Классификация потребностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности.

Содержание

Введение
Классификация потребностей людей
а) Биологические (естественные) потребности
б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности
в) Этнические потребности
г) Социальные потребности
д) Трудовые потребности
е) Экономические потребности
ж) Духовные потребности
з) Ценностно- ориентированные потребности
Трансформация потребностей
Управление потребностями
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат классификация потребностей.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

        КАСПИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ   ТЕХНОЛОГИЙ

                                         И ИНЖИНИРИНГА  ИМ. Ш.ЕСЕНОВА

 

 

                                                       Институт нефти и газа

                                                      Кафедра Экологии и БЖ

 

 

                                              Реферат по Социальной экологии

                                    Тема: Классификация потребностей  людей 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил: Студент группы Эк-11-02

                                                                                                      Сариева А.Н.

                                                                             Проверил: ст.преп. Айтимова А.М.

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

                                                              Актау, 2013 г.


 

Содержание:

  • Введение
  • Классификация потребностей людей

а) Биологические (естественные)  потребности

б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности

в) Этнические потребности 

г) Социальные потребности

д) Трудовые потребности

е) Экономические потребности

ж) Духовные потребности 

з) Ценностно- ориентированные потребности

  • Трансформация потребностей
  • Управление потребностями
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В данной работе мы рассмотрим определение потребности, её роль в  мире человека, способы и механизмы  ее реализации.

 

Оптимальное определение  потребности дано в "Философском  энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности  стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент  внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность  не является структурным элементом  акта деятельности, она не выходит  за пределы соматического бытия  человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

 

Основные проблемы анализа  потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней  и возможностей удовлетворения. Эти  проблемы тесно взаимосвязаны. В  частности, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

 

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых  они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию  потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, но узкопрофильная, непригодная  для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. В моем реферате я пишу о классификации потребночтей людей по  Н.Ф.Реймерсу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация потребностей людей

Очень много публикаций посвящено  классификации потребностей. При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

В соответствии с изложенными  принципами можно выделить следующие  большие группы потребностей:

а) Биологические (анатомо-физиологические, физические, или естественные) потребности человека:

1) возможность физического  существования человека, обеспечиваемая  отсутствием стихийных бедствий, длительных голодовок, повальных  моров, хронических болезней раннего  возраста и т.п., повторяющихся  чаще воспроизводственного цикла  населения;

2) тепловой, радиационный  и магнитно-волновой комфорт (возможность  поддержания нормальной температуры  тела, выработки гуморальных веществ,  поддерживающих здоровье и отсутствие  генетических разрушений в первом  и последующих поколениях под  влиянием волновой среды);

3) состав воздуха,  не приводящий к физиологическим,  а тем более морфологическим  или генетическим аномалиям, неприятным  ощущениям и гибельным последствиям, особенно в ряду поколений  (химический, ионный и т.д. состав  воздуха);

4) питьевая вода, потребление которой не вызывает  отрицательных эмоциональных, физиологических,  патолого-морфологических, устойчивых  эпидемиологических и генетических  неблагоприятных последствий;

5) сбалансированная  по калорийности, химико-элементному  (макро- и микроэлементы), органико-вещественному (белки, жиры, углеводы) и национально-вкусовому составу пища (включает также тонизирующие и др. привычные напитки, приправы и т.п.);

6) полноценный сон,  другие виды отдыха (рекреации);

7) защищенность  от паразитарных и вирусно-бактериальных  заболеваний и геохимических  эндемий, в том числе любых  антропогенных загрязнений (ядохимикатами  и т.д.), приводящих к массовым  аномалиям (но тем не менее, при сохранении некоторого эпидемиологического «фона» для естественного отбора);

8) биологический  информационно-пространственный комфорт  - защищенность от «стресса присутствия» - переуплотнения человеческих популяций  - и «стресса отсутствия - их сверхразреженности (К. Обуховский включает эту группу в потребности в эмоциональном контакте);

9) комфорт природной,  главным образом биогенной среды  (в том числе информационный) - адекватное воздействие экосистем  (в основном растительности, отчасти животных) на организм человека (через фитонциды и др. биогенные факторы), наличие микрофлоры симбионтов (например, кишечных) и т.п.;

10) наличие подходящей  субстратной среды - благоприятных  механических свойств земной  поверхности, воздействующих на  человека через напряжение мышц, отсутствие пыли и т.д.;

11) определенное  положение человека в пространстве  и частота смен этого положения  (высота нахождения над уровнем  земли, соотношение человека с  осями растительности, отношение  к вертикалям зданий и т.д.);

12) определенная  степень подвижности и трудовых  занятий как биологических факторов (профилактика гиподинамии и биологической  дисинформативности);

