Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экстремизма в современном мире стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых и новых случаях проявления национализма, главным участником которыхявляется молодежь. Российская Федерация - одно из самых многонациональных государств мира. Взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда находятся в непрерывном изменении. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика подросткового экстремизма как социальной проблемы…………………………………………………………….…………….5
1.1 Определение молодежного экстремизма……………………...…...5
1.2 Виды молодежного экстремизма………………………...………....9
1.3 Причины возникновения молодежного экстремизма в России…………………………………………………………………….……....14
2. Понятие и основные направления первичной профилактики подросткового экстремизма……………………………………….……………19
2.1 Понятие первичной профилактики молодежного экстремизма…….………………………………………………………………...19
2.2.Основные направления первичной профилактики молодежного экстремизма………………………………………………………………………22
3. Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)……….…………………………26
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………….……..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экстремизм Винницкая 1.06.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

В.Т. Кондрашенко обозначает  профилактику девиантного поведения, как комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение [21]. Таким образом, мы видим, что определение профилактики является базовым для любого направления деятельности. Основной целью же является полное предотвращение экстремистских действий, или, как правило, их количественное снижение.

Н.И. Холод выделяет 3 этапа профилактики девиантного поведения(первичная, вторичная и третичная) и сообщает, что первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам [22]. Как видно из описания первичной профилактики, большинство мер должны быть направлены именно на нее, т.к. на данном этапе устраняются причины, вызывающие появление экстремистских идей у подростков. При массовом просвещении детей старшего школьного возраста о факторах, которые могут на них повлиять и о том, как с ними бороться, можно избежать обращения к последующим этапам профилактики.

Также Н.И. Холод говорит, что главная задача вторичной профилактики — раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т. е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию. Третичная профилактика — проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения [23]. Таким образом,  на последующих этапах выделяются подростки, на которых не возымели действия первичной профилактики. Эти «группы риска» берутся под особый контроль органов правопорядка и работников  образовательных учреждений. Для тех же детей, которые имеют отклонения в физическом или психическом развитии, должны создаваться индивидуальные программы реаилитации.

Минздравсоцразвития России в 2011 году разработало учебно-методическое пособие «Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений – одно из направлений обеспечения национальной безопасности». В данном пособии собрана вся нормативно-правовая база, касающаяся профилактики экстремизма в целом (полный список в Приложении А) [24]. Как видим, законодатель обозначил круг деятельности по профилактике, ее основные принципы, которые применимы для профилактики терроризма, национализма, фашизма и др. видов экстремизма. Большинство нормативных актов закрепляют в себе только те меры, которые действуют после совершения экстремистских действий. Профилактическая часть может быть представлена как донесение сведений о наказаниях до населения.

Так, например, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» профилактика экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

    • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
    • законность;
    • гласность;
    • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
    • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
    • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
    • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности [25].

Анализируя данную классификацию, можно выделить основополагающим принципом соблюдение  и защиту прав и свобод гражданина. Именно гарантия защиты личности  ее интересов лежит в основании противодействия экстремизму. Каждый человек Российской Федерации имеет право на достойную жизнь, независимо от пола, национальности и вероисповедания. Если разъяснить подросткам  доступными  средствами о данном факте, то большинство разногласий можно будет избежать.

 Однако следует помнить, что профилактика должна осуществляться комплексно, т.е. все принципы профилактической деятельности должны выполняться. Комплексность также должна выражаться в координации деятельности между исполнителями, которые в силу своей компетенции занимаются профилактикой экстремизма. Если говорить о подростках, то основным исполнителями будут являться учителя, социальные педагоги, психологи, представители органов правопорядка и, конечно же, родители.

В целом, понятие профилактики экстремизма не нашло отражение в законодательных актах. Нормативно-правовая база по профилактике недостаточно сформирована и требуется ее детальная разработка.  Однако в нормативно-правовых актах закреплены принципы, применяемые при предупреждении экстремизма.

 

 

2.2.Основные направления  первичной профилактики молодежного  экстремизма

 

Профилактика экстремизма  среди школьников должна занимать приоритетное значение, т.к. большинство школ обучают  детей разных национальностей и  вероисповеданий. Это может привести к конфликтам. Также большая масса  подростков имеют выход в социальные сети, где может пропагандироваться экстремистский способ поведения.

Для лучшей организации противодействия  подростковому экстремизму, следует  осуществлять профилактику в различных  сферах деятельности, по различным  направлениям. Комитетом по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области были выделены основные направления профилактики:

    • предварительную иммунизацию подростка к экстремистской идеологии;
    • формирование неприятия насилия как такового;
    • формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров [26].

Таким образом, противодействие экстремизму должно начинаться заблаговременно , когда подростки не задумываются о применении насилия. Таким образом, можно сформировать не только отрицательный образ экстремизма, но и привить уважительное отношение к каждому человеку.

В формировании неприятия  насилия должны участвовать родители и педагог совместно. Семья занимает первое место среди всех приоритетов  подростков, т.к. именно она выполняет  основные функции по жизнеобеспечению ребенка. Родители закладывают первые понятия о разграничении «дора» и «зла». Важно, чтобы эти понятия соответствовали потребностям общества, т.е. не пропагандировали насилие и агрессивное отношение к гражданам. При поступлении в школу, в данный процесс вмешиваются педагоги.

