Использование визуальной наглядности на уроке английского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на достаточную, на наш взгляд, исследованность проблемы использования визуальной наглядности на уроках иностранного языка в средних учебных заведениях нам представляется возможным показать свое видение данной проблемы, разработать способы применения наглядности в классной и внеклассной деятельности учащихся при изучении английского языка. Поэтому цель нашей работы – состоит в разработке применения визуальной наглядности как способа применения как способа создания коммуникативной мотивации при устном иноязычном общении.
Задачи исследования: использование принципа наглядности на уроках и во внеурочной работе по английскому языку.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
1.1.Место наглядности в коммуникативном методе обучения.
1.2.Формирование коммуникативной мотивации учащихся с помощью комплекта наглядных пособий …………………….…………………………16
Выводы по главе I…………………………………………………..………….21
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.
2.1. Использование наглядности при формировании лексических навыков говорения…………………………………………………………..……………25
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку с использованием наглядности на уроках английского языка в средней школе…….…………..33
2.3.Наглядность и мультимедийное сопровождение на уроках английского языка…………………………………………………………………..………….39
Выводы по главе II……………………………………………………..………..49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….………..51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…..52

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная. Использование визуальной наглядности в развитии устной речи на английском языке.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

При обучении лексической  стороне говорения на  всех  его  этапах  должны  использоваться  ситуации с  применением наглядности.  Здесь  важна  задача, заключающаяся  в  избежание « срастания»  слова  и ситуации,  он  должен  показать как одна  и та же лексика применяется  в различных  ситуациях.  Таким  образом,  надо  создать  коммуникативный  фон,  который  будет  последовательно  раскрывать  сферу  применения  лексических  единиц, иллюстрируя  « коммуникативные  возможности» вводимых  слов.

Коммуникативный  подход  к  обучению  устной  речи предполагает опору  на  следующие  принципы:

a) принцип речемыслительной активности; б) принцип индивидуализации; c) принцип функциональности; d) принцип ситуативности; e)    принцип новизны.

Коммуникативный  метод выдвигает  целью  обучения ИЯ иноязычную  культуру, которая  подразумевает  все  то,  что  способен  принести  учащимся  процесс  овладения   иностранным языком  в учебном,  познавательном,  развивающем и воспитательном  аспектах.

Для  создания  на  уроках  речевого  взаимодействия  могут  служить  такие  виды  работы, как:  аудирование текста, выполняемое  для последующей  выработки  навыка  монологической  речи;

-ролевые   игры используемые  для  развития  коммуникативных  умений;

- квизы  как   способ создания  естественных  речевых ситуаций;

- разговорные   тексты, которые  служат  стимулом  к  высказыванию и являются  образцом  высказывания.

Очень эффективны  в  плане  развития  умений  дискуссионного характера научно –  популярные  и  фабульные  тексты, отобранные  по  принципу  их  способности  вызвать  интерес  и  желание  к  их  обсуждению  на иностранном языке.

 

 

2.3. Наглядность  и  мультимедийное сопровождение  на  уроках  английского  языка.

С развитием  современных технологий компьютер  становится средством обучения,  способным  наглядно  представлять  самую различную информацию.  Новые информационные технологии  воздействуют на все компоненты  системы обучения: цели,  содержание,   методы  и  организационные  формы обучения,  средства обучения,  что позволяет  решать  сложные  и актуальные  задачи педагогики, а именно:  развитие интеллектуального,  творческого  потенциала,  аналитического  мышления и  самостоятельности человека. Большие  возможности  содержатся в  использовании  компьютеров   при обучении  английскому  языку.

В наше время  применение  интерактивных средств  обучения прочно  вошло в  школы.  Это  не только  современные технические  средства,  но  и   новые  формы  и  методы  преподавания, новый  подход  к процессу  обучения.  Применение в  образовании  компьютеров и информационных  технологий  оказывает  существенное  влияние  на  содержание,  методы  и организацию  учебного  процесса по  различным   дисциплинам.  С развитием  современных  технологий  компьютер  становится  средством  обучения,  способным  наглядно  представлять  самую  различную  информацию.  Новые информационные технологии  воздействуют на все  компоненты  системы  обучения:  цели,  содержание,   методы  и организационные формы  обучения,  средства  обучения,  что позволяет  решать  сложные  и актуальные  задачи педагогики,  а  именно: развитие  интеллектуального,  творческого потенциала,  аналитического  мышления  и самостоятельности  человека.  Быстрое  развитие  компьютерной  техники  и  расширение  ее  функциональных  возможностей  позволяет  широко  использовать  компьютеры на  всех  этапах  учебного  процесса.  Большие  возможности  содержатся  в  использовании  компьютеров  при  обучении  английскому  языку.

