Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Проблема экстремизма в современном мире стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о новых и новых случаях проявления национализма, главным участником которыхявляется молодежь. Российская Федерация - одно из самых многонациональных государств мира. Взаимоотношения между различными нациями, этническими и религиозными группами всегда находятся в непрерывном изменении. В настоящее время одной из актуальных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика подросткового экстремизма как социальной проблемы…………………………………………………………….…………….5
1.1 Определение молодежного экстремизма……………………...…...5
1.2 Виды молодежного экстремизма………………………...………....9
1.3 Причины возникновения молодежного экстремизма в России…………………………………………………………………….……....14
2. Понятие и основные направления первичной профилактики подросткового экстремизма……………………………………….……………19
2.1 Понятие первичной профилактики молодежного экстремизма…….………………………………………………………………...19
2.2.Основные направления первичной профилактики молодежного экстремизма………………………………………………………………………22
3. Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)……….…………………………26
Заключение…………………………………………………………………….…31
Список использованных источников…………………………………….……..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экстремизм Винницкая 1.06.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

Таким образом, большинство  верно дали определение понятию  «толерантность». Из данного следует, что старшеклассники знакомы с понятием терпимости и уважения к представителям других национальностей и религий. Также из беседы с учителем, стало известно, что в школьный курс обществознания включен раздел, посвященный раскрытию понятия толерантности. Стоит отметить, что в данной школе проводились классные часы на тему «Нации и межнациональные взаимоотношения». В итоге можно сказать, что ученики 11-х классов МОУ СОШ №129 при ответе на данный вопрос руководствовались знаниями, которые получили непосредственно при обучении.

При анализе анкет выяснилось, что многие школьники не знают, какие  организации имеют экстремистскую направленность. На вопрос «Как вы считаете, националист - это тот, кто: …» школьники дали разные ответы: 29% - досконально знает свою национальную культуру, 6% - нарушает правила дорожного движения за границей. 6% - пишет книги о достоинствах и/или недостатках представителей своей национальности, 52% - считает представителей своей национальности лучше всех других людей.

Таким образом, 41% учащихся не знают о том, что националисты имеют своей целью провозглашение верховенства одной нации над всеми. В России национализм выражается в стремлении к ущемлению прав других национальностей -  русских, дагестанцев, эвенков, тувинцев, чеченцев и др. Особо негативный настрой у школьников вызывают лица кавказской национальности. Также из беседы с классным руководителем, стало очевидно, что существующие размолвки между учениками 11-го класса, основаны на межнациональных конфликтах. Учитель приводит пример, что некоторые ученики позволяют себе неуважительное отношение к одноклассникам и учителям, оскорбляя их по национальному признаку. При профилактических беседах с данными учениками упор делается исключительно на правовые последствия подобных действий. Однако, ни родителями, ни педагогами не объясняется, что подобные высказывания являются признаком националистических сообществ.

Следующим шагом стало  выяснение отношения подростков к представителям меньшинств. На вопрос «Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость/недоброжелательность к представителям какого-либо меньшинства?» подростки дали следующие ответы: 47% - никогда, 18% - да, по национальному признаку, 6% - да, по другим признакам, 29% -затрудняюсь ответить (возможно, в это случае проявилось нежелание искренне отвечать).

Анализируя полученные данные, можно сказать, что в данной параллели 11-х классов существует группа риска, подверженная влиянию экстремистских идей. Данные старшеклассники уже имеют опыт девиантного поведения по отношению к представителям других национальностей. Для предотвращения проявления экстремистских действий в будущем следует уже сейчас обратить внимание на данную группу подростков.

Далее, было интересно узнать о том, что думают старшеклассники о межнациональных и межконфессиональных отношениях в г. Красноярске.

Таблица А.2 – Распределение ответов на вопрос «По вашему мнению, существует ли в нашем городе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?» %

да, и это большая проблема

да, но встречается редко и не являются проблемой

мне это неинтересно

не знаю

64

11

6

11


 

        Из приведенных результатов видно, что большинство старшеклассников считают, что в городе существуют напряженные отношения между представителями различных религий и наций. Также стоит отметить, что только 11% школьников не видят проблемы во взаимоотношениях.