А. Клеопов считает, что  семью и в первую очередь детей необходимо надежно защитить от различных информационных атак, которым они подвергаются со стороны СМИ, в частности, телевидения. Ребенок совершенно не подготовлен и неопытен, чтобы дифференцировать информацию, усваивать полезную информацию для созидательной жизни и отфильтровывать опасную не только для него лично, но и для общества в целом [27]. Таким образом, семья играет большую роль в профилактике экстремизма. Анализируя общее влияние семьи на ребенка, можно выявит её главные задачи в реализации профилактики экстремизма:

  • дифференцирование информации на полезную и опасную (избегать передач, фильмов и сайтов с демонстрацией насилия);
  • объяснение  основных правил поведения в обществе;
  • создание представлений о положительных и отрицательных действиях;
  • воспитание невосприимчивости отрицательной информации из СМИ и Интернета.

А. Клеопов приводит пример, когда семья не справляется с  поставленными задачами: ребенок изменился, у него появились вредные привычки, родители не узнают его. Что делать? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем, что же с ним произошло. Произошел перенос формы поведения из одной среды  в другую, потому что ребенок усвоил и принял за образец для подражания то, чему научили его, например, теле- и видео-фильмы. И ребенок начал вести себя аналогично тому, что принял за норму [28]. Очевидно, что родители в данной ситуации не смогли дифференцировать информацию, утратили контроль за становлением ребенка. Подобным образом подросток может принять экстремистские идеи за образец. Что может привести без дальнейшего вмешательства к активным противоправным действиям. Очевидно, что в данном случае следует вмешаться педагогу и провести работу со всей семьёй.

Следующим направлением является формирование негативного образа действий экстремистов. МБОУ №26 г. Екатеринбурга был составлен проект  по противодействию экстремизму, он включает:

    • Неделя национальной игры «Мы разные, но вместе нам интересно»
    • Фестиваль многонациональных культур «Радуга наций»
    • Фотовыставка «моя малая Родина»
    • Классный час «Создание позитивных дружеских отношений»
    • Классный час «Учимся вести переговоры»
    • Деловая игра «Отцы и дети» [29].

Проведение профилактики в подобных формах  вызовет интерес у подростков, т.к. большинство из них в настоящее время увлекаются фотографированием. Также школьникам будет интересно участвовать в играх и фестивалях. Это объясняется возрастным особенностями, ведь красочные фотографии и подвижные занятия не дают школьникам потерять заинтересованность.

Также к вышеописанным  мероприятиям относятся:

    • Родительское собрание «Родителям о роли общения в жизни подростка»
    • Родительское собрание «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свой поступки в школе, семье общественных местах»
    • Родительское собрание «Идеализм и цинизм подростков»
    • Родительское собрание «Опасности большого города» (что нужно знать родителям о молодежных субкультурах и как понять поведение подрастающих детей) [30].

Итогом введения таких проектов на территории всех школ России будет являться хорошей базой для профилактики экстремизма. Данные мероприятия соединяют в себе сразу несколько направлений по профилактике:

  • выявление и разрушение экстремистских молодежных групп,
  • формирование негативного отношения к экстремизму.

Подводя итог, можно выделить основные направления профилактики и формы их проведения. К направлениям относятся предварительная иммунизацию подростка к экстремистской идеологии; формирование неприятия насилия как такового; формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров; ликвидация экстремистских формирований от методов развала изнутри, до различных форм силового принуждения. Однако, стоит отметить, что это не полный перечень профилактических мер, ведь в условиях быстроразвивающегося общества, появляется большое количество новых форм, методов  направлений профилактики экстремизма.

 

 

3   Информированность подростков г. Красноярска об

экстремизме  (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)

 

 

Профилактика экстремистских настроений и убеждений позволит значительно снизить риск терроризма и экстремизма в обществе. В  целом она должна создавать эффект невосприимчивости детей к экстремистской идеологии, методам насильственных действий. Для проведения профилактической деятельности среди старшеклассников стоит  выяснить уровень их осведомленности об экстремизме в целом. Опираясь на данные анкетного исследования, проанализируем уровень знаний учеников 11 класса об экстремизме в г. Красноярске.

Анкетное исследование «Информированность старшеклассников г. Красноярска об экстремизме» проводилось  в мае 2013 года среди учеников 11-х классов МОУ СОШ №129 Советского района. Было опрошено 46 человек, возраст респондентов – 17-18 лет. Среди опрошенных  респондентов 69% – это женщины и 31% – мужчины.

Так как понятие экстремизма  включает в себя негативное отношение  к представителям других национальностей  и вероисповедания, то один из первых вопросов касался понимания старшеклассниками  определения «ксенофобия».

Таблица А.1 -Распределение  ответов на вопрос «Ксенофобия- это…»%

боязнь Ксенона

Нетерпимость (плохое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания

заболевание, при котором  часто снятся кошмары

боязнь утратить свою национальную культуру

затрудняюсь ответить

6

35

18

18

23


 

Как видим, большинство опрошенных дает неверный ответ (42%). Только 35% верно дают определение ксенофобии. Нельзя сказать, что старшеклассники, которые ответили правильно, уверены в своем ответе. Из беседы с классным руководителем одного из 11-х классов, преподающим курс обществознания, стало известно, что подростки не изучают данное понятие в школьной программе. Следовательно, большинство старшеклассников пользовались интуитивным мышлением, личным опытом и кругозором, отвечая на первый вопрос.

Следующий вопрос относился  непосредственно к профилактике экстремизма. Старшеклассникам предлагалось дать определение понятию «толерантность». Было предложено несколько вариантов ответов. И ответы распределись следующим образом: 88% - уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.; 6%- смирение и непротивление злу; 6%- затрудняюсь ответить.

Информация о работе Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)