Институт образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального
функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы
ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы,
верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом,
обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные
институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы,
посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно
важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др.

Содержание

Введение
............................................................................
..................................2
Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы………………………5
Глава II. Функции образования………………………………………………..8
§ 1.2. Функции образования в обществе……………………………….9
§ 2.2. Функции образования в экономической сфере…………………10
§ 3.2. Соотношение задач и функций образования……………………13
Глава III. Ступени и формы образования……………………………………..18
§ 1.3. В классах российской школы: от массовизации к росту отсева.18
§ 2.3. Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов……..22
Заключение………...……………………………………………………………26
Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

институт образования Word.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

Институт образования

Содержание

 

Введение

............................................................................

..................................2

Глава I. Индивид, образование  и «внешние» факторы………………………5

Глава II. Функции  образования………………………………………………..8

      §  1.2. Функции образования в обществе……………………………….9

      §  2.2. Функции образования в экономической  сфере…………………10

      §  3.2. Соотношение задач и функций  образования……………………13

Глава III. Ступени  и формы образования……………………………………..18

      §  1.3. В классах российской школы:  от массовизации к росту отсева.18

      §  2.3. Вузы: конкурсная ситуация и  конкуренция претендентов……..22

Заключение………...……………………………………………………………26

Литература………………………………………………………………………28

 

 

 

                                  Введение

 

    Необходимой   предпосылкой   социальной   стабильности   и   нормального

функционирования  любого общества является  наличие  общеразделяемой  системы

ценностей  (культуры),  которая  включает  в  себя  общие  идеалы,  символы,

верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п.  Конкретным  механизмом,

обеспечивающим устойчивость и стабильность  общества,  выступают социальные

институты,    представляющие    собой    ценностно-нормативные    комплексы,

посредством которых  направляются и контролируются действия людей в  жизненно

важных сферах -  экономике,  политике,  образовании,  семье и др.  Поэтому

социальные  институты  представляют  собой   тип   социальной   организации,

деятельность   которой   направлена   на    осуществление    фундаментальных

потребностей  общества,  таких  как  воспроизводство  и  социализация  своих

членов, создание  материальных  благ,  координация  совместной  деятельности

людей, осуществление  социального контроля над их поведением и др.

    Успешная  деятельность   института   возможна   лишь   при   реализации

определенной  совокупности   условий:   1)   наличии   социальных   норм   и

предписаний, регулирующих поведение людей в  рамках  данного  института;  2)

интеграции его  в социально-политическую  и  ценностную  структуру  общества,

что, с одной стороны, обеспечивает  формально-правовую  основу  деятельности

института, а с  другой  -  позволяет  осуществить  социальный  контроль  над

соответствующими  типами  поведения;  3)  необходимо  наличие   материальных

средств  и   условий,   обеспечивающих   успешное   выполнение   институтами

нормативных предписаний  и осуществление социального  контроля[1].

    Обладая   ценностно-нормативной   структурой   с   соответствующими   ей

социальными  позициями,  социальный  институт  может  быть  рассмотрен   как

самостоятельная социальная система, точнее, подсистема  социального  целого,

деятельность которой связана с реализацией жизненно  важной  потребности

большой социальной  системы  (общества).  Таким  образом,  между  социальным

институтом, рассматриваемым  в качестве подсистемы, и социальной  системой  в

целом  существуют  определенные  (функциональные)   зависимости,   благодаря

которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

    В   процессе   нормального   функционирования   и   развития   общества

исключительно важную роль играет социальный институт образования,  благодаря

которому  накопленные трудом  предшествующих   поколений   материальные   и

духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению  людей

и  усваиваются  им.  Образование  можно  охарактеризовать  как  относительно

самостоятельную систему, задачей которой “является систематическое  обучение

и воспитание членов общества,  ориентированное  на  овладение  определенными

знаниями (прежде всего  научным), идейно-нравственными ценностями,  умениями,

навыками, нормами  поведения,  содержание  которых  определяется  социально-

экономическим и  политическим  строем  общества,  уровнем  его  материально-

технического развития”[2].

