Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Общая социология традиционно развивает две теории:
1) теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;
2) теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.
К этим двум теориям в последнее время добавились:
3) теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;

Содержание

Раздел 1. Социология как наука-------------------------------------------------------------3
1.1. Что изучает общая и отраслевая социология? --------------------------------------3
1.2. Раскройте основные положения социологической концепции М.М. Ковалевского------------------------------------------------------------------------------------3
1.3. Дайте анализ особенностей монографического, панельного, трендового и когортного СИ-----------------------------------------------------------------------------------4
Раздел 2. Социальная статика----------------------------------------------------------------4
2.1. Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)? ------------------------------------------4
2.2. В чем отличие социализации взрослых и детей? ----------------------------------5
2.3. Назовите дифференцирующие признаки, определяющие потребление благ и образ жизни--------------------------------------------------------------------------------------6
2.4. Каково различие между номинальными и интерактивными группами? ------6
2.5. Что такое цели организации и каков их состав? -----------------------------------7
2.6. Каковы основные функции социальных институтов? ----------------------------8
2.7. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «брак»? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?-----------------------------8
Раздел 3. Социальная динамика-------------------------------------------------------------9
3.1. Что такое социальный процесс?-------------------------------------------------------9
3.2. Определите демографические факторы мобильности----------------------------9
3.3. Что характерно для органического типа организации?---------------------------9
3.4. Раскройте содержание конфликтов по причинам: различия в целях, взаимозависимости задач, неудовлетворительных коммуникаций, распределения ресурсов, различия в представлениях и ценностях-----------------10
3.5. Определите классификацию норм по: объекту или сфере деятельности, субъектам, носителям норм, содержанию, способу обеспечения, функциям, масштабам--------------------------------------------------------------------------------------12
3.6. Каковы функции человека в процессе труда? -------------------------------------12
Литература------------------------------------------------------------------------------

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Раздел 1. Социология как наука-------------------------------------------------------------3

1.1. Что изучает  общая и отраслевая социология? --------------------------------------3

1.2. Раскройте основные положения  социологической концепции М.М. Ковалевского------------------------------------------------------------------------------------3

1.3. Дайте анализ особенностей  монографического, панельного, трендового  и когортного СИ-----------------------------------------------------------------------------------4

Раздел 2. Социальная статика----------------------------------------------------------------4

2.1. Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)? ------------------------------------------4

2.2. В чем отличие социализации взрослых и детей? ----------------------------------5

2.3. Назовите дифференцирующие признаки, определяющие потребление благ и образ жизни--------------------------------------------------------------------------------------6

2.4. Каково  различие между номинальными  и интерактивными группами? ------6

2.5. Что такое  цели организации и каков их  состав? -----------------------------------7

2.6. Каковы основные функции социальных  институтов? ----------------------------8

2.7. Какое содержание Вы вкладываете  в понятие «брак»? Какие формы  брака обычно различают исследователи  семейных отношений?-----------------------------8

Раздел 3. Социальная динамика-------------------------------------------------------------9

3.1. Что такое социальный процесс?-------------------------------------------------------9

3.2. Определите демографические  факторы мобильности----------------------------9

3.3. Что характерно  для органического типа организации?---------------------------9

3.4. Раскройте содержание конфликтов по причинам: различия в целях,  взаимозависимости задач, неудовлетворительных коммуникаций, распределения ресурсов, различия в представлениях и ценностях-----------------10

3.5. Определите  классификацию норм по: объекту или сфере деятельности, субъектам, носителям норм, содержанию, способу обеспечения, функциям, масштабам--------------------------------------------------------------------------------------12

3.6. Каковы функции человека в процессе труда? -------------------------------------12

Литература--------------------------------------------------------------------------------------14

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Социология как наука

1.1. Что изучает общая  и отраслевая социология?

 

Общая социология традиционно развивает  две теории:

1) теорию социальных структур, которая  изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;

2) теорию социального развития, изучающую изменения, развитие  и социальный прогресс, регресс и т. д.

К этим двум теориям в последнее  время добавились:

3) теория социального поведения  индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;

4) теория поведения общностей,  изучающая общие закономерности поведения толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.

Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией) исследует  отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие разделы:

1) исследование типов социальных  общностей (общностей, обусловленных разделением труда, социально-профессиональных, этнических общностей, территориально-региональных и поселенческих, половых и возрастных общностей и др.);

2) исследование социальных институтов (сюда относятся такие разделы,  как социология семьи, образования, политики, права, науки, искусства, армии, промышленности и труда и т. д.);

3) исследование социальных процессов  (таких как миграция и социальная мобильность, процессов массовой коммуникации, преступности, наркомании и др.).