Применительно к компьютерному  обучению, принцип  наглядности,  называемый  также  «интерактивной  наглядностью»  играет  очень  важную роль. Если  в традиционном  понимании  наглядность  это,   прежде  всего иллюстративная  компонента,  обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление,  то  в компьютерном  обучении  наглядность позволяет увидеть то,  что не  всегда  возможно  в реальной  жизни даже с помощью самых чувствительных  и точных  приборов.  Не следует упускать  из  виду,  что компьютер позволяет  учащемуся не  только  читать, но и слушать,  смотреть  видео,  а  также  активно  воздействовать  на  происходящее  с помощью  нажатия различных  клавиш  или  управления  мышью.

Компьютерные  обучающие системы также называют интерактивными ( диалоговыми)- это  форма  общения,  характерными  особенностями которого  являются  смешанная  человека- машинная  инициатива,  предвидение  намерений  пользователя  и  возможность сотрудничества  с  системой.  Традиционные  уроки  по  природе  своей являются  пассивной  формой  обучения. Поскольку соотношение  между  количеством  учащихся  и  количеством  преподавателей  может  быть  достаточно  велико, у  преподавателя  мало  возможностей  взаимодействовать  с  каждым   учеником  и  ученик  робкий  и  застенчивый  зачастую  остается  без  внимания. Обучение  с  помощью  компьютеров, напротив,  подразумевает  обязательное  взаимодействие  каждого  учащегося с системой с целью усвоения  урока:  это делается  нажатием  клавиш  для перехода  к другому окну,  с помощью ответов на  вопросы и т.п.

Эффективное  представление  уроков  на  экране  является  одним  из  центральных  вопросов  компьютерного  обучения. Тесты с альтернативным  выбором  ответов  по  пройденным  темам  курса  английского  языка  с  рисунками,  графиками  и  автоматическим  выбором  баллов  за  правильные  ответы  по  данному  тесту. Следует отметить,  что  применение  компьютерных  программ – тренажеров заметно  повышает  интерес  к  предмету. Помимо  этого  развивается  навык  к  самооценке – с компьютером  спорить  за  оценку  бесполезно.

Развития  памяти  ребенка. Нельзя  не  упомянуть  и  о  том, что  занятие  на  компьютере  являются  отличным  стимулом  для  развития  памяти  ребенка, оптимизации  и  ускорения  мышления.  Ведь  в  компьютерных  играх  необходимо  запоминать  уровни,  имена  героев,  ориентироваться  по  карте  и  быстро  принимать  решения. Ребенок  не только  хорошо  запоминает,  но  и  запоминает  осмысленно  и  надолго.  Компьютер развивает  произвольную  память  и  внимание,  формируют  познавательную  мотивацию.

При  получении  информации при  помощи  и слуха, и  зрения,  обучаемому сложнее  отвлечься. В  самом деле. Если человек  сосредоточенно  слушает  голос  или  музыку,  то  отвлечь  его  посторонним  звуком  сложнее,  а  визуальным  эффектом ( например,  резким  движением  или  перепадом  освещенности) легче. и,  наоборот, для зрителя немого кино  или  читателя – звук  будет более сильным   отвлекающим фактором.  Таким образом,  при комплексном восприятии  отвлечься сложнее,  значит, процесс обучения  будет проходить более эффективно.

В последние  годы, появилось  большое  количество  обучающих программ  по  иностранным  языкам. Они не только позволяют читать текст  со  всевозможными   примерами,  но  и не позволяют  интегрировать в себе такой  классический  метод,  как  аудирование. Более  того, ученик при  этом не  скован  темпом  класса  и  учителя,  а  может  сам  в  интерактивном  режиме  прослушать  необходимый  фрагмент  текста  произвольное  количество  раз. Некоторые  из  подобных  программ  позволяют  даже  контролировать  произношение  учащегося.

