Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:03, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение темы «Институт образования» в контексте социологии образования. В рамках работы планируется выделение и исследование взаимосвязи в паре общество – образование, анализ функций института образования и рассмотрение вопроса проблем современного образования в России.
Введение
1. Образование и общество
2. Функции института образования
3. Проблемы образования в современной России
4. Практические задания
Заключение
Список литературы
Однако платность вводит жесткую селективность. Большая часть населения не располагает теми средствами, которые необходимы для оплаты образования детей, и лишается возможности получить качественное образование. Возникает острая социальная проблема. На данном этапе правительство декларирует, что основу образования, в том числе качественного, призвана составить государственная система образования. Платные формы, деятельность частных учебных заведений будут лишь дополнительными формами развития системы образования. Однако для реализации такой политики необходимо, чтобы рост инвестиций в образование из государственного бюджета значительно превышал рост платежей населения за платные образовательные услуги. В настоящее же время расходы государства на образование не обеспечивают приемлемого уровня зарплаты преподавателей и материального обеспечения учебного процесса.
Провозглашенный плюрализм и автономия учебных заведений, предоставление им широких прав в определении содержания обучения, в выборе образовательных программ привели к снижению контроля качества учебной подготовки. Некоторые учебные программы и даже циклы дисциплин не прошли достаточно надежную апробацию, их ценность не подтверждена экспериментально и не получила признания научно-педагогического сообщества.
Изменения в структуре специальностей в народном хозяйстве повлекли изменения и в программах обучения, введение новых специализаций в образовании. Разнообразие типов учебных заведений и форм подготовки, которое появилось в первое десятилетние XXI века, с одной стороны, может быть охарактеризовано как динамичность, адаптивность системы образования к потребностям развития народного хозяйства, государственной службы, культурного развития. Однако в угоду конъюнктуре оказались значительно потеснены фундаментальные учебные дисциплины или соответствующие разделы дисциплин, а это резко ограничивает возможности последующего культурного развития человека.
Само по себе расширение сферы образовательных услуг (а высшее образование за последние 6-7 лет почти удвоило прием студентов) без достаточного потенциала квалифицированных кадров, методической и учебно-технологической базы ведет к снижению качества обучения. Перед обществом, государством остро встала проблема контроля качества образования. Государством создана система аккредитации, аттестации и сертификации учебных заведений, но ее ресурсы в налаживании контроля, мониторинга качества в масштабах отечественной системы образования крайне ограничены.
Очевидно также, что многоступенчатая система высшего образования, которая действительно способствует более динамичному удовлетворению потребностей в образовании, пока не выстроена в программно-методическом плане, не скоординирована с традиционной для советской системы образования подготовкой специалистов с высшим образованием (5-летний срок обучения). Вместе с тем квалификационные требования и государственной службы, и производственно-хозяйственной деятельности не вполне отражают этот свершившийся факт изменения в системе образования: работодатель пока с трудом осознает различия дипломов лицеев, колледжей, бакалавриата, магистратуры. Чтобы построение многоступенчатого высшего образования закрепилось, нужны серьезные методические проработки и нормативная поддержка, в частности наличие квалификационных характеристик работников — по крайней мере, в государственной службе.
Существенно расширены права учебных заведений в определении содержания, программ обучения и в распределении ресурсов. Однако расширение самостоятельности, делегирование ответственности не сопровождаются сохранением и повышением требовательности руководства учебных заведений к качеству образования. Вновь возникает вопрос о необходимости государственного и муниципального контроля качества обучения — по сути, эффективного расходования как государственных ресурсов, так и денежных средств граждан на образование.
Для налаживания координации деятельности, учебно-методического, программного обеспечения учебного процесса профильных учебных заведений и учебных дисциплин при Министерстве образования России, а также при региональных и муниципальных органах управления образованием созданы учебно-методические объединения (комиссии), которым переданы функции не только взаимных консультаций, обмена опытом, но и создания нормативной основы организации учебного процесса, в определенной мере и текущего контроля качества обучения. Они формируют основные квалификационные требования, учебные планы подготовки специалистов, программы учебных дисциплин. Однако эти органы функционируют на слабой материальной и организационной базе и почти не используют современные формы экспертных систем, групповой работы, компьютерных и инновационных технологий.
