательного развития. Именно уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и прочих основополагающих социальных благ. А они, в свою очередь, обеспечивают суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе. Концептуально эту сферу социальной жизни общества, формирующую его культуру и процессы обогащения культуры, можно рассматривать как уникальный механизм передачи и усвоения научной информации знаний и умений социального и профессионального опыта от поколения к поколению, формирования личности, ее мировоззрения, различных качеств, культуры. Именно поэтому, образовательная система является важнейшим социальным институтом современного общества, способным, как выдвинуть государство на передовые позиции в мировом масштабе, в случае правильного функционирования, так и отбросить его в аутсайдеры, если данная система работает неэффективно. Для эффективной работы необходимо правильно расставить функциональные приоритеты, необходимо категориально достоверно знать какие функции должна выполнять образовательная система.
В современной социологической отечественной литературе понятию социального института отводится центральное место. Социальный институт определяется как основной компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, образовании и др.».