 

1.2. Раскройте основные положения социологической концепции М.М. Ковалевского

 

Наибольшего расцвета позитивистская социология в России достигла в творчестве М.М. Ковалевского (1851-1916). Общественные явления Ковалевский пытался  объяснить путем анализа их происхождения, в силу чего он называл свою концепцию «генетической социологией». С этих позиций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда. Следовательно, причина образования классов – экономические и биологические факторы. Главная же причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.

Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что без идеи прогресса не может быть и социологии. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в плане объединения людей, их социального единства. Прогресс «раскрывает законы, управляющие ростом человеческой солидарности», – писал Ковалевский. Главным признаком прогресса является расширение сферы «замирения». Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу – отклонением от нее. Прогресс общества закономерен, а революция есть не историческая необходимость, а следствие ошибок правительства.

Ковалевский считал, что Конт заложил  основы научной социологии, но полная объяснительная социологическая теория еще не сложилась. Получили развитие лишь односторонние подходы – психологический, географический. Исходя из методологического плюрализма, эволюционизма и историко-сравнительного метода, следует интегрировать верные идеи имеющихся однофакторных подходов и выработать многофакторную социологическую теорию. Что же касается религиозной социальной философии и методологических претензий неокантианства, то это тупиковые дороги и социологии их следует остерегаться.

 

1.3. Дайте анализ особенностей  монографического, панельного, трендового и когортного СИ

 

Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте в данное время, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.) постоянной выборочной совокупности. Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших, школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения социальных групп в целом.

Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной социальной группе.

Когортные исследование изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

 

Раздел 2. Социальная статика

2.1. Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)?

 

По мнению антропологов, социальный смысл культуры проявляется в  следующих  ее четырех элементах.

1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке. Благодаря  ним становится возможным упорядочить  опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Таким образом, изучение слов языка  позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только  выделяют те или иные части  мира с помощью понятий, но  также выявляют, как эти составные  части связаны между собой  – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые  убеждения относительно целей,  к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том  числе нормы и санкции) регулируют  поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры.

Ценности обосновывают нормы или  ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения, превращаясь в ценностные ориентации.

 

2.2. В чем отличие социализации взрослых и детей?

 

Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается  главным образом в изменении  их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы;  дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых  часто  предполагает понимание того, что  между черным и белым существует  множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в  выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация  взрослых  направлена  на  то,  чтобы  помочь  человеку  овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Вместе с этим в процессе социализации следует учитывать хрупкость  психики молодежи, ее определенную социальную инфантильность, ибо в возрасте 13-19 лет проявляют себя такие особенности юношей и девушек, как:

- формирование отношения  к противоположному полу,

- возрастание агрессивности, стремления к риску,  независимости и самостоятельности,

- изменение роли агентов социализации,

- изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей,

- усиление восприимчивости к негативным  оценкам окружающих,

- несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом,

- противоречие между усилением ориентации  на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

 

2.3. Назовите дифференцирующие  признаки, определяющие потребление благ и образ жизни

 

Признаки, определяющие потребление  благ и образ жизни.

1. Признаки, свидетельствующие о  потреблении жизненных благ; их  показателями могут выступать: район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха, качество медицинского обслуживания, формы рекреации и др.

2. Признаки, свидетельствующие о  потреблении культурных благ; их  показатели: объем и характер  полученного образования, объем  и характер разных видов получаемой  социальной информации и потребляемой культурной продукции и др.

3. Признаки, характеризующие воспроизводство  семейных отношений; их показатели: тип домашнего хозяйства, формы домашнего воспитания детей, их школьное и вузовское образование, мужские и женские семейные роли и др.

4. Признаки, характеризующие неформальные связи; их показатели: круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и др.

 

2.4. Каково различие  между номинальными и интерактивными  группами?

 

Главная задача ряда социальных исследований заключается в изучении роли особенностей динамики группового взаимодействия при принятии решения. Исходя из этого, выделяются интерактивные и номинальные группы. Группы, члены которых непосредственно взаимодействуют друг с другом в целях принятия общего решения, например, студенческая, дискуссионная, ревизионная комиссия и др., называются интерактивными.

В номинальной группе, наоборот, каждый из ее членов действует относительно изолированно от других. На промежуточных стадиях работы субъекты национальной группы обеспечиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность изменять свои мнения. Здесь следует говорить о косвенном взаимодействии. Номинальная группа превосходит интерактивную на всех этапах решения проблемы, кроме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сравниваются, анализируются, обсуждаются и классифицируются. В итоге делается вывод о необходимости сочетания номинальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"