Классификация потребностей людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Оптимальное определение потребности дано в "Философском энциклопедическом словаре" (М. 1983). "Потребности - нужда и недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности" (стр.518). В этом определении потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности.

Содержание

Введение
Классификация потребностей людей
а) Биологические (естественные) потребности
б) Этолога-поведенческие (психологические) потребности
в) Этнические потребности
г) Социальные потребности
д) Трудовые потребности
е) Экономические потребности
ж) Духовные потребности
з) Ценностно- ориентированные потребности
Трансформация потребностей
Управление потребностями
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат классификация потребностей.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Первым шагом на пути радикального избавления от заболеваний наркоманией  и СПИДом является признание этих заболеваний социальными болезнями  и перенос акцента в поисках  средств их устранения из биологической  в социальную сферу, а также во внутренний духовно-психологический  мир человека.

Действенность этих мер может  дать положительный эффект лишь на начальной стадии заболевания. Одной  из таких мер является сублимация - замещение извращенных потребностей разумными или менее извращенными потребностями. Термин «сублимация» был введен 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и вызванных этим давлением психических заболеваний. Для этого надо формировать волю - способность противостоять соблазнительным потребностям, надо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп  ценностно-ориентированных потребностей - истинные и ложные потребности.

Хотя определение названной  группы потребностей трудно отнести  к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях  вкусов, потребностей, настроений. В  практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и  жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность.

Трансформация потребностей

 

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет  малоэффективным, если мы будет трактовать каждую потребность в изоляции от других потребностей или исследовать  субординацию потребностей в зависимости  от однозначного определения оной какой-либо ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде, все они взаимосвязаны и  переплетены таким образом, что  представляют собой сложную мозаику, множеством нитей связанную с  возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая  представляет собой лишь фрагмент внутреннего  душевного мира человека и для  своей реализации предполагает сложную  процедуру: мотивацию выбора предмета потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность  претерпевает серьезную трансформацию, превращаясь нередко в свою противоположность.

 

Как побудитель человеческой деятельности потребность только тогда  побуждает человека на великие свершения, когда она озарена смыслом жизни, служит этой великой цели, которую личность стремится достичь. Потребности человека условны, подвижны, они носят виртуальный характер. Виртуальность потребностей состоит в том, что каждая из них содержит в себе и свое иное, момент самоотрицания. В связи с многообразием условий своей реализации, возраста, окружающей среды, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, т. е. она трансформируется. В этом параллелограмме потребностей главенствующей становится та потребность, которая наиболее соответствует личному смыслу жизни, лучше вооружена средствами своего удовлетворения, т. е. та, которая лучше мотивирована.

 

Обратимся к примеру из профессиональной деятельности по конструированию одежды. Мы уже выяснили, что потребность в одежде является материальной потребностью. Но является эта потребность единственной или главенствующей, определяющей деятельность модельера конструктора одежды? Однозначно - нет. Ведь материальная потребность в одежде фиксирует одно ее качество: оберегать человека от холода, сохранять тепло. Но для того, чтобы понравиться окружающим, чтобы победить на конкурсе мод материальная потребность нивелируется, она превращается в социальную и духовную потребность. А для того, чтобы возбуждать сексуальные потребности мужчины она должна умело подчеркивать женственные места. Ведь недаром говорят: модельеры, швейники - слуги моды, главная потребность которую они должны возбуждать в людях - потребность красоты, духовная, эстетическая потребность.

 

В трансформации потребностей большая роль принадлежит эмоциям. «Функция эмоций, - пишет П. Ершов, - трансформация  потребностей в конкретные цели для  нахождения возможности практического  их удовлетворения». Эмоция всегда зависит  от потребности и даже непроизвольно  выдает ту или иную потребность. Эмоция не только подчиняется потребности, но и направляет процесс их конкретизации  и трансформации. Эмоция обнаруживает потребность. Это - крылья потребности, вдохновляющие человека на удовлетворение потребности

.

 

Управление потребностями

 

 

Каждый человек, изучающий  потребности и их роль в жизни  человека, должен быть готов к ответу на вопрос: человек управляет потребностями  или потребности управляют человеком?