    В современной  социологии принято проводить  различие между формальным  и

неформальным образованием. Термин  “формальное  образование”  подразумевает,

во-первых, существование  в обществе специальных учреждений (школы,  училища,

техникумы,  вузы  и  др.),  осуществляющих  процесс   обучения.   Во-вторых,

господствующая  в современном  индустриальном  обществе  система  образования

подчиняется    официально    предписанному    со     стороны     государства

образовательному  стандарту, который определяет минимальные  границы знаний  и

умений,  требуемые   обществом   в   различных   областях   профессиональной

деятельности. Кроме  того, государственный образовательный  стандарт  в  явном

или  неявном  виде   содержит   определенные   социокультурные   ориентации,

связанные с обучением  и воспитанием молодого поколения  в соответствии  с  а)

нормативным каноном  личности (гражданина), принятом в  данном  обществе;  б)

нормативным требованиям  к  выполнению  распространенных  в данном  обществе

социальных  ролей.  Поэтому  деятельность  системы  формального  образования

определяется господствующими  в обществе культурными стандартами,  идеологией

и политическими  установками, которые воплощаются  в  проводимой  государством

политике в области  образования.

    В   социологии  объектом  изучения  выступает   прежде   всего   система

формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом,

поскольку образовательным  учреждениям принадлежит в нем  решающая  роль.  Что

же касается  термина “неформальное образование”,  то  под ним понимается

несистематизированное  обучение  индивида  знаниям  и  навыкам,  которые  он

стихийно  осваивает  в  процессе  общения  с  окружающей  социальной  средой

(друзьями, сверстниками  и  др.)  или  путем  индивидуального   приобщения  к

культурным ценностям, усвоения информации из  газет,  радио,  телевидения  и

т.д. Неформальное образование  является важной составной частью  социализации

индивида,  помогает  ему  осваивать  новые  социальные  роли,   способствует

духовному развитию, но по отношению  к  системе  формального  образования  в

современном  обществе  оно играет  вспомогательную   роль.   В   дальнейшем

изложении, говоря о социологических проблемах  образования, мы будем иметь  в

виду прежде всего систему формального образования.

 

 

 

    Глава  I. Индивид, образование и «внешние»  факторы

 

    В   последние  годы  в  отечественной   социологии   активно   проводятся

исследования социальных процессов в области  образования  и,  прежде  всего,

социального поведения  молодежи[3]. Значимость этой проблематики  обусловлена

тем, что, во-первых, она непосредственно затрагивает  вопросы  демократии  и

неравенства, связанные  с  институтом  образования  в  силу  выполняемых  им

функций. Фиксируемое  исследователями противоречие между  равенством  прав  на

получение образования  и дифференциацией в реализации этих прав молодежью  из

разных  социальных  групп  является  конкретным  выражением  данной  стороны

проблемы. Во-вторых, эта  тематика  важна  также  для  оценки  использования

интеллектуального потенциала  общества.  Привлекательность  образования  для

молодежи, ее устремления  в этой сфере, доступность образования  для  выходцев

из  разных  социальных  групп  во  многом  определяют   завтрашний   уровень

образования населения, численность и качество квалифицированных  работников,

весомость потенциала ученых и специалистов для наукоемких отраслей.

    Кроме   того,  исследование  социального   поведения  молодежи  в   сфере

образования актуально  в связи  с  формированием  рынка  труда,  а  именно  с

проблемами трудоустройства  молодежи. Здесь особенно важно, как  складывается

соотношение  потребностей  народного  хозяйства  в  работниках  определенной

квалификации по  тем  или  иным  профессиям  с  одной  стороны,  устремлений

молодежи при  выборе жизненного пути – с другой, структуры  образования  –  с

третьей.

    Значимость  этой проблематики выходит далеко  за рамки сферы образования.

