История социальной защиты России в XX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:11, реферат

Краткое описание

После октябрьского переворота в России была создана новая структура, которая занялась отменами действующих органов помощи с перераспределением средств и имущества для нужд государства. Сначала ею стало Министерство, а со временем - Народный комиссариат государственной опеки (НКГО). Среди ликвидированных учреждений оказались благотворительные организации и общества помощи инвалидам, действующие в Российской Империи. Их отменили 19 ноября 1917 года. А уже до конца января 1918 года была разрушена вся предшествующая систему опеки.

Вложенные файлы: 1 файл

istoriya_socialnoy_zashchity_rossii_v_xx_veke.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Еще один комплекс военных проблем - социальная помощь и социальная реабилитация раненых. Миллионные потоки раненых  требовали экстренных мер не только относительно их эвакуации, а и относительно реабилитации. Осенью 1941 г. были созданы комитеты помощи по обслуживанию больных и раненных бойцов Красной Армии. В 1942 г. Государственным комитетом обороны организованно дома для инвалидов Великой Отечественной войны (позднее преобразованные в трудовые интернаты). В них покалеченные воины готовились к дальнейшей трудовой деятельности, получали трудовые специальности, проходили переподготовку.

Новые черт и масштабы приобрели в это  время и проблемы охраны детства  и попечение сиротами. Задача заключалась и в эвакуации воспитанников детских домов в глубь страны и в открытии новых учреждений. В постановлении СНК СССР «Об устройстве детей, которые остались без родителей» предполагалось создание дополнительной сети детских домов, а также участие граждан в воспитании детей в форме опеки и патронажа. Занозина В. Н.; Колосова Е. М.; Чистиков А. Н. Сиротство и беспризорность в России: история и современность. - Спб, Лики России, 2008. - 304 с.

В 1949 г. НКСО переименовано в Министерство социального обеспечения, а в конце 50-х годов начался новый этап развития социальной зашиты и формирования ее органов в СССР. В 1956 г. Верховный Совет СССР приняла Закон о государственных пенсиях, согласно которому не только расширился круг лиц, которым предоставляется пенсия, а и в самостоятельную область выделилось законодательство о социальном обеспечении. Таким образом, было положено начало общему государственному пенсионному обеспечению работающих, которое было завершено принятиям в 1964 г. Законом о пенсиях и денежной помощи членам колхозов (раньше они были лишены этого). Размер пенсий по старости для большинства колхозников был очень далек от прожиточного минимума.

В 1961г. изменилось положение о Министерстве социального обеспечения, вследствие чего его функции значительно расширились в сравнении с положением 1937 г. На Министерство положено выполнение таких функций: выплата пенсий; организация лечебно-трудовой экспертизы; трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов; материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей; предоставление протезно-ортопедической помощи.

Важнейшей сферой деятельности органов социальной защиты населения было материальное обеспечение, которое осуществлялось по трем основным направлениям: государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Все они проводились соответствующими ведомствами: комитетами социального, обеспечения и страхования. Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет союзного, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учеников и другие категории граждан). Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространялось на рабочих и служащих). Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средства колхозов и дотаций из Государственного бюджета. Гущин И.В. Правоотношения по социальному обеспечению членов колхозов. - Калининград, Кн. Издат. 1974 . - 150 с.

На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание, хотя оно было совсем не одинакового  качества для всех граждан. Каждая республика СССР имела свой республиканский Комитет по труду и социальной защите населения. Эти комитеты были полномочны решать вопросы в области условий и оплаты труда, занятости, перераспределения трудовых ресурсов, миграционных процессов, обеспечения социальных гарантий различным категориям граждан. Этот орган социальной защиты в своей деятельности активно сотрудничал с другими комитетами, например, комитетом труда для ликвидации безработицы.

В каждом населенном пункте располагался областной. Районный или городской  собес - местный орган социальной защиты, непосредственно работающий с незащищенными слоями населения.

Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития

Положение органов социальной защиты, описанное выше, имело место то 1991 года.

Еще в конце 1980-х годов в России, тогда еще находившейся в составе Советского Союза, началось оформление социальной работы, как самодостаточного профессионального института. Специалисты среднего звена, - социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и инвалидов на дому. В 1991г. в квалификационный справочник вносится новая профессия - специалист по социальной работе и с этого времени начинается становление системы социального обслуживания.

Сущность социальной защиты отражается в первую очередь в Конституции  Российской Федерации. В статье 39 основного закона указывается, что социальная защита является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации и может предоставляться в виде социального пособия, государственной пенсии, социального страхования и иных форм. Конституция Российской Федерации. Постатейный комментарий. Дмтриев. Ю. - М.: Юстицинформ, 2007. - 616 с.

Система социальной защиты выполняет  две основные функции. Во-первых, уменьшает  следствия бедности путем предоставления коротко- срочной адресной помощи бедным слоям населения; во-вторых, предотвращает рост бедности путем создание условий для участия граждан в достойно оплачиваемой продуктивной работе и социальном страховании в трудоспособный период.

Социальная защита приравнивается к социальному обслуживанию, что  согласно федеральному закона о «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ является деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Право на социальную защиту - центральное  социальное конституционное право, кроме социальных прав на труд, забастовку, отдых и охрану здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность социальной защиты заключается  в установлении системы экономических  отношений, обеспечивающих каждому  члену общества гарантии определенного  уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающая его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.).

Итак, социальная защита имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые вследствие объективных причин не имеют достаточных средств для существования и содержания нетрудоспособных членов семьи. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2007. - 224 с.

Мероприятия социальной защиты имеют  двойную направленность. В одних  случаях они призваны оказывать  пассивную поддержку тем членам общества, которые по объективным  причинам оказались в затруднительном  положении. Пассивная поддержка предоставляется в виде социальной помощи - помощи общества лицу или семье, которая не имеет достаточных средств для существования.

Не менее важными являются мероприятия, направленные на предотвращение ситуаций, которые угрожают благосостоянию человека, стимулирование активности лица в создании гарантий собственного благосостояния. Социальная защита осуществляет свою превентивную функцию путем защиты лица и его семьи от потери дохода в связи с безработицей, старением, болезнью или смертью, и улучшение ее благосостояния через социальное страхование.

Система социальной защиты имеет довольно сложную структуру, элементами которой  является пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь.

Развитие всех этих элементов в  условиях рыночной экономики имеет свои особенности. На формирование и развитие социальной защиты влияют такие факторы, как отсутствие механизма регулирования размера заработной платы, устанавливания ее верхней границы, нестабильность цен и тарифов на рынке товаров и услуг, отсутствие административно-командных перераспределений финансов для содержания нерентабельных предприятий.

Социальная справедливость в условиях рынка, кроме равенства возможностей (шансов), должна включать и другой важный компонент - государственную социальную защиту и помощь неработающим, малообеспеченным людям, т.е. государственные гарантии для тех, кто по объективными причинами (возраст, пол, семейные обстоятельства и т.п.) выпадает из равноконкурентных условий, неспособен обеспечить себе сам достойная жизнь в условиях рыночной экономики. Реализация эффективных государственных социальных программ гарантирует цивилизованные условия жизни для каждого человека на уровне, не ниже законодательно установленного прожиточного минимума. Социальная справедливость и экономическая эффективность. Опыт, проблемы, теория. - Спб.: Ленанд, 2007. - 282 с.

Итак, в рыночной экономике в  государственной поддержке для  обеспечения достаточного уровня жизни  нуждается в лишь незначительная часть населения. Для трудоспособных же членов общества должны быть созданы равные возможности для того, чтобы они могли своей работой (или своей собственностью) зарабатывать необходимые доходы для полноценной жизни.