Изучение  английского  языка с  помощью  компьютерных  программ  вызывает  огромный  интерес у учащихся школы. Учащихся привлекает этот вид работы. На уроке дети активны. Каждый ученик, даже слабый, проявляет свои  умения  и способности. Мультимедийный курс  английского языка – это  видеоролики, интересные,  увлекательные  задания,  направленные  на  развитие всех  видов речевой  деятельности:  аудирования,  чтения,  развитие  навыков монологической  и  диалогической  речи, развитие грамматических  и  лексических  навыков.  Игры   направлены   на   достижение  только  положительного  результата!  Особое  внимание  можно  уделить  детям,  отстающем  в  учебе. Азарт  соревнования  заставляет  добиваться  лучших  результатов.  Работа  на  компьютере  вызывает  у  таких   учащихся  неподдельный   интерес,  что  обеспечивает  формирование  положительной  мотивации  к  обучению  иностранному  языку.

После проведения таких  уроков, приходим  к  выводу,  что,  благодаря  использованию  интерактивного  мультимедийного  курса  решается  проблема  повышения  обучения.

Компьютерный  курс  содержит  большое  количество  мультимедийных  лекций  и  позволяет  резко  облегчить  усвоение  обширного  материала  за  счет  комплексного  воздействия  видеоряда, звука (музыка,  шумы),  а также           чисто компьютерных  возможностей  диалога  с  учеником,  контроля  усвоения  пройденного  материала.

Существующие  на  сегодняшний  день  компьютерные  программы  позволяют  выводить  на  монитор  информацию  в  виде  текста,  звука,  видеоизображения, игр.  Обучение  с  помощью  компьютера  дает  возможность  организовать  как  самостоятельную   работу  каждого  ученика  в  отдельности,  так  и  групповую  работу  вместе  взятых  учащихся  групп.

Мультимедийные  задания  носят  различный  характер: -  нажать на  правильный  ответ; - заполнить  пропуски,  таблицы,  разгадать  кроссворды; - найти  слово, ( правильный  ответ ); - расположить  предметы  на  картинке; - соединить  точки,  ответить  на  вопросы; - найти  слова,  соответствующие картинкам; -  прочитать  слова  и  указать  на  предметы; -  прослушать  и  спеть  песенку; -  прослушать  текст  и  выбрать  правильный  ответ  на  вопрос; - напечатать  слово,  фразу,  предложение.

Занимательные   упражнения,  направленные  на  развитие  таких  видов  речевой  деятельности,  как  аудирование,  чтение,  формирование  и  закрепление  навыков  монологической  и  диалогической  речи  позволяют  отрабатывать  произношение,  совершенствовать  письменную  речь,  пополнять  словарный  запас.

Использование  мультимедийных  средств  обучения  помогает  реализовать  личностно – ориентированный  подход  в  обучении,  обеспечивает  индивидуализацию  и  дифференциацию  обучения  с  учетом  особенностей  детей,  их  уровня  обученности,  склонностей.  Новейшие  технологии  в  обучении  английскому  языку  повышают  самостоятельность   детей,  но  в  то  же  время способствуют  сотрудничества  учителя  и  ученика  на  уроке,  помогает   давать  учащимся  прочные  знания  и  развивать  коммуникативную  компетенцию,  а  так  же  идти  в  ногу  со  временем  и  не  отставать  от  прогресса.

Электронные  издания  учебного  назначения,  обладая  всеми  особенностями  бумажных  изданий,  имеют   ряд  положительных  отличий  и  преимуществ.  В  частности: компактность  хранения  в  памяти  компьютера, диске  или  иных  цифровых  носителях,  мобильность,  возможность  оперативного  внесения   изменений  и  дополнений,  удобство  пересылки  по  электронной  почте  и передачу  одноклассникам.

Известно,   что  учитель  в  процессе  своей  работы  должен  не  только  передавать  учащимся  определенный  объем  информации,  но  и  стремиться  сформировать  у  своих  подопечных  потребность  самостоятельно  добывать  знания,  применяя  различные  средства.  Чем  лучше  организована  самостоятельность  познавательная  активность  учащихся,  тем  эффективнее и  качественнее  проходит  обучение.  Компьютер  позволяет  повысить  самостоятельность  работы  учащихся  не  только  в  аудитории,   но  и  в  домашних  условиях,  что  необходимо  для  более  успешного  перевода  знаний  извне  во  внутреннее  достояние  школьника.

