Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 21:03, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение темы «Институт образования» в контексте социологии образования. В рамках работы планируется выделение и исследование взаимосвязи в паре общество – образование, анализ функций института образования и рассмотрение вопроса проблем современного образования в России.
Введение
1. Образование и общество
2. Функции института образования
3. Проблемы образования в современной России
4. Практические задания
Заключение
Список литературы
Функции института образования в обществе
1) Трансляция и распространение культуры в обществе. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения обще разделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для не справляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного неоконченного среднего образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру.
С точки зрения социологии образования, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в боль шей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.
Анализируя функции института образования можно сделать вывод о том, что, в настоящее время, первые три функции, связанные с воспитанием и воспроизведением ценностей и культуры реализуются не эффективно, поскольку в России, на данный момент нет государственной закрепленной национальной идеи. Отсутствие национальной идеи привело к тому, что нет единого ценностного корсета общества, единого вектора развития общества и государства, следовательно, нет и возможности передавать что-либо молодому поколению россиян.
На мой взгляд, современной социологии образования, как отдельной отрасли науки, следует более фундаментально исследовать вопросы ценностных ориентиров и предпочтений молодежи. Возможно, из выявленных приоритетов можно составить базу ценностного корсета общества, следовательно, институты образования получат возможность более эффективно реализовывать свои основные функции, связанные с сохранением и развитием целостности российского общества.
Новый этап реформирования отечественного образования приходится на начало 90-х гг. В немалой степени этому способствовал кризис общественного строя. Вместе с тем система образования не отвечала запросам времени, утрачивала способность развиваться, использовать внутренние резервы, поскольку система носила тоталитарный характер. Тоталитарный характер управления сдерживал самостоятельность, творчество, автономию личности, а, следовательно, ее ответственность.
Несмотря на декларативные заявления о свободе личности, в системе образования было жесткое подавление проявлений свободы. Обществу предлагались идеалы, которые резко контрастировали с реальностью. Разрыв слова и дела резко подрывал смысл познавательной деятельности, мотивационную сферу получения образования.
Было бы неверным утверждать, что в советской системе образования пресекались любые нововведения. Однако новации допускались лишь в том случае, если они сопровождались убедительной идеологической аргументацией, если им была придана государственно-политическая направленность.
Тоталитаризм, догматизм, естественно, предполагают закрытость идеологической системы и ее однонаправленную, жесткую экспансию. Метафора «железный занавес» имела свои вполне зримые очертания, поддерживаемые деятельностью охранных структур государства. Закрытость системы образования, как и духовной жизни общества, противоречит современной цивилизации. Только в результате обмена достижениями возможно сосуществование современного человечества на принципах сотрудничества и состязательности. Это требование особенно важно для развития науки и образования, которые закладывают основы созидательно-конструктивной деятельности во всех сферах жизни современного общества.
Всплеск недовольства и реформаторских настроений по отношению к системе образования приходится на вторую половину 80-х гг., на так называемый период перестройки. Ядром общественного движения реформ образования стали педагоги-новаторы, отстаивающие позиции «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.).
На одном из съездов учителей была создана инициативная группа по разработке проектов реформы системы образования — Временный научно-исследовательский коллектив Школа (ВНИК — Школа), который позже получил государственную поддержку и функционировал при Государственном комитете по образованию.
Кредо «педагогики сотрудничества» представлено рядом положений:
• самостоятельность, авторитет преподавателя, его право на творческий подход, выбор образовательного материала, методики обучения;
• личностный подход в обучении, уважение к обучающемуся, сотрудничество с ним в организации образовательного процесса, предоставление ему возможностей выбора образовательного материала;
• право родителей, общественности на общественный контроль качества обучения.
В системе высшего образования акцент реформ переносится на расширение самостоятельности, автономии учебных заведений в выборе программ, содержания обучения, на развитие самоуправления, привлечение студентов к управлению, в том числе в оценке качества преподавания.
Неким итогом общественного движения стало принятие Закона Российской Федерации «Об образовании» (1992 г., с внесением дополнений и изменений в 1996 г.), который задал ориентиры нового этапа модернизации отечественной системы образования, продолжающегося и в настоящее время. В Законе декларирован ряд принципов государственной политики в развитии отечественной системы образования:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Внешне российская система образования в существенной мере сохранила те очертания, которые она приобрела за годы советской власти. Вместе с тем прослеживаются достаточно глубокие процессы обновления. При этом надо учитывать, что реформирование образования происходит в очень трудной, кризисной для страны социально-экономической и политической ситуации.
В обстановке общегосударственной полемики планомерная политика реформ отсутствует; те, у кого оказываются рычаги власти, начинают новации, но они нивелируются действиями новых назначенцев. В связи с чем, новшества приводят не только к положительным, но и отрицательным эффектам, способствуя возникновению новых проблем.
Наиболее заметное изменение — снятие идеологического тотального диктата, который отечественная система образования испытывала на протяжении всей своей многовековой истории.
Провозглашение плюрализма автоматически не приводит к культуре, ментальности толерантного, аналитического, а не догматического мышления. В первый период возникают очевидные трудности дидактической переработки и переиздания учебных материалов, содержащих новую интерпретацию событий и теоретических положений по всему спектру наук.
Другое заметное изменение в отечественной системе образования — разнообразие типов учебных заведений и соответственно форм обучения. В системе среднего общего образования появились новые учебные заведения: лицеи, гимназии, общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов; в системе среднего профессионального образования многие техникумы и училища были преобразованы в колледжи и лицеи; в высшем образовании институты расширили круг предметной подготовки специалистов и преобразовались в университеты. Введена многоступенчатая подготовка в высшем образовании: наряду с выпуском специалистов с высшим образованием (5-летний срок обучения), введены бакалавриат (4-летнее обучение) и магистратура (2—3 летнее обучение). Существенно расширены права учебных заведений в разработке учебных планов, программ обучения. Новым явлением стало введение платного образования.
Закон «Об образовании» легализует частное образование. Однако широкое развитие частных школ и платного образования было обусловлено не только инициативой педагогической общественности, но и трудным материальным положением учителей и преподавателей в условиях кризиса российской экономики.
Плюрализм, многообразие форм, содержания обучения привнесли свои проблемы. Платное образование, с одной стороны, открывает дополнительные возможности получения определенных видов образования для тех слоев населения, которые располагают финансовыми средствами. К тому же это дополнительная поддержка инфраструктуры и доходов преподавателей, расширение возможностей подготовки по новым специальностям и более широкая инновационная деятельность учебных заведений.