Требование расширить самостоятельность, автономию учебных заведений сейчас звучит уже не столь категорично, как раньше, поскольку учебные заведения уже не способны взять самостоятельности больше, чем им дано, и принять на себя ответственность конструктивно решать трудные проблемы. Снизился потенциал моральной мотивации участия в управлении, и резко возросла волна прагматизма и меркантильности, поскольку большая часть населения, в том числе и в сфере образования, оказалась в трудном материально-экономическом положении. Участие общественности в самоуправлении также резко снизилось. Практически разрушились шефские связи, а спонсорство и попечительство развиваются крайне медленно в силу, как вышеизложенных факторов, так и нормативно-правовой основы налогообложения, которая не стимулирует финансовые вложения в сферу духовной жизни. Для сферы образования характерен очень длительный цикл отдачи инвестиций, и она всегда будет «затратой», нуждающейся в общественной поддержке.
Анализируя изложенный материал, можно сделать ряд выводов:
Основополагающий принцип реформы образования — его гуманизация. В целом можно утверждать, что за последние десять лет сделан решительный шаг вперед в этом направлении.
Во-первых, теперь инженерно-техническое образование по масштабу резко уступает образованию, ориентированному на подготовку специалистов гуманитарных профессий, предусматривающих общение с людьми.
Во-вторых, разнообразие форм обучения, образовательных программ приблизило решение задачи индивидуализации обучения, т.е. выбора оптимальных программ обучения, соответствующих запросам, способностям групп учащихся или отдельного учащегося. Сузился круг обязательных дисциплин, их разделов, расширена факультативная подготовка. Учебно-воспитательная работа переходит на позиции «педагогики сотрудничества».
В-третьих, заметно изменилась гуманитарная составляющая учебных дисциплин. В общеобразовательной школе в курсах истории, литературы, обществоведения более разнообразно представлены общественные события и течения, идейные направления, жанры, персоналии. Введены курсы изучения истории «малой родины» — своей республики, края, области. В других учебных дисциплинах акцент изложения переносится на возможность использования знаний на практике.
В вузах существенно изменился цикл обществоведческих дисциплин. Историю КПСС и научный коммунизм заменили политологией, в курсе философии более широко представлены современные философские направления.
Наиболее широко в гуманитарной составляющей учебных дисциплин в вузах представлена «Культурология», однако ее предметное содержание пока неопределенно.
Преподавание обществоведческих наук избавлено от тотального единообразия, но не достигнута согласованность позиций по предметному содержанию дисциплин.
Очевидно, что гуманитарно-обществоведческие дисциплины призваны, не только способствовать расширению культурного кругозора, но и формировать целостное представление о развитии общества, культуры. Эту роль может выполнять «Социология».
ВОПРОС 1. Проанализируйте значение образование для социализации личности.
Человеческий потенциал напрямую связан с организацией системы образования, особенно — высшего образования, формирующего интеллектуальную, творческую, управленческую элиту общества. Система образования — с одной стороны, самая консервативная часть духовной культуры, так как на ней лежат особо ответственные задачи по передаче духовного наследия народа от поколения к поколению. С другой стороны - самая мобильная, так как на ней лежат особые задачи по модернизации общества, цивилизационному развитию. Как правило, консервативный круг задач связывается с начальным, средним образованием, первыми этапами высшего образования. Мобильный круг задач связывается с окончанием высшего образования и переходам к послевузовскому образованию формам (аспирантура, докторантура, переподготовка кадров и т. д.). Эффективное функционирование и репродукция общества возможны только тогда, когда образование по своему содержанию (ценностным, культурным, нравственным нормам) не противоречит реальной жизни общества. Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Этот процесс обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры между поколениями. Цель социализации - формирование социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и общественными интересами. Реальное образование обеспечивает качественную социализацию молодежи, в том числе, через совершенствование ее профессиональной подготовки, учитывающей насущные потребности общества, повышение уровня подготовки специалистов в соответствии с техническим прогрессом.
ВОПРОС 2. Перечислите факторы, которые влияют (позитивно и негативно) на качество высшего образования.