Вопросы  демократии,  неравенства,   возможностей   социальной   мобильности

особенно остры  в условиях  переходного  общества,  в  обстановке  социальной

нестабильности.  Усилившаяся   социальная   дифференциация   не   может   не

проявляться в сфере  образования,  а  плюрализация  в данной  области также

имеет  социальный  характер.  Нынешние  процессы  в  экономике,  современное

состояние  рынка  труда  заставляют  с  особым  беспокойством  относиться  к

проблемам   трудоустройства    молодежи.    Что    касается    использования

интеллектуального потенциала общества, то  решение  этой  задачи  во  многом

определит, какое  место займет Россия в быстро  меняющемся  мире.  Каждая  из

сторон тематики по-своему определяет роль исследований в  этой  области  для

формирования  общественного  мнения  и  государственной  политики,  уяснения

потребностей   в   инвестициях,   разработки   различных   мер   социального

управления. На протяжении последних десятилетий на ориентации  и  социальное

поведение выпускников  средних (полных)  школ  оказывал  воздействие  большой

комплекс  факторов:  политические  перемены  в  стране,  изменение   способа

принуждения  к  труду;   трансформация   ценностных   ориентаций   общества,

связанная с изменением общей ситуации;  подвижки  в престиже  образования,

квалифицированных  профессий  и  роли  образования  в  процессах  социальной

мобильности; возникшие  в последние  годы  последствия  экономического  спада

(резкое уменьшение  спроса на рынке труда,  снижение  уровня  жизни);  замена

установки на всеобщее  среднее  образование  курсом  на  основное  (неполное

среднее) и среднее  (полное)  образование;  плюрализация  в образовательной

сфере;  внедрение  платного  обучения;  формирование  иерархии  "элитных"  и

"дешевых"  образовательных  учреждений;   усиление   неравенства   в   сфере

образования для  молодежи разных  регионов  и  для  поселений,  различных  по

уровню урбанизации. Явственно прослеживалось  влияние  изменений  конкурсной

ситуации,  проявлявшей  себя  как  интегральное  воздействие  прежде   всего

демографических процессов  и перемен в структуре и  функционировании  системы

образования.  Изменчивость  социальной  ситуации   обусловила   динамичность

социального  поведения  молодежи  в   сфере   образования,   особенно   ярко

проявившуюся  в последние десять  пятнадцать  лет в связи с   глубокими

трансформациями в  жизни страны.

    Исследование  социального поведения  молодежи  в  образовательной  сфере

показывает, что  в его формировании чрезвычайно  велика  роль  так  называемых

"внешних" (по  отношению к индивиду) факторов.  По  выражению  В.Н.  Шубкина,

"на самом деле  не только мы сами выбираем  себе путь, но  и  дороги  выбирают

нас"[4]. "Внешние" факторы  влияют  на  ориентации  молодежи,  через  них  и

напрямую обусловливают  важнейшие характеристики социального  поведения. В  те

или иные отрезки  времени явственно прослеживаются  последствия  определенных

воздействий. Рассмотрение поведения  молодежи  на  широком  социальном  фоне

позволяет выявить, например, его взаимосвязи с демографическими  волнами[5],

ситуацией в сфере  образования[6], изменениями ценностных ориентаций[7].

В данной работе рассматривается  ряд аспектов социального поведения  молодежи

в сфере образования,  непосредственно  связанных  с  воздействием  "внешних"

факторов.

 

 

 

    Глава  II. Функции образования

    Функции  образования в обществе в целом  лежат в русле функций  культуры,

поскольку образование  является  одним  из  институтов  культуры.  Они  носят

объективный и системный  характер, что очевидно в силу трех обстоятельств.

    Во-первых, функции реализуются сложной,  многоуровневой и  разветвленной

сетью  формальных  организаций,  имеющих   давние,   устойчивые   социально-

исторические связи  как друг с другом, так и с  внешними институтами  (семьей,

наукой, культурой, производством).

 

Во-вторых, функции  находятся под  социальным,  государственным  контролем  в

той мере, в которой  общество или группы вырабатывают и  одобряют  более  или

менее целостную  концепцию  сети  образовательных  организаций,  обеспечивают

ресурсы для ее развития.

 

В-третьих,  эти  функции  распространяются  на  все  без  исключения  уровни

общественной жизни (индивидуальный, групповой, социетальный).

 

Отмеченные взаимодействия образования и других социальных  институтов  носят

ярко  выраженный  двусторонний  характер.  В   результате   социологического

анализа становится очевидным, что система образования  определенным  образом

“реагирует” на  динамику  других  институтов,  изменяя  свою  структуру  или

содержание в  соответствии с изменяющимися условиями. В связи  с  этим  можно

Информация о работе Институт образования