Использование информационных технологий в сфере социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 05:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволило обществу подойти к глобальной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими интеграционными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д

Содержание

Введение
Глава 1. Применение информационных технологий в экономике, управлении и социальной сфере
1.1 Понятие информационной технологии
1.2 Свойства информационных технологий
1.3 Классификация информационных технологий
Глава 2. Использование информационных технологий в сфере соцзащиты
2.1 Социальная защита населения в Коломне
2.2 Информационные технологии, используемые в соцзащите Коломны
2.3 Основные цели, задачи и направления дальнейшей работы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

soczaschita.docx

— 49.05 Кб (Скачать файл)

До передачи полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному  фонду РФ в органах социальной защиты населения программный комплекс «Назначение и выплата пенсий и пособий» (разработчик ФГУП «Институт межотраслевой информатики», г. Москва) использовался в 18-ти муниципальных образованиях автономного округа, в результате чего были автоматизированы функции по назначению и выплате пенсий, проводились массовые пере расчеты пенсий в связи с изменением федерального и окружного пенсионного законодательства. За последние 2 года в программный комплекс 4 раза вносились изменения в соответствии с изменением размеров доплат из средств бюджета автономного округа. Для создания и актуализации регионального банка информации в сфере социального обеспечения населения по электронной почте и на магнитных носителях в течение года проводится сбор данных получателей пенсий и пособий.

В связи с передачей  базы данных получателей пенсий Пенсионному  фонду РФ перед органами социальной защиты населения Коломны остро  встал вопрос о создании единой базы данных граждан, обслуживаемых органами социальной защиты населения автономного  округа.

В качестве программной оболочки для создания такого банка была выбрана  автоматизированная система обработки  информации «Адресная социальная помощь» (разработчик ПКТИ АСУ, г. Тула), используемая в 53-х регионах России. В данной системе автоматизированы все основные виды работ, связанные с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также виды работ, связанные с оказанием им различных видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот, а также способы составления различных списков, отчетов, выплатных документов.

Целью программной системы  «Адресная социальная помощь» является:

·           создание единого банка данных, содержащего информацию социально-экономического и социально-демографического характера о той части общества, которую ставят на учет в органах и учреждениях социальной защиты населения;

·           обеспечение адресности социальной помощи, услуг и льгот;

·           обеспечение принятия оптимальных решений при оказании различных видов помощи, услуг и льгот с учетом социально-экономического потенциала семьи;

·           предоставление специалистам или руководителям объективной информации о населении, состоящем на учете в органах социальной защиты;

·           получение аналитических и отчетных данных о результатах социального обслуживания населения за любой период времени (около 350 выходных экранных и печатных форм).

Автоматизированная система  обработки информации «Адресная  социальная помощь состоит из шести  основных программных комплексов:

·           адресная социальная помощь;

·           предоставление социальных услуг;

·           прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения;

·           анализ результатов социального обслуживания населения;

·           формирование социально-демографического портрета района и региона

·           начисление и выплата социальных пособий (ПКТИ АСУ и Всероссийский Центр уровня жизни (ВЦУЖ)).

Пользователями системы  являются специалисты районных (муниципальных) органов и учреждений социальной защиты населения.

В системе автоматизированы все основные виды работ, связанные  с учетом граждан и членов их семей, обращающихся в органы или учреждения социальной защиты населения, а также, связанные с оказанием им различных  видов социальной помощи и услуг, предоставлением льгот и с  составлением различных списков, отчетов, выплатных документов.

На основе законодательных  актов, федеральных социальных программ и методических материалов Министерства труда и социального развития РФ (ранее Министерства социальной защиты населения РФ) разработаны  общесистемные справочники, которые  позволяют классифицировать:

·           категории семей (социально-демографические типы семей);

·           индивидуальные признаки учета в органах социальной защиты (в т.ч. и льготные категории) граждан или семьи в целом;

·           потребности и заявки граждан в различных видах социальной помощи, услуг и льгот;

·           виды социальной помощи и услуг, оказываемых гражданам;

·           виды льгот, предоставленных гражданам по законодательству;

·           источники финансирования;

·           причины отказа в социальной помощи.

