Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:58, курсовая работа
Проблема экстремизма в современном мире стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых и новых случаях проявления национализма, главным участником которыхявляется молодежь. Российская Федерация - одно из самых многонациональных государств мира. Взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда находятся в непрерывном изменении. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика подросткового экстремизма как социальной проблемы…………………………………………………………….…………….5
1.1 Определение молодежного экстремизма……………………...…...5
1.2 Виды молодежного экстремизма………………………...………....9
1.3 Причины возникновения молодежного экстремизма в России…………………………………………………………………….……....14
2. Понятие и основные направления первичной профилактики подросткового экстремизма……………………………………….……………19
2.1 Понятие первичной профилактики молодежного экстремизма…….………………………………………………………………...19
2.2.Основные направления первичной профилактики молодежного экстремизма………………………………………………………………………22
3. Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)……….…………………………26
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………….……..32
В.Т. Кондрашенко обозначает профилактику девиантного поведения, как комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение [21]. Таким образом, мы видим, что определение профилактики является базовым для любого направления деятельности. Основной целью же является полное предотвращение экстремистских действий, или, как правило, их количественное снижение.
Н.И. Холод выделяет 3 этапа профилактики девиантного поведения(первичная, вторичная и третичная) и сообщает, что первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам [22]. Как видно из описания первичной профилактики, большинство мер должны быть направлены именно на нее, т.к. на данном этапе устраняются причины, вызывающие появление экстремистских идей у подростков. При массовом просвещении детей старшего школьного возраста о факторах, которые могут на них повлиять и о том, как с ними бороться, можно избежать обращения к последующим этапам профилактики.
Также Н.И. Холод говорит, что главная задача вторичной профилактики — раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т. е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию. Третичная профилактика — проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [23]. Таким образом, на последующих этапах выделяются подростки, на которых не возымели действия первичной профилактики. Эти «группы риска» берутся под особый контроль органов правопорядка и работников образовательных учреждений. Для тех же детей, которые имеют отклонения в физическом или психическом развитии, должны создаваться индивидуальные программы реаилитации.
Минздравсоцразвития России в 2011 году разработало учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений – одно из направлений обеспечения национальной безопасности». В данном пособии собрана вся нормативно-правовая база, касающаяся профилактики экстремизма в целом (полный список в Приложении А) [24]. Как видим, законодатель обозначил круг деятельности по профилактике, ее основные принципы, которые применимы для профилактики терроризма, национализма, фашизма и др. видов экстремизма. Большинство нормативных актов закрепляют в себе только те меры, которые действуют после совершения экстремистских действий. Профилактическая часть может быть представлена как донесение сведений о наказаниях до населения.
Так, например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» профилактика экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
Анализируя данную классификацию, можно выделить основополагающим принципом соблюдение и защиту прав и свобод гражданина. Именно гарантия защиты личности ее интересов лежит в основании противодействия экстремизму. Каждый человек Российской Федерации имеет право на достойную жизнь, независимо от пола, национальности и вероисповедания. Если разъяснить подросткам доступными средствами о данном факте, то большинство разногласий можно будет избежать.
Однако следует помнить, что профилактика должна осуществляться комплексно, т.е. все принципы профилактической деятельности должны выполняться. Комплексность также должна выражаться в координации деятельности между исполнителями, которые в силу своей компетенции занимаются профилактикой экстремизма. Если говорить о подростках, то основным исполнителями будут являться учителя, социальные педагоги, психологи, представители органов правопорядка и, конечно же, родители.
В целом, понятие профилактики экстремизма не нашло отражение в законодательных актах. Нормативно-правовая база по профилактике недостаточно сформирована и требуется ее детальная разработка. Однако в нормативно-правовых актах закреплены принципы, применяемые при предупреждении экстремизма.
2.2.Основные направления
первичной профилактики
Профилактика экстремизма среди школьников должна занимать приоритетное значение, т.к. большинство школ обучают детей разных национальностей и вероисповеданий. Это может привести к конфликтам. Также большая масса подростков имеют выход в социальные сети, где может пропагандироваться экстремистский способ поведения.
Для лучшей организации противодействия подростковому экстремизму, следует осуществлять профилактику в различных сферах деятельности, по различным направлениям. Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области были выделены основные направления профилактики:
Таким образом, противодействие экстремизму должно начинаться заблаговременно , когда подростки не задумываются о применении насилия. Таким образом, можно сформировать не только отрицательный образ экстремизма, но и привить уважительное отношение к каждому человеку.
