Институт образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Краткое описание

Необходимой предпосылкой социальной стабильности и нормального
функционирования любого общества является наличие общеразделяемой системы
ценностей (культуры), которая включает в себя общие идеалы, символы,
верования, мораль, традиции, нормы поведения и т.п. Конкретным механизмом,
обеспечивающим устойчивость и стабильность общества, выступают социальные
институты, представляющие собой ценностно-нормативные комплексы,
посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно
важных сферах - экономике, политике, образовании, семье и др.

Содержание

Введение
............................................................................
..................................2
Глава I. Индивид, образование и «внешние» факторы………………………5
Глава II. Функции образования………………………………………………..8
§ 1.2. Функции образования в обществе……………………………….9
§ 2.2. Функции образования в экономической сфере…………………10
§ 3.2. Соотношение задач и функций образования……………………13
Глава III. Ступени и формы образования……………………………………..18
§ 1.3. В классах российской школы: от массовизации к росту отсева.18
§ 2.3. Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов……..22
Заключение………...……………………………………………………………26
Литература…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

институт образования Word.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

предположить, что  это  реагирование  носит  также  функциональный  характер.

Причем такое  реагирование является, как замечали еще  классики,  чаще  всего

запаздывающим.

 

Но поскольку  система образования обладает собственной  сложной структурой,  в

которой  активную  роль  играют   различные   социальные   организации,   то

образование само является источником  воздействия,  направленным  на  другие

общественные институты. Это воздействие нам  предстоит  теперь  рассмотреть,

поскольку одной  из важных задач социологии образования  как  раз  и  является

определение роли системы  образования  в  формировании  облика  современного

общества,  поиск  способов  оптимизации  общественного  развития  средствами

общественной системы  образования.

    § 1.2. Функции  образования в обществе.

    Исходя  из представления о системном  характере функций образования  можно

обозначить эти  функции  как  наиболее  устойчивые  направления  воздействия

формального образования  на  основные  сферы  общественного  развития.  Надо

отметить, что их выделение в данном случае  носит  гипотетический  характер.

Надежность  приводимых  формулировок  функций  может  быть  обоснована  (или

опровергнута) как теоретико-аналитическими, так и эмпирическими методами.  В

большинстве  же  случаев приводимые  положения подтверждаются   социально-

философским и социально-историческим анализом, социологическим  наблюдением.

Отчасти  они  повторяют  или  развивают  положения,  сформулированные  ранее

социологами,  но  также  являются   продуктом   критического   очищения   от

концептуальных  или  идеологических   штампов,   переосмысления   социальной

сущности образования  и более детального наблюдения роли системы  образования

в обществе.

    В приводимом  ниже виде функции отделены  от задач, то есть характеризуют

социально-исторические универсалии системы  образования  как  института.  Но

при  этом  очевидно,  что  некоторые  функции  образования  могут   временно

оказываться  как  бы  в  латентном  (закрытом  для общественного сознания)

состоянии. По ним не возникает социального заказа. В таких случаях они не

становятся  предметом   специального   научного   анализа   или   социально-

практического освоения, то есть не переводятся  в  плоскость  задач  системы

образования.

 

В  иных  социально-исторических   обстоятельствах   общество,   доминирующие

социальные группы или отдельные институты (например,  элементы  политической

системы,  хозяйственные   структуры   и   т.   д.)   могут   целенаправленно

акцентировать  некоторые   функции,   добиваясь   их   перевода   в   статус

приоритетных задач  школы или образовательной системы  вообще.  Это  означает,

что  реализация  функций  опосредована  социальным  целеполаганием  в сфере

образования и, строго говоря, социальной  структурой  и  идеологией  данного

общества  (целеполаганием  в экономике,  политике,  социальном  развитии  и

культуре).

 

Несомненно, что  функции образования  специфически  проявляются  в  отношении

социальных субъектов  разных уровней — общества,  групп,  индивидов.  Поэтому

там, где это возможно,  мы  выделяем  макро-  и микросоциальные  подходы к

описанию функций  образования.

 

Приводимый комментарий  функций указывает на их наиболее известные  и важные

с точки зрения социальной теории и практики аспекты.

    § 2.2. Функции  образования в экономической  сфере

    Система   образования  обеспечивает  выполнение  нескольких  функций   в

отношении системы  общественного  производства  и  экономической  системы  в

целом. Рассмотрим их.

