Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:03, контрольная работа
Общая социология традиционно развивает две теории:
1) теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;
2) теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.
К этим двум теориям в последнее время добавились:
3) теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;
Раздел 1. Социология как наука-------------------------------------------------------------3
1.1. Что изучает общая и отраслевая социология? --------------------------------------3
1.2. Раскройте основные положения социологической концепции М.М. Ковалевского------------------------------------------------------------------------------------3
1.3. Дайте анализ особенностей монографического, панельного, трендового и когортного СИ-----------------------------------------------------------------------------------4
Раздел 2. Социальная статика----------------------------------------------------------------4
2.1. Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)? ------------------------------------------4
2.2. В чем отличие социализации взрослых и детей? ----------------------------------5
2.3. Назовите дифференцирующие признаки, определяющие потребление благ и образ жизни--------------------------------------------------------------------------------------6
2.4. Каково различие между номинальными и интерактивными группами? ------6
2.5. Что такое цели организации и каков их состав? -----------------------------------7
2.6. Каковы основные функции социальных институтов? ----------------------------8
2.7. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «брак»? Какие формы брака обычно различают исследователи семейных отношений?-----------------------------8
Раздел 3. Социальная динамика-------------------------------------------------------------9
3.1. Что такое социальный процесс?-------------------------------------------------------9
3.2. Определите демографические факторы мобильности----------------------------9
3.3. Что характерно для органического типа организации?---------------------------9
3.4. Раскройте содержание конфликтов по причинам: различия в целях, взаимозависимости задач, неудовлетворительных коммуникаций, распределения ресурсов, различия в представлениях и ценностях-----------------10
3.5. Определите классификацию норм по: объекту или сфере деятельности, субъектам, носителям норм, содержанию, способу обеспечения, функциям, масштабам--------------------------------------------------------------------------------------12
3.6. Каковы функции человека в процессе труда? -------------------------------------12
Литература------------------------------------------------------------------------------
Содержание
Раздел 1. Социология как наука---------------------
1.1. Что изучает
общая и отраслевая социология?
------------------------------
1.2. Раскройте основные положения
социологической концепции М.М.
Ковалевского------------------
1.3. Дайте анализ особенностей
монографического, панельного, трендового
и когортного СИ----------------------------
Раздел 2. Социальная статика-----------------------
2.1. Как проявляется
социальный смысл культуры в понятиях
(концептах), отношениях, ценностях и правилах
(нормах)? ------------------------------
2.2. В чем отличие социализации взрослых
и детей? ------------------------------
2.3. Назовите дифференцирующие приз
2.4. Каково различие между номинальными и интерактивными группами? ------6
2.5. Что такое
цели организации и каков их
состав? ------------------------------
2.6. Каковы основные функции
2.7. Какое содержание Вы
Раздел 3. Социальная динамика----------------------
3.1. Что такое
социальный процесс?----------------------
3.2. Определите демографические
факторы мобильности-----------
3.3. Что характерно
для органического типа
3.4. Раскройте содержание конфликтов по причинам: различия в целях, взаимозависимости задач, неудовлетворительных коммуникаций, распределения ресурсов, различия в представлениях и ценностях-----------------10
3.5. Определите
классификацию норм по: объекту или
сфере деятельности, субъектам, носителям
норм, содержанию, способу обеспечения,
функциям, масштабам---------------------
3.6. Каковы функции человека в процессе
труда? ------------------------------
Литература--------------------
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Что изучает общая и отраслевая социология?
Общая социология традиционно развивает две теории:
1) теорию социальных структур, которая изучает составные элементы групп, общностей, основы их строения, взаимное приспособление элементов, исследует явления внутреннего единства групп, силы, обусловливающие это единство и факторы, вызывающие распад;
2) теорию социального развития, изучающую изменения, развитие и социальный прогресс, регресс и т. д.
К этим двум теориям в последнее время добавились:
3) теория социального поведения индивидов, которая развивается на стыке психологии и социологии; она изучает установление закономерностей между социальными ситуациями и реакциями на них индивидов, образцы действий индивидов в различных ситуациях и т. д.;
4) теория поведения общностей, изучающая общие закономерности поведения толпы, больших масс людей, классов, профессиональных категорий и т. д.