Специальным образом подобные и организованные наглядные  средства  обучения  на  различного  рода  носителях: видеоматериалы ( фильмы,  телевизионные   программы,  видеоклипы), а также статичные тематические  изображения – дидактические   картины – (слайды,  транспаранты, картинки,  рисунки,  плакаты,  таблицы,  схемы ) – давно и  успешно  используются  в  учебном  процессе  как  неотъемлемая его часть, представляя  собой  наиболее  доступную  для  восприятия  форму  предъявления  учебного  материала.  Они  создают  особую  предметно - мотивационную  среду,  которая  в  силу  своей содержательной  сущности  способствует  развитие  познавательной  активности,  творческих  способностей  учащихся  и,  в  результате,  формированию их  образовательной,  когнитивной  и  коммуникативной  компетенции.  С  другой  стороны,  являясь  осознанным  или  неосознанным « внешним  раздражителем»   стимулом,  наглядные  средства  обучения  дают  учащемуся  дополнительную  психологическую  опору  для  успешного  усвоения  учебного  материала  за  счет  конкретизации   абстрактного, т.е. отражении  и  запечатлении  в  его  сознании  воспринимаемых  зрительных  образов. Таким образом,  изобразительная  наглядность  на  уроке  является  тем  окружением,  своего  рода  визуальным  контекстом,  без  которого  невозможно эффективное  формирование  и  развитие  разного  рода  компетенций  учащихся – как  общеучебных,  так  и  конкретно – предметных.

С  точки  зрения  когнитивной  психологии  визуальный  контекст,  во – первых,  дает  учащемуся  внешний  посыл,  усиливающий  и  подкрепляющий  его  ожидание – содержательную  антиципацию, а  во – вторых,  формирует существенный  стимул  для  восприятия  новой  информации,  т.е.   помогает  новому  образу  попасть  в  область  хранения  похожей  информации,  повышая  тем  самым  готовность  восприятия. Это явление – своего  рода  связь  визуального  контекста  и   порога  восприятия  информации,  или  связь  стимулов  и  ожиданий, - еще  раз  доказывает  положение, известное любому учителю – практику: разнообразный  по  форме  стимул,  предъявляемый  с  высокой  частностью  и  подкрепляемый  визуальным  контекстом,  позволяет  не  только  быстро  классифицировать  воспринимаемую  информацию  или   опознавать  ее,  но  и  эффективно  усваивать  на  активно  деятельностном  уровне, т.е.  переводить  из  рецептивной  сферы  деятельности  в  продуктивную.

Создание   средств  изобразительной  наглядности  требует  от  учителя  значительный  затрат  времени  и  сил, хотя  каждый  из  нас  понимает,  что  они  с  лихвой «окупаются» повышением  эффективности нашей работы.  С целью взаимопомощи  методическими  объединениями  учителей – предметников  школ обычно  создаются  специальные  ресурсные  центры, объединяющие  материальные  плоды  учительского  труда: различные  дидактические   материалы  и  наглядные  пособия – банки  данных,  библиотеки  образов,  видео  и фильмотеки  и  пр.

Новые и, по –  видимому,  безграничные  возможности  создания  средств  изобразительной  наглядности предоставляются мультимедийными  технологиями.  В настоящее время компьютер является  наиболее  совершенным техническим средством обучения, поскольку позволяет соединить в рамках  одной радиоэлектронной системы функции нескольких  устройств – телевизора, аудио – и видеомагнитофона,  универсального  считывающего  и  воспроизводящего  устройства, пишущей  машинки, ЭВМ, мольберта, чертежной  доски, приемо-передающего  устройства  вербальной  и невербальной  информации ( если  иметь в виду  доступ  в Интернет  и  электронную  почту) и т.п. – используемых  обычно  в учебном  процессе.

Такая  многофункциональность  компьютера  при работе  с источниками  информации  разного  типа ( или  его  мультимедийные  свойства) позволяет  создавать  и  воспроизводить программные  продукты, основной  характерной  чертой  которых  с  точки зрения  обучающих  технологий  является  интерактивная наглядность – эффект  погружения  в обучающую  программную  среду  и взаимодействия  с ней. Это особый и высший  в настоящее  время  вид  наглядности, изначально  создаваемый  автором  разработчиком  программного  продукта, дает  возможность пользователю «вступать в «диалог» с  компьютером  за  счет  наличия  определенного  набора  опций, сопровождаемых  эффектами  анимации – демонстрирующейся  в заданном  темпе последовательности  сменяющих  друг  друга  кадров. При этом учащийся  совершает  целенаправленные интеллектуальные усилия, познавая   логические  связи, характер  взаимодействия  между  предметами  и явлениями, т.е. усваивает  не  отдельные статичные  образы,  а  смысловые  схемы, что сродни  приобретению  опыта  самостоятельного исследования.

Информация о работе Использование визуальной наглядности на уроке английского языка