    Формирование  профессионально-квалификационного  состава населения

 

При раскрытии этой функции обнаруживается, что она  имеет две основные  грани

и может быть  рассмотрена  с точки зрения  количественных  и качественных

характеристик.  С   количественной   точки   зрения   общественная   система

образования  отвечает   за   формирование   профессионально-образовательного

состава населения.

    Но было  бы  неверно  полагать,  что   система  формального  образования

непосредственно формирует  профессиональную  и  квалификационную  структуру.

Конечно, нет, ибо  она не может диктовать или решительно  изменять  пропорции

занятости или  качество  рабочих  мест  в  отраслях  даже  региональной  или

национальной   экономики.   Вернее   говорить,   что   система   образования

воздействует  на  эту  структуру  тем,  что  обеспечивает   квалификационное

воспроизводство различных  профессиональных  отрядов  и  слоев  населения.  В

обеспечении  этого воспроизводства и состоит один  из   основных   видов

функционального воздействия  системы образования на экономическую  сферу.

    Такое   воспроизводство  на  практике  не  бывает   идеальным.   Система

образования, в  силу  институциональной  и  организационной  инерции,  может

вести   к   “перепроизводству”   подготовленных   профессионалов.   Подобное

перепроизводство   —   безусловно,    негативное    явление    в    развитии

профессионально-квалификационной  структуры  населения,   в   социальной   и

экономической сферах вообще. Известно, что выпуск педагогов в СССР в 1980-х

годах превышал потребности самой системы образования в 2,8 раза.  Выпускники

педагогических  вузов  в  массовом  порядке  трудоустраивались  в  партийных,

советских, профсоюзных, правоохранительных  органах,  армии,  на  инженерных

должностях в производстве, коммунальном хозяйстве и т.  п.,  где обладание

непрофильным высшим  образованием  стало  печальной  нормой.  Это  тормозило

развитие профессионального  образования  по  целому  ряду  специальностей  и,

следовательно, вело к массовой депрофессионализации персонала перечисленных

отраслей.

 

С другой стороны, это  порождало и приниженные требования к  профессиональной

ориентации учителей, вело к нехватке  учителей  в  самих  школах,  к  крайне

высокой профессиональной текучести педагогов и увеличению среднего  возраста

в профессии, к низкой творческой отдаче, снижению престижа работников  сферы

образования. Подобные ситуации складывались в связи с  перепроизводством и  в

других профессиях.

 

Противоположная  тенденция  выражается  в  том,  что   система   образования

недопроизводит   специалистов   некоторых   профессий    или    определенных

квалификаций. В  таком  случае  усиливается  приток  в  профессию  людей  без

соответствующей подготовки, входит в массовую  практику  обучение  профессии

на рабочем месте,  не  дающее  базовых теоретических знаний  и творческих

навыков.  Обе  тенденции  оказывали  и  оказывают  негативное   влияние   на

социально-профессиональную  структуру   общества.   Подчас   такое   влияние

становится  даже   разрушительным   в   отношении   некоторых   относительно

устойчивых  систем   социальных   отношений,   представляющих   общественную

ценность, например, в отношении профессиональной культуры  отраслевых  групп

работников.  Под  их  воздействием   происходит   не   только   качественное

“размывание”   квалификационного   состава   профессиональных   групп,    но

становятся менее  ясными отношения  внутри  профессиональных  групп  и  между

ними,    поскольку     принижается     профессиональная     ответственность,

распространяются  непрофессиональные  критерии  в   работе   и   должностном

оценивании людей  и, соответственно, непроизводственные  факторы  социального

продвижения индивидов.

 

Не  так   далеки   времена,   когда   работников,   согласно   действовавшим

инструкциям, оценивали  на  должностное  соответствие  по  их  политическим,

моральным качествам, по их “культуре в  быту”  и  т.  п.  Другой  крайностью

непрофессионализма  критериев  является  частое  должностное  оценивание  по

признаку личной преданности руководителю, психологической  совместимости.

 

Вторая,  качественная  сторона  этой   функции   обеспечивает   формирование

производственных  качеств  работников.  Она  осуществляется  преимущественно

учреждениями    профессионального    образования,    которые    обеспечивают

воспроизводство квалификационного  состава  работников.  Производственные  и

социальные качества могут  развиваться  в  трудовой  допрофессиональной  или

непрофессиональной  деятельности. Было бы неверно недооценивать  в этом  плане

роль   общеобразовательной   подготовки,   которая   во   многом   формирует

интеллектуальный, творческий и нравственный  потенциал  будущего  работника.