 

Проблема регулирования  потребностей возникает перед каждым человеком в его повседневной практике. Она особенно остра у  тех людей, кто обладает богатством потребностей и наличием возможностей их удовлетворения.

 

Есть потребности долговременные с прогнозируемыми возможностями  их удовлетворения, есть потребности, возникающие в экстремальных  условиях, застающие индивида врасплох, есть потребности, требующие для  своего удовлетворения определенных биологических  ресурсов и мобилизации волевых  качеств. Есть потребности, возникающие  одновременно и требующие от индивида сознательного выбора: какой из них  отдать предпочтение: пойти и на встречу со своим другом или закончить  подготовку доклада для выступления  на семинаре, истратить деньги на посещение  кафе или купить на них учебное  пособие.

 

Если следовать гедонистической  этике, согласно которой человек  всегда стремится к удовольствиям  и избегать страдания, человек будет  приобретать репутацию ненадежного  партнера по бизнесу или работника  не способного преодолевать трудности, везде и во всем опаздывать. Если человек будет строго следовать  установленному распорядку, действуя по принципу: «делай не то, что тебе хочется, а то, что надо», он может  преуспеть в карьере, продвижению  по служебной лестнице, но постепенно терять друзей, а то и оказываться  заложником своей дисциплинированности.

 

 Управлять потребностями  - значит управлять своей деятельностью,  стремиться к достижению результата. Если вы осознали свою потребность  получить высшее образование, вы должны подчинить этой потребности все текущие кратковременные потребности и цели, рассчитать свои силы и средства так, чтобы полностью усваивать программу каждого курса. Точнее говоря, учеба в вузе должна занимать ведущее место в вашей жизни.

 

Если же вы, ссылаясь на обстоятельства, будете пропускать занятия, не сдавать  во время зачеты и экзамены, у  вас появится такой длинный хвост, что вы перестанете им управлять  и ваша потребность в высшем образовании  превратиться в красивую, но неосуществимую мечту.

 

Итак, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человек  может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:

 

- обладать смыслообразующим идеалом, высокой целью своей жизни. Все временные и преходящие цели и потребности рассматривать через призму главной цели своей жизни;

 

- постоянно заботиться  о вооруженности средствами для  достижения высшей и временной  цели;

 

- каждое действие по  удовлетворению потребности подвергать  всесторонней мотивации, не совершать  немотивированных поступков;

 

- формировать разумную  волю, чтобы быть способным устоять  от соблазнов, подвохов и следовать  своей дорогой.

 

Заключение :

 

В ходе написания работы были рассмотрены основные виды потребностей и их влияние на личность человека.

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает  весьма существенное влияние на поведение  человека, на его реакцию на изменение  социально-политической обстановки в  обществе, на выбор смысла жизни, выбор  работы и путь индивидуального развития и личностного роста.

 

Развитие общества ведет  к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени  у людей постоянно растет представление  о том наборе потребляемых благ, который они считают "нормальным".

 

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребностей. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный  же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной  и разнообразной.

 

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах человек все сильнее озабочен не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Потребностная сфера человека - это динамичное образование. Потребности и мотивы могут различаться не только от человека к человеку, но и от ситуации к ситуации. При этом со временем не только может меняться сила отдельных потребностей, на смену одним потребностям могут приходить другие.

 

Для воздействия на мотивацию  работников и для повышения их готовности напряженно работать в интересах  организации необходимо не только исключить  те внешние факторы, которые могут  снижать удовлетворенность работников, но и создавать условия для  повышения внутренней мотивации  работников (признание достижений, возможности профессионального  и должностного роста, предложение  перспективной и содержательной работы и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  • http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=5871&ref_dl=1
  • http://5ballov.qip.ru/referats/preview/117875/?klassifikatsiya-potrebnostey
  • http://referats.allbest.ru/sociology/8700009762.html
  • http://diplom-na-zakaz-msk.ru/klassifikatsiya-potrebnostey-sovremennogo-cheloveka-referat-psihologiya-lichnosti-118860

 

 


Информация о работе Классификация потребностей людей