Отраслевая социология (иначе ее называют конкретной социологией) исследует отдельные сферы социальной жизни. В ней можно выделить следующие разделы:
1) исследование типов социальных
общностей (общностей,
2) исследование социальных
3) исследование социальных
1.2. Раскройте основные положения социологической концепции М.М. Ковалевского
Наибольшего расцвета позитивистская социология в России достигла в творчестве М.М. Ковалевского (1851-1916). Общественные явления Ковалевский пытался объяснить путем анализа их происхождения, в силу чего он называл свою концепцию «генетической социологией». С этих позиций он рассматривал, в частности, происхождение семьи, собственности и государства. Для него процессы возникновения классов и государства лежат в разных плоскостях и не связаны между собой. Социальная дифференциация зависит от разделения труда. Следовательно, причина образования классов – экономические и биологические факторы. Главная же причина возникновения государства коренится в психологическом факторе.
Для Ковалевского социальный прогресс является основным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что без идеи прогресса не может быть и социологии. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сфер солидарности не только в психологическом плане, но и в плане объединения людей, их социального единства. Прогресс «раскрывает законы, управляющие ростом человеческой солидарности», – писал Ковалевский. Главным признаком прогресса является расширение сферы «замирения». Ковалевский считал солидарность людей нормой, а классовую борьбу – отклонением от нее. Прогресс общества закономерен, а революция есть не историческая необходимость, а следствие ошибок правительства.
Ковалевский считал, что Конт заложил основы научной социологии, но полная объяснительная социологическая теория еще не сложилась. Получили развитие лишь односторонние подходы – психологический, географический. Исходя из методологического плюрализма, эволюционизма и историко-сравнительного метода, следует интегрировать верные идеи имеющихся однофакторных подходов и выработать многофакторную социологическую теорию. Что же касается религиозной социальной философии и методологических претензий неокантианства, то это тупиковые дороги и социологии их следует остерегаться.
1.3. Дайте анализ особенностей монографического, панельного, трендового и когортного СИ
Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте в данное время, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.
При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.) постоянной выборочной совокупности. Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших, школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения социальных групп в целом.
Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной социальной группе.
Когортные исследование изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
Раздел 2. Социальная статика
2.1. Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)?
По мнению антропологов, социальный смысл культуры проявляется в следующих ее четырех элементах.
1. Понятия (концепты). Они содержатся
главным образом в языке.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности – это общепринятые
убеждения относительно целей,
к которым человек должен
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4. Правила. Эти элементы (в том
числе нормы и санкции)
Ценности обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения, превращаясь в ценностные ориентации.
2.2. В чем отличие социализации взрослых и детей?
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация взрослых
2. Взрослые могут оценивать
3. Социализация взрослых часто
предполагает понимание того, что
между черным и белым
Социализация в детстве
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Вместе с этим в процессе социализации следует учитывать хрупкость психики молодежи, ее определенную социальную инфантильность, ибо в возрасте 13-19 лет проявляют себя такие особенности юношей и девушек, как:
- формирование отношения к противоположному полу,
- возрастание агрессивности, стремления к риску, независимости и самостоятельности,
- изменение роли агентов социализации,
- изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей,
- усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих,
- несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом,
- противоречие между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.
2.3. Назовите дифференцирующие признаки, определяющие потребление благ и образ жизни
Признаки, определяющие потребление благ и образ жизни.
1. Признаки, свидетельствующие о потреблении жизненных благ; их показателями могут выступать: район проживания, размеры и тип жилища, места отдыха, качество медицинского обслуживания, формы рекреации и др.
2. Признаки, свидетельствующие о
потреблении культурных благ; их
показатели: объем и характер
полученного образования,
3. Признаки, характеризующие
4. Признаки, характеризующие неформальные связи; их показатели: круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и др.
2.4. Каково различие
между номинальными и
Главная задача ряда социальных исследований заключается в изучении роли особенностей динамики группового взаимодействия при принятии решения. Исходя из этого, выделяются интерактивные и номинальные группы. Группы, члены которых непосредственно взаимодействуют друг с другом в целях принятия общего решения, например, студенческая, дискуссионная, ревизионная комиссия и др., называются интерактивными.
В номинальной группе, наоборот, каждый из ее членов действует относительно изолированно от других. На промежуточных стадиях работы субъекты национальной группы обеспечиваются информацией о деятельности друг друга и имеют возможность изменять свои мнения. Здесь следует говорить о косвенном взаимодействии. Номинальная группа превосходит интерактивную на всех этапах решения проблемы, кроме этапа синтеза, когда высказанные членами группы идеи сравниваются, анализируются, обсуждаются и