Исходя из этого, в 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты

населения России разрабатывается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

В 1996 году в соответствии с Указом Президента РФ было образовано Министерство социальной защиты населения РФ.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения», «О социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов», «О социальной помощи». В стране повсеместно создаются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюджетов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных организаций социальной направленности. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника. Учебное пособие. - М.: Высшее образование, 2008. - 376 с.

Министерство социальной защиты населения  на протяжении 90-х годов сформировалось и структурировалось. В отличие  от Министерства социального обеспечения  СССР оно обладало рядом разветвленных  отделов. Работу Министерства обеспечивали функциональные отделы: информационно-аналитический, планово-экономический, отдел бухгалтерского учета и отчетности, контрольно-ревизионный, юридический отдел и отдел кадров и социальных гарантий государственным служащим.

Первый заместитель министра социальной защиты населения Российской Федерации непосредственно организовывал и контролировал работу отдела координации процессов автоматизации и информатизации, отдела обеспечения деятельности и территориальных управлений социальной защиты населения (бывших собесов).

Трое заместителей министра социальной защиты населения курировали подразделения  системы социальной защиты: отделы семейной политики, опеки и попечительства, социальной адаптации и обслуживания населения, социальных гарантий и льгот и многих других.

Также и по сегодняшний день организовываются и региональные, краевые и областные  органы социальной защиты населения.

Отделы  органов социальной защиты на протяжение прошлого десятилетия установили тесное сотрудничество с общественными организациями, занимающимися социальной защитой. После ликвидации Советского Союза их образовалось довольно много. К ним можно причислить организации инвалидов и ветеранов, ассоциации бывших узников гетто и нацистских концлагерей, ассоциации жертв незаконных политических репрессий, общества пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, общества людей с физическими отклонениями, ассоциации по борьбе с ВИЧ/СПИДом и другие.

Но, в структуре Правительства РФ, утвержденной в марте 1997 года, Министерство социальной защиты населения не значилось. Однако было создано Министерство труда и социального развития, к которому перешли функции Министерства социальной защиты населения. Такое недоразумение было упразднено Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.08.99, где закрепилось современное название Министерства. Гусева Т.А. Новая система и структура органов исполнительной власти. Справочное пособие. - М.: Волтерс-Клувер, 2005. - 447 с.

Президент постановил: утвердить прилагаемую структуру федеральных органов исполнительной власти. И в целях формирования указанной структуры образовать Министерство труда и социального развития Российской Федерации на базе упраздняемых Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Федеральной службы занятости России.

Министерство  труда и социального развития было создано на довольно большой  законодательной базе, приняв функции  и полномочия сразу нескольких министерств.

Структуру Министерства составил 11 департаментов: комплексного анализа и прогнозирования  социального развития; условий и  охраны труда; по вопросам государственной  службы; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального  партнерства; народонаселения и политики занятости; по вопросам пенсионного обеспечения; по делам семьи, женщин и детей; по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по делам ветеранов и пожилых людей; трудоустройства населения.

В 2004 году многие функции социальной защиты перейдут к Министерству здравоохранения  и социального развития Российской Федерации.

Социальное  страхование - краеугольный камень системы  социальной защиты, ее базовый институт. Выплаты по социальному страхованию, как правило, представляют наибольшую часть средства социального обеспечения. Основная цель социального страхования - обеспечить достаточный уровень компенсации дохода трудящихся в случае потери трудоспособности или работы и реабилитационных мероприятий. Кричевский Н.А. Социальное страхование (2-е издание). - М.: Дашков и Ко, 2008. - 316 с. Через систему социального страхования осуществляются такие выплаты: в связи с общим заболеванием; трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за больным ребенком; пенсии; помощи на погребение; компенсация стоимости путевок на лечение и отдых и др. Социальное страхование выходит за пределы системы социального обеспечения - оно решает также задача, связанные с сохранением и восстановлением здоровья, профилактикой профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, предотвращением безработицы. Итак, социальное страхование выполняет как восстановительно-компенсаторную, так и охранительно-предупредительную функцию.

Информация о работе История социальной защиты России в XX веке