Используя вышеперечисленные  справочники, пользователь имеет возможность  осуществить настройку программной  системы на особенности своего региона, учесть свои социальные программы, местные  законодательные акты и региональные методические материалы.

Все комплексы работают с  единым банком данных, который создается  в программном комплексе «Адресная  социальная помощь».

Автоматизированная система  «Адресная социальная помощь» состоит  из программных модулей, написанных на языке FoxPro 2.6. Работает на ПЭВМ типа IBM PC 80386 и выше в среде операционных систем MS DOS версии 6.2 и выше. Каждый комплекс работает как в автономном режиме, так и в локальной сети NOVELL NetWare версии 3.11 и выше.

Система сопровождается и  постоянно дорабатывается по предложениям и замечаниям функциональных управлений Министерства труда и социального  развития РФ и регионов РФ.

Система «Адресная социальная помощь» работает в четырех уровнях: территориальном, муниципальном, региональном и федеральном.

В состав каждого комплекса  входит система запросов, которая  дает возможность пользователю осуществить  выбор данных из информационных баз  по различным критериям и показателям. Эти показатели могут быть объединены различными логическими условиями.

Система поставляется с набором  автоматизированных рабочих мест, которые  отражают функциональные и должностные  обязанности специалистов учреждений и органов социальной защиты населения  районного (муниципального) и регионального  уровня. Кроме того, в системе  разработаны специальные средства, которые позволяют создавать  свои автоматизированные рабочие места. Все они взаимосвязаны между  собой и позволяют работать в  сетевом режиме с общим банком данных.

В 2007 году были активизированы работы по внедрению и сопровождению  этого автоматизированного программного комплекса, в том числе:

·           проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Адресная социальная помощь» на базе Управления социальной защиты населения Коломны;

·           составлен примерный план-график внедрения комплекса в органах социальной защиты населения муниципальных образований;

·           на базе Центра переподготовки и повышения квалификации организованы курсы повышения квалификации «Использование автоматизированного комплекса «Адресная социальная помощь» в деятельности органов социальной защиты населения».

В связи со слабой обеспеченностью  органов социальной защиты населения  нормативно-правовыми актами в сфере  социальной защиты населения, в муниципальные  образования была направлена «Информационно-правовая система «Региональное законодательство», разработанная ПКТИ АСУ г. Тула.

Система содержит информационную базу законов, указов и других нормативных  актов из 77 регионов Российской Федерации, регулирующих предоставление социальных льгот, субсидий, выплат и компенсаций  различным категориям граждан, принятых органами власти субъектов РФ и местного самоуправления и рекомендована  для использования в органах  соцзащиты Министерством труда  и социального развития РФ.

Проведенные в 2008 году работы в области проектирования окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в  автономном округе на основе внедрения  информационных технологий позволили  подготовить техническое задание  и заключить договор с Институтом учебника «Пайдейя» «на разработку концепции информационного портала «Перспективное детство» в корпоративной сети Коломны.

В 2009 году планируется продолжить работы по созданию макета портала, который  позволит обеспечить информационный обмен  и координацию усилий всех ведомств, служб, общественных организаций и  граждан, видящих свои задачи в работе с населением, семьями и детьми, а также хозяйствующих субъектов  округа, создающих материальную базу активной социальной политики в области  материнства, детства и семьи.

Одним из динамично развивающихся  направлений информатизации сферы  социальной защиты населения является телекоммуникационная система органов  социальной сферы автономного округа. В настоящее время 100% территориальных  органов Департамента социальной защиты населения активно используют средства телекоммуникаций в целях оперативного обмена информацией, рассылки инструктивно-методических материалов.  

