Классификация потребностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности.

Содержание

Введение
Классификация потребностей людей
а) Биологические (естественные) потребности
б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности
в) Этнические потребности
г) Социальные потребности
д) Трудовые потребности
е) Экономические потребности
ж) Духовные потребности
з) Ценностно- ориентированные потребности
Трансформация потребностей
Управление потребностями
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат классификация потребностей.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

10) равномерность  информационно-познавательной среды  (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);

11) определенный  социальный фон для удовлетворения  остальных групп потребностей человека.

д) Трудовые потребности человека

I) потребность в  познании, ориентировке в окружающем  человека пространстве (среде) и  его (ее) изменении во времени;

2) труд (игра для  детей) по возрасту, полу, физическим  и умственным способностям;

3) образование и  труд по сложившимся или возникшим  интересам (часто семейно-традиционным);

4) обеспечение труда  адекватными возможностями его  осуществления (природной, квази- и артесредной, ресурсами, материальными предпосылками, этолого-поведенчискими и социальными отношениями в коллективах, средствами информации, помощниками и т.д.);

5) адекватное поощрение  труда - материальное (равная плата  за равный труд в рамках  существующего естественного спроса  на него и повышенная за  более квалифицированный и интенсивный  труд высокой общественной необходимости  для обеспечения удовлетворения  возрастающих при интенсификации  труда биологических и социальных  потребностей) и моральное (компенсация  этолого-социальных издержек интенсивного труда);

6) труд как социально-адаптационный  процесс приспособления общества  к меняющимся региональным и  глобальным условиям существования  (в последнее время с увеличением  роли науки как адаптационной  и преадаптационной системы - непосредственной производительной силы общества).

е) Экономические потребности человека:

1) обеспеченность  пищей согласно анатомо-физиологическим,  этническим (национально-вкусовым) и  престижным нормам;

2) обеспеченность  одеждой согласно анатомо-физиологическим,  повседневным домашним, производственным  и рекреационным общественным  нормам, этологическим (выражение  доминирования), этническим (национально-вкусовым), социальным (мода, престижность) и трудовым (в специальных случаях) потребностям  и эталонным нормативам;

3) обеспеченность  постоянным и временным (сезонным) жильем по тем же потребностям  и нормативам;

4) обеспеченность  предметами обихода, мебелью,  личным транспортом, комнатными  животными и растениями и т.д.  по медико-биологическим и общественным  нормативам данной группы населения;

5) обеспеченность  средствами труда (производства) согласно нормам общественно-экономической  формации;

6) утилизация всех  отходов общественного производства  и быта как обеспеченность  природной средой жизни;

7) обеспеченность  сферой услуг до степени, снимающей  физические и стрессовые перегрузки;

8) обеспеченность  рекреацией в широком смысле  слова и здравоохранением в  таком же расширенном понимании;

9) обеспеченность  средствами информации исходя  из социальных и трудовых потребностей  коллектива и человека (книгами,  газетами, микрофильмами, радио,  телевидением, ЭВМ и т.д.);

10) обеспеченность  источниками информации (зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, вкусовой) - произведениями искусства,  привлекательными ландшафтами, приятными  запахами и т.п.;

11) обеспеченность  средствами самовыражения через  этолого-поведенческие, этнические, социальные и трудовые механизмы;

12) «обеспеченность»  семьей и детьми как экономической  структурой (семья как экономическая ячейка, а дети как «опора в превратной судьбе», хотя бы в психологическом смысле).

Для многоликого  человека необходимо удовлетворение всех его потребностей. Дело лишь в степени  воздействия и характерном времени  разлада системы в случае неудовлетворённости  потребностей. Без пищи человек может  жить до 40 дней, без воды - 5 суток (при 10% обезвоживания люди теряют сознание, 12% - погибают), без воздуха можно  прожить пять минут. Как скоро  разрушается личность при полном или частичном лишении её этолого-поведенческих, трудовых, этнических, социальных и т.д. благ, недостаточно известно, но ясно, что это рано или поздно происходит, ибо адаптационные способности человека не беспредельны, а внезапная насильственная дезадаптация столь же сложный процесс, как и прямая адаптация.