Статистика показывает, что  производительность  труда  и  творческая  отдача

(инновационная  активность)  работника  несколько   повышается  с  ростом  его

общего образования.

 

Под  влиянием  этой  статистики  в  концепции  обязательного  образования  и

государственной образовательной  политике  возобладал  “интеллектуализм”  как

стремление передать учащимся максимально большой объем  знаний  основ  точных

наук (математики, физики, химии) в ущерб их  гуманитарному  образованию.  На

уровне отдельных школ главным “двигателем” интеллектуализма было  стремление

обеспечить учащимся наилучшие гарантии их поступления  в вузы  и  продолжения

образования по престижным  специальностям.  Но  можно  утверждать,  что  эта

отдача была бы выше (и, соответственно, общественные социокультурные  потери

ниже), если бы в  отечественной общеобразовательной  школе учебный  процесс  в

большей  степени  учитывал  способности  обучаемых,  а наряду  со  сложными

программами  по  основам  точных  и  естественных  наук   должное   значение

придавалось  специальному  формированию  у  школьников  интеллектуальных   и

психологических способностей к познавательной и инновационной  деятельности.

Достаточно остро  ставят  проблему  реализации  способностей  детей  в  школе

некоторые философы. (См., напр.: Эфроимсон В. П., Изюмова Е. А.  На  что мы

надеемся,  или  Нужно  ли  растить  гениев?  //  Квинтэссенция:  Философский

альманах. М.,1990). Производственные обязанности на  каждом  рабочем месте,

как правило, предполагают наличие у работника, претендующего  на  это  место,

определенного объема общеобразовательных знаний и профессиональных  навыков.

На практике, однако, крайне редко возникают стопроцентные  совпадения  между

квалификационными  характеристиками  должностей   и   уровнем   квалификации

работников  даже  в  рамках   одной   отрасли   экономики   или   отдельного

предприятия.

 

Считается, что некоторое  превышение образовательного  уровня  работника  над

требованиями  рабочего  места   играет   положительную   роль   в   развитии

производства,   поскольку   обеспечивает   резерв   творческого   потенциала

личности, квалификационного  и должностного роста человека, а  следовательно,

и его социального  продвижения. С другой стороны, в  неидеальной ситуации  это

же  обстоятельство   может   усиливать   противоречие   между   притязаниями

обладателя «избыточного»  образования  и  ожиданиями  окружающих  его  людей,

вести к конфликту. Оба аспекта заслуживают  внимания  как  с  теоретической,

так и с социально-практической точки зрения.

 

§ 3.2. Соотношение  задач и функций образования

    Подход  к рассмотрению функций или  задач образования  в  разных  научных

дисциплинах, как правило, зависит от характера их предмета и развитости  их

проблемного поля. Так, в традиционной советской педагогике определение  этих

задач концентрировалось  вокруг  проблемы  формирования  личности.  Причем  в

этом  формировании  стремились  всегда  установить  некоторый  универсальный

набор  требуемых  качеств  и,  соответственно,  направлений   педагогической

деятельности. В  междисциплинарных исследованиях  и в  смежных  с  педагогикой

науках  этот  вопрос   ставится   значительно   шире.   Например,   директор

Международного  института  планирования   образования   ЮНЕСКО   Жак   Аллак

рассматривает приоритетные задачи образования в  прямой  или опосредованной

связи  с  развитием   людских   ресурсов,   которое   является   необходимой

предпосылкой  любого  поступательного  развития  общества  как  целого.3  Он

выделяет  следующие  сферы,  в  отношении  которых   образование   выполняет

позитивные задачи:

    — этический  прогресс,

    — улучшение  здоровья и питания,

    — экономическое  развитие и технологический прогресс,

    — социально-культурные  изменения,

    — преодоление  неравенства в развитии людских  ресурсов,

    — оптимизация  экологического развития.

    Приведенное  определение посвящено целеполаганию, но не  функциональному

анализу образования  как института. Для ясности вопроса  о  соотношении  задач

и функций, для того, чтобы  они  не  подменяли  друг  друга,  признаем,  что

задачи образования  есть  форма  заказа,  продукт  социального  осмысления  и

Информация о работе Институт образования