По уровню влияния на качество образовательной деятельности ВУЗа, можно выделить внешние и внутренние факторы и условия. В процессе управления качеством образовательной деятельности необходимо оценивать, в первую очередь, внутренние факторы и условия. Однако без учета требований, предъявляемых к качеству образовательной деятельности со стороны внешних потребителей, подобная оценка не может быть достоверной.
Внешние факторы, влияющие на качество образовательного процесса можно разделить на две группы: факторы, связанные с политическими, национальными и экономическими особенностями страны и факторы, связанные с особенностями региона.
К числу внутренних факторов, влияющих на качество образовательного процесса, можно отнести: уровень материально-технической базы; качество применяемых образовательных технологий; качество временного и пространственного обеспечения учебного процесса, т.е. расписание занятий; научная и педагогическая квалификация преподавателей; их мотивация к труду; наличие учебных, научных и производственных связей ВУЗа; уровень исходных знаний студентов.
Следует отметить, что уровень подготовленности абитуриентов как внешний фактор в случае их зачисления в ВУЗ трансформируется во внутренний фактор − уровень исходных знаний студентов и оказывает основное влияние на качество образовательного процесса.
Каждый из приведенных выше факторов может положительно и отрицательно вилять на качество образования, все зависит от его значения и степени возможного влияния.
Основными в оценке качества образования являются внутренние факторы. При этом внешние изначально обеспечивают благоприятные, либо не благоприятные условия для развития образования и его качества.
ВОПРОС 3. Рассмотрите причины образовательного бума в современной России.
Причины образовательного бума в России могут быть следующие:
Социально-экономическое положение в стране и регионах определяет для молодежи наличие альтернатив получению высшего образования после школы. Чем меньше возможности найти работу, тем выше спрос на услуги ВУЗов.
В условиях растущего расслоения общества население, включая и молодежь, первое место среди ценностей отдает материальному достатку. Среди студентов государственных ВУЗов, обучающихся бесплатно, 93% ориентировано на успех, среди обучающихся в государственных вузах на платной основе таких 95,9%, а в негосударственных - 96,4%. Вывод очевиден - стремление к успеху выступает одним из основных факторов, влияющих на решение продолжать образование.
Важным мотивом при получении высшего образования является «бегство от армии». Действительно, данные о тендерной структуре студенчества в период войны в Чечне показывают, что доля обучающихся на дневных отделениях ВУЗов (а только они дают отсрочку от армии) среди мужчин призывного возраста составила 65% (для сравнения: среди женщин того же возраста - 55%).
Высшее образование стало существенным фактором получения не только прилично оплачиваемой, но и вообще какой-либо работы. «Из общего числа безработных выпускников 23,4% - лица, окончившие школу, 26,2% - учреждения начального профобразования, 35,1% - средние специальные учебные заведения и только 15,4% - высшие учебные заведения».
Анализируя собранный и исследованный материал по теме «Институт образования» можно сделать следующие выводы:
Образование в современном российском обществе выступает системообразующим институциональным элементом, а общество являет средой, в которой образование реализует свои основные функции, развития, с одной стороны, и стабильности с другой. Образование - ключевая сфера функционирования социума, важнейший источник и ресурс его перманентного поступательного развития. Отметим, что уровнем качества образования мотивируется развитие науки и культуры, интеллекта и духовности, развитие экономики, гражданского общества и иных основополагающих социальных благ, что, в свою очередь, обеспечивает суверенитет, мощь и независимость государства, его международный уровень, положение в мировом сообществе.
Для реализации одной из функции образования – социализации, современной социологии образования, как отдельной отрасли науки, следует более фундаментально исследовать вопросы ценностных ориентиров и предпочтений молодежи. Возможно, из выявленных приоритетов можно составить базу ценностного корсета общества, следовательно, институты образования получат возможность более эффективно реализовывать свои основные функции, связанные с сохранением и развитием целостности российского общества.
Внедряя и реализуя новый принцип образования – принцип гуманизации, изменилась роль гуманитарно-обществоведческих дисциплин, которые, в настоящее время, призваны, не только способствовать расширению культурного кругозора, но и формировать целостное представление о развитии общества, культуры. На мой взгляд, эту роль может выполнять социология как наука. Развитие социологии образования, в дальнейшем, должно быть связано с анализом широкого спектра социокультурных процессов, происходящих в российском обществе.
1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1