 

2.3 Основные цели, задачи и направления дальнейшей  работы

В 2010 году приоритетными  направлениями в развитии и сопровождении  информационных систем в органах  социальной защиты населения Коломны  определены:

·           разработка и внедрение единых по округу программных средств;

·           реализация мер по переходу основных программных комплексов на современное программное обеспечение, эффективно использующее ресурсы имеющейся вычислительной техники;

·           ведение работ по поддержке общих справочников и классификаторов;

·           формирование и актуализация электронного банка данных льготополучателей автономного округа;

·           продолжение работ по созданию окружной методической инфраструктуры социальной работы с семьями и детьми в области на основе внедрения новых информационных технологий.

Система непрерывно совершенствуется и дорабатывается коллективом высококвалифицированных  программистов и специалистов органов  социальной защиты области, имеющих  многолетний опыт и глубоко изучивших  проблему. В настоящее время планируется  развитие системы, которое обеспечит:

·           представление пользователю дополнительного сервиса и создание условий для более производительной работы, основанной на современных технологиях;

·           комплексное решение в одном пакете всех вопросов, относящихся к сфере деятельности органов социальной защиты населения области;

·           создание дополнительных удобств для обслуживания населения, оперативное решение вопросов, связанных с отправлением функций пенсионирования, социальных выплат и социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

·           существенная доработка блока логического контроля и обеспечение ежемесячного тестирования БД с целью предотвращения ошибок и возможного нецелевого расходования государственных средств;

·           расширение интеллектуальных возможностей системы при вводе информации, ее анализе и реализации прикладных функций;

·           перевод системы в графику и создание на этой основе дополнительных для пользователя возможностей и сервиса;

·           развитие внутренних и внешних Интранет-сетей;

·           доработка системы формирования отчетов по базе данных возможностью формирования диаграмм и графиков по выбранным показателям;

·           переработка имеющейся системы гипертекстовой помощи по законодательным актам возможностью редактирования ее конечным пользователем, оперативного пополнения обновленной нормативной информацией, а также возможностью просмотра извне и контекстного поиска.

В 2010 году планируется создание WEB-сайта Комитета по социальной защите населения на Интернет - сервере областной администрации, на котором будет представлена исчерпывающая информация об организации социальной защиты в Коломне, отраслевых автоматизированных технологиях, текущее состояние выплаты пенсий и пособий, статистическая информация, последние нормативные акты в области законодательства о пенсиях, пособиях и социальных выплатах.

Разработка электронного социального регистра населения  также является одним из приоритетных направлений.

Компания «Систематика»  предлагает типовое решение для  создания автоматизированных систем учета  населения, которое позволяет быстро и с минимальными затратами создавать  информационные системы для ведения  регистров, кадастров и других инвентаризационных баз, а также автоматизировать процедуры  работы с информацией с учетом конкретных требований и особенностей Заказчика.

Решение «Электронный социальный регистр населения» обеспечивает повышение  эффективности функционирования органов  социальной защиты путем автоматизации  основных видов их деятельности, таких  как:

·           учет социально-незащищенных категорий населения, создание и эксплуатация информационных регистров; информационное обслуживание населения;

·           регламентация процесса обслуживания населения;

·           подготовка аналитических отчетов и статистических справок о состоянии сферы социального обслуживания населения в регионе.

Решение позволяет реализовать  учет и организацию обслуживания населения, то есть является эффективным  инструментом решения задач социальной защиты населения.

Цели создания социального  регистра населения:

·           Повышение эффективности и качества социального обслуживания населения

·           Повышение эффективности принятия управленческих решений

·           Повышение эффективности использования бюджетных средств при реализации различных социальных программ.

·           Обеспечение адресности социальной помощи.

·           Построение информационной основы для реализации информационных проектов в социальной сфере, таких как «Социальная карта» жителя региона.

·           Система предназначена для решения следующих основных задач

·           Автоматизация повседневной деятельности сотрудников органов социальной защиты при приеме граждан, их учете, принятии решении о назначении и выплате социальной помощи.

Информация о работе Использование информационных технологий в сфере социальной защиты