В формировании неприятия насилия должны участвовать родители и педагог совместно. Семья занимает первое место среди всех приоритетов подростков, т.к. именно она выполняет основные функции по жизнеобеспечению ребенка. Родители закладывают первые понятия о разграничении «дора» и «зла». Важно, чтобы эти понятия соответствовали потребностям общества, т.е. не пропагандировали насилие и агрессивное отношение к гражданам. При поступлении в школу, в данный процесс вмешиваются педагоги.
А. Клеопов считает, что семью и в первую очередь детей необходимо надежно защитить от различных информационных атак, которым они подвергаются со стороны СМИ, в частности, телевидения. Ребенок совершенно не подготовлен и неопытен, чтобы дифференцировать информацию, усваивать полезную информацию для созидательной жизни и отфильтровывать опасную не только для него лично, но и для общества в целом [27]. Таким образом, семья играет большую роль в профилактике экстремизма. Анализируя общее влияние семьи на ребенка, можно выявит её главные задачи в реализации профилактики экстремизма:
А. Клеопов приводит пример, когда семья не справляется с поставленными задачами: ребенок изменился, у него появились вредные привычки, родители не узнают его. Что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что же с ним произошло. Произошел перенос формы поведения из одной среды в другую, потому что ребенок усвоил и принял за образец для подражания то, чему научили его, например, теле- и видео-фильмы. И ребенок начал вести себя аналогично тому, что принял за норму [28]. Очевидно, что родители в данной ситуации не смогли дифференцировать информацию, утратили контроль за становлением ребенка. Подобным образом подросток может принять экстремистские идеи за образец. Что может привести без дальнейшего вмешательства к активным противоправным действиям. Очевидно, что в данном случае следует вмешаться педагогу и провести работу со всей семьёй.
Следующим направлением является формирование негативного образа действий экстремистов. МБОУ №26 г. Екатеринбурга был составлен проект по противодействию экстремизму, он включает:
Проведение профилактики в подобных формах вызовет интерес у подростков, т.к. большинство из них в настоящее время увлекаются фотографированием. Также школьникам будет интересно участвовать в играх и фестивалях. Это объясняется возрастным особенностями, ведь красочные фотографии и подвижные занятия не дают школьникам потерять заинтересованность.
Также к вышеописанным мероприятиям относятся:
Итогом введения таких проектов на территории всех школ России будет являться хорошей базой для профилактики экстремизма. Данные мероприятия соединяют в себе сразу несколько направлений по профилактике:
Подводя итог, можно выделить основные направления профилактики и формы их проведения. К направлениям относятся предварительная иммунизацию подростка к экстремистской идеологии; формирование неприятия насилия как такового; формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров; ликвидация экстремистских формирований от методов развала изнутри, до различных форм силового принуждения. Однако, стоит отметить, что это не полный перечень профилактических мер, ведь в условиях быстроразвивающегося общества, появляется большое количество новых форм, методов направлений профилактики экстремизма.
3 Информированность подростков г. Красноярска об
экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)
Профилактика экстремистских
настроений и убеждений позволит
значительно снизить риск терроризма
и экстремизма в обществе. В
целом она должна создавать эффект
невосприимчивости детей к
Анкетное исследование «Информированность старшеклассников г. Красноярска об экстремизме» проводилось в мае 2013 года среди учеников 11-х классов МОУ СОШ №129 Советского района. Было опрошено 46 человек, возраст респондентов – 17-18 лет. Среди опрошенных респондентов 69% – это женщины и 31% – мужчины.
Так как понятие экстремизма
включает в себя негативное отношение
к представителям других национальностей
и вероисповедания, то один из первых
вопросов касался понимания
Таблица А.1 -Распределение ответов на вопрос «Ксенофобия- это…»%
боязнь Ксенона |
Нетерпимость (плохое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания |
заболевание, при котором часто снятся кошмары |
боязнь утратить свою национальную культуру |
затрудняюсь ответить |
6 |
35 |
18 |
18 |
23 |
Как видим, большинство опрошенных дает неверный ответ (42%). Только 35% верно дают определение ксенофобии. Нельзя сказать, что старшеклассники, которые ответили правильно, уверены в своем ответе. Из беседы с классным руководителем одного из 11-х классов, преподающим курс обществознания, стало известно, что подростки не изучают данное понятие в школьной программе. Следовательно, большинство старшеклассников пользовались интуитивным мышлением, личным опытом и кругозором, отвечая на первый вопрос.
Следующий вопрос относился
непосредственно к профилактике
экстремизма. Старшеклассникам предлагалось
дать определение понятию «