Все потребности  человека не заменяют друг друга, они  составляют интегрально-системную  совокупность, не сводимую ни поэлементно  внутри своей группы, ни подсистемно, хотя определённые компенсации возможны. Компенсационные замещения, возникающие на основе необходимости замещения части других неудовлетворённых потребностей, могут быть крайне иррациональными. Хороший пример этого даёт широко распространённая демонстрационная потребность - необходимость «пустить пыль в глаза». Крайних пределов демонстрационное поведение достигло в некоторых районах Средней Азии, где в условиях опасного недоедания прежде всего детей и женщин глава семьи считает абсолютно необходимым иметь как можно более шикарный автомобиль. Вообще, как полагают, повышенный спрос на товары служит компенсацией для социально обделённых людей.

Для решения социальных проблем важно понимание механизма  негативных процессов в городах.

Люди эволюционно-генетически адаптированы к сельской жизни. Концентрируют их в городах главным образом, экономические потребности. Однако это отнюдь не ведёт к автоматической биологической, этологической, этнической, социальной и трудовой адаптации. Все факторы городской среды - природные и социальные - историко-функционально непривычны человеку, противоречат его генетической и социальной наследственности, дискомфортны. Осознание этого факта не происходит в силу ослеплённости экономическим комфортом, который однобок и не может компенсировать других потребностей человека. Он в состоянии выполнить свою роль лишь при равномерном и рациональном обеспечении всего спектра человеческих потребностей во всём их многообразии.

Повышенная этажность, дальность поездок на работу, загрязнённость среды, большая плотность населения, отсутствие зелени, привычных в сельской местности животных и т.д. приводят к наследственным и не наследственным болезням, травматизму, агрессивности, алкоголизму, наркомании, более скорой инвалидности - типичным следствиям комплексной дезадаптивности. Увеличиваются вложения в здравоохранение и другие социальные механизмы и пружины, влекущие людей в города. «Машина урбанизма» в увеличенных размерах и скорее «перемалывает» вновь прибывших, экономическая результативность здравоохранения падает. Параллельно происходит умирание деревни, город превращается в бессмысленную «мясорубку».

Для подъёма благосостояния людей (понятие здоровья имеет доминирующее значение) необходима оптимизация всех подсистем и элементных блоков систем обеспечения потребностей людей  с учётом системного целого - противоречивого  и большего, чем сумма частных  потребностей.

ж) Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая  потребность характеризуется направленностью  на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность  побуждает человека к овладению  всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом  материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность  побуждает человека к овладению  формами общения и связи с  другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Для объяснения феномена духовности необходимо использовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход  за пределы повседневного естественного  бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы.

Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в  своем сознании, достичь высоких  целей, следовать личному и общественному  идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать  собственными усилиями. Только духовно  богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину  брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения  ее с ее антиподом - бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям  без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное  накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа  феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться  в индивидуальной жизни лишь при  наличии развитых волевых качеств  индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые  качества не сродни духовности, при  определенных обстоятельствах они  могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Свидетельством тому - многие события из нашей отечественной  истории и, в частности, в Чечне.

Таким образом, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и о внешнем  мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится  вырваться из пут материи и  выразить себя в духе. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей  устремленностью к единству, к  интеграции многообразия в единую целостность.

Духовные потребности  есть стремление приобрести и обогатить  свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

з)Ценностно-ориентированные потребности

Основанием для выделения  этой группы потребностей является классификация  потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно  выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные  и разрушительные потребности.

 

Рассмотрим  разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности - это  потребности, удовлетворение которых  способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту  престижа личности в обществе, ее гуманному  развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении  потребностей, не доводящее до  деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей  способностям личности и наличием  средств их реализации.

4. Управляемость потребностями.  Разумными можно назвать те  потребности, которыми управляет  человек, а не наоборот, когда  потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная  и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые  создают тупиковые ситуации в  функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб  интересам общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Извращенными (вредоносными) мы называем те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и  циничному попранию моральных и  правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях  способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию  развития рода «человек».

Это чрезмерная потребность  в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько  от пресыщения материальными благами  и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.

Рассмотрим наиболее опасный  «треугольник» всех человеческих пороков: гомосексуализм, наркомания и СПИД. В чем смысл этого треугольника? СПИД во всем мире справедливо считается  чумой XX века. По общему признанию специалистов от медицины наиболее распространенным источником заболевания СПИДом является гомосексуализм и наркомания. Именно они являются наиболее опасными разносчиками вируса СПИДа в результате сексуальных  контактов и кровосмешения.

Информация о работе Классификация потребностей людей