Затем, было интересно узнать, что думают респонденты о принципах взаимоотношений между людьми. На вопрос «Какие взаимоотношения важны между людьми в мире?», 88 % старшеклассников ответили – взаимоуважение/толерантные.

Из этого следует, что  большинство подростков знают об основных правилах поведения с людьми. Следовательно, школьники имеют  представление о правильной модели поведения с представителями  других народов и религий.

Последним, наиболее важным вопросом, стало выяснение отношения  подростков к непосредственному  контакту с представителями другой национальности или вероисповедания.

Таблица А.3. Распределение ответов на вопрос «Могли бы вы представить себя или своих близких в браке с человеком другой национальности или другого вероисповедания?» %

никогда и ни за что

скорее нет

не знаю

да, это вполне возможно

41

29

18

11


 

Таким образом, большинство  респондентов негативно относятся  к представителям других наций и  религий. Из этого следует, что в  возрасте 17-18 лет подростки уже  склонны к негативному настрою относительно представителей других наций и религий. Большую роль в этом играют частые примеры столкновения представителей различных народов, проживающих на территории Российской Федерации. Стоит также отметить, что в данной школе уже имелся случай столкновения учеников разных национальностей на почве национальной неприязни. Это также могло повлиять на отношение школьников к браку с представителем другой национальности или другого вероисповедания.

В итоге можно сказать, что подростки знают об основных принципах поведения с представителями  другой национальности или вероисповедания, но при непосредственном контакте с  ними выражают неприязнь и пренебрежение. Также стоит отметить, что большинство старшеклассников не имеют четкого представления об экстремистской деятельности и ее негативных последствиях. Из этого следует, что либо профилактические меры не осуществляются в данной школе, либо осуществляются не в должной мере, неэффективны. Следовательно, требуется улучшение организации по профилактике экстремизма среди школьников этой конкретной школы. В то же время школа является типичной, возможно, эта ситуация также типична для большинства школ г. Красноярска.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В современном обществе  все чаще возникают конфликты на почве национальных и религиозных различий. Экстремистские группировки, создающиеся с целью распространения агрессивной идеологии, привлечения молодежи и подростков к противоправным действиям, осуществляют массовые беспорядки и физически уничтожают людей по национальному и религиозному признаку. В данной ситуации особенно важно уделять большое внимание профилактике экстремизма среди молодежи, как наиболее восприимчивой именно к идеологии прямых ответов на сложные вопросы, идеологии деятельности.

В первой главе рассмотрены вопросы, касающиеся понятия и видов молодежного экстремизма. Было выяснено, что молодежный экстремизм не имеет собственных направлений, а формируется на базе уже сформированных видов экстремизма. Среди основных видов экстремизма: экономический, политический, националистический, религиозный. Также, были рассмотрены причины возникновения экстремистских настроений среди подростков. К основным причинам относятся правовые, политические, миграционные, социально-экономические, географо-климатические, психологические.

Вторая глава посвящена  изучению понятия и направления первичной профилактики экстремизма среди молодежи. В целом, понятие профилактики экстремизма не нашло отражение в законодательных актах. Следует расширять нормативно-правовую базу, касающуюся профилактики экстремизма. Однако в нормативно-правовых актах закреплены принципы, применяемые при предупреждении экстремизма. Также, было уделено внимание изучению направлений и форм первичной профилактики подросткового экстремизма. К направлениям относятся предварительная иммунизацию подростка к экстремистской идеологии; формирование неприятия насилия как такового; формирование негативного образа экстремистских формирований и их лидеров; ликвидация экстремистских формирований от методов развала изнутри, до различных форм силового принуждения.

В третьей главе отображены практические сведения об уровне осведомленности  учеников 11-го класса об экстремизме, полученные в проведенном автором исследовании в общеобразовательном учебном заведении, типичном для российского общества. Также, были представлены количественные данные, представляющие мнение учащихся об отношениях с представителями других национальностей и религий.

Анализ представленного  материала позволяет отметить, что предупреждение экстремизма среди молодежи способствует не только установлению стабильной ситуации в государстве, но и позволяет прививать подросткам толерантность по отношению к другим нациям и религиям, распространять терпимое отношение к различным проявлениям иных качеств, свойств, системы взглядов, делать их восприимчивыми к обучению конструктивным средствам коммуникации и решения конфликтов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Силаева З.В. Политический экстремизм: теория и практика URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/551-politicheskiy-ekstremizm-teoriya-i-praktika (дата обращения:30.04.2013).

2. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь URL: http://slovaronline.com/search (дата обращения:30.04.2013).

3. Большая Советская Энциклопедия URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения:02.05.2013).

4. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 144-ФЗ Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года// Рос. газ.-2002.- 30 июля URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/114-fz.shtm (дата обращения: 03.052013).

5. Психологический словарь URL: http://psi.webzone.ru (дата обращения:03.052013).

6. Вехов И. В. Экстремизм как объект социологического исследования//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009.№111 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekstremizm-kak-obekt-sotsiologicheskogo-issledovaniya#ixzz2UiF6BmHH (дата обращения: 06.05.2013).

7. Васильев Ф.П. Природа современного экстремизма URL: http://jurnal.amvd.ru/indviewst.php?stt=214&SID( дата обращения: 07.05.2013).

8. Яхъяев М.Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального URL:  http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/knigi/item/683-socialno-ekonomicheskie-korni-ekstremizma (дата обращения:10.05.2013).

9. Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм URL: http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/item/186-religiozno-politicheskiy-ekstremizm ( дата обращения: 13.05.2013).

10. Интымакова Л.Г., Чередникова Н.П. Политический экстремизм и терроризм URL: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/547-fenomen-ekstremizma-i-terrorizma-v-politike ( дата обращения:13.05.2013 ).

11. Кулешова Е.Л., Павлий Ю.Г. Социально-политическая активность молодежи Волгоградского региона // Вестник Волгоградского Государственного Университета. 2012. №2 URL:  http://new.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-4-history-regional-studies-2-22-2012/3 (дата обращения:13.05.2013).

12. Узденов Р.М. Экстремизм: Криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия URL:  http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1277982 (дата обращения:).

13. Кольев А.Н. Религиозный  экстремизм  как форма социальных отношений URL:   http://hghltd.yandex.net (дата обращения:13.05.2013).

14.  Исмаилов Б.И.Теоретические аспекты противодействия молодёжному экстремизму и правоприменительная практика зарубежных государств URL:http://www.juristlib.ru/book_4603.html (дата обращения:13.05.2013).

15. Роберт Лукабо, Эдвард Фукуа, Джозеф КенджемиТерроризм Психологические и политические аспекты// Иностранная психология.1998.№10 URL: http://www.psychological.ru/default (дата обращения:13.05.2013).

16. Романов. И. Разрушительная миграция URL: http://beregrus.ru/?p=1707 (дата обращения:16.05.2013).

17. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-псих. и психиатр. Аспекты.  URL: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z390 (дата обращения:16.05.2013).

18. Холод Н.И. Профилактика девиантного поведения учащихся в Испании: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01: защищена 15.04.2006: утверждена 17.09.2006. Ярославль, 2006. 185 с. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/profilaktika-deviantnogo-povedenija-uchawihsja-v-ispanii.html (дата обращения:20.05.2013).

19.  Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений одно из направлений обеспечения национальной безопасности URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-165909.html (дата обращения:20.05.2013).

20.  «О совершенствовании взаимодействия органов самоуправления муниципальных образований Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области с общественными и религиозными объединениями по вопросам профилактики экстремизма на национальной и религиозной почве, формирования толерантности и культуры межнационального общения жителей Подмосковья»: протокол Комитета по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области №18 от 07.07.2009 г. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-88817.html (дата обращения:25.05.2013).

21. Клеопов А. В. Путин о безопасности семьи и терроризме в URL: http://www.proza.ru/2010/12/06/623 (дата обращения:25.05.2013).

22. Профилактика экстремизма в школе ПЛАН работы на февраль -март 2013 года мероприятий в рамках месячника гражданско-правового воспитания  школьников и профилактики экстремизма в подростковой среде URL: http://mou26.edusite.ru/p39aa1.html (дата обращения:25.05.2013).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета

Информированность подростков г. Красноярска об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского района).

 

1. Ксенофобия - это:

Информация о работе Информированность подростков в г. Красноярске об экстремизме (на примере МОУ СОШ №129 Советского р-на)