13) определенный  трудовой и жизненный «индивидуальный  участок», (определяемый транспортной  доступностью, влиянием транспорта  на организм человека, подвижностью  самого человека в данных условиях  природной среды, жизненно-квартирными  условиями, сменой первого и  второго жилища, местными и национальными  традициями и т.п. факторами);

14) продолжение рода  как биологическое стремление  к размножению;

15) сексуальная потребность,  отличающаяся у человека от  стремления к продолжению рода (степень «сексуальной сытости»);

16) выделительная  потребность, биологически связанная  с пространственным комфортом,  так как речь идет не об  индивидуальном процессе выделения  (в физиологическом смысле - кал,  моча, пот, выделения с дыханием  и т.д.) и восприятия его другими  людьми, но о сопряжении всех  выделений людей в некоторый  «биологический климат» (местный  и региональный).

Близкие к биологической  группе потребностей этолого-поведенческие нужды человека.

б) Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека:

1) вхождение в  этологическую группу, в которой  раскрываются поведенческие свойства  особи (доминирование, подчиненность  и т.д.) - потребность психолого-эмоционального  контакта;

2) создание своей  группы (в том числе семейной) - для доминирующих особей, вхождение  в свою эталонную группу - для  подчиненных особей;

3) определенная  плотность однозначных групп  в коллективе и адекватная  иерархия этологических групп  (механизм снижения этологических  стрессов, обеспечиваемый пространственно-временной  разобщенностью групп и их  определенным соподчинением в  иерархии совокупностей);

4) определенная  степень общения и изолированности  отдельных особей (в т. ч. родителей  и детей) и элементарных этологических  групп и их альфа-доминантов, предотвращение  их агрессивности, оптимальное  «личное пространство» в его  этологической основе (эта потребность почти сливается с пунктом 8 биологических потребностей);

5) определенный  этологический «климат» - поведенческий  склад и тип для данной человеческой  совокупности (например, «темп жизни»);

6) определенный  «этологический пейзаж» (сочетание  природной среды и среды «второй»  и «третьей» природы, создающее  этолого-поведенческий «климат» спокойного комфорта - наличие этологически комфортного жилища, «цветущего края», связанного с другой стороны с этническими характеристиками потребностей человека).

Этнос - исторически  сложившаяся устойчивая общность людей - племя, народность, нация… В ходе развития хозяйственных связей под влиянием особенностей природной среды, контактов с другими народами и т.п. внутри этноса складываются характерные черты материальной и духовной культуры, групповых психологических характеристик, вырабатывается этническое самосознание, видную роль в котором играет представление о какой-то общности происхождения или исторических судеб входящих в этнос людей.» Этнос - особое эколого-социально-экономическое образование в человеческом обществе, а этнические особенности и потребности несводимы ни к каким другим группам потребностей. Следует подчеркнуть связь истории формирования этноса с особенностями природной среды, на которой настаивает Л Н. Гумилёв, в том числе с культурным ландшафтом, вообще с «экологией культуры» Д.С. Лихачёва

в) Этнические потребности человека:

1) этническая самостоятельность:  осознанность объективного существования  своего этноса - эколого-социально-экономической  совокупности, формирующейся на  грани между «биологическим»  и «социальным» человеком под  влиянием природной, квазиприродной, артеприродной и социальной среды в их интеграции (наличие чувства объективности существования своего народа);

2) принадлежность  к этнически самостоятельной  группе (сознаваемая и неосознаваемая) материализующаяся через национальную  одежду, быт, обычаи и другие  знаки этнической включенности;

3) определенная  численность этноса, дающая уверенность  в устойчивости его существования;

4) пейзаж «родной  природы», адекватный истории формирования  и развития этноса - этнический  «цветущий край» (часть природной  среды и среды «второй» природы,  запечатлённая «этнической наследственностью»);

5) соответствующая  (запечатленная в «этнической  памяти» с детства) среда «второй»  и «третьей» природы (архитектура,  культурные ландшафты, организация  населенных мест и т.д., в целом  «экология культуры»).

г) Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

1) гарантированные  законом или обычаями гражданские  свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т.д.);

2) конституционные  или традиционно-общественные гарантии  и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т.д.);

3) моральные нормы  общения между людьми;

4) свобода познания  и самовыражения, в том числе  через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;

5) чувство нужности  обществу (личной и эталонной  для человека группы), а через него нужности самому себе;

6) возможность образования  социальных групп различного  иерархического уровня и свободного  общения с лицами своего круга  - своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их  половозрастных модификаций как  непосредственно, так и через средства информации;

7) сознание своего  пола и возраста, следование их  общественным нормативам;

8) наличие или  возможность образования семьи  как социальной ячейки;

9) соответствие  выработанных в ходе социализации  стереотипов и идеалов реальным  общественным нормам (совпадение  индивидуальной картины мира  с реальной действительностью)  или терпимость общества к  индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);

Информация о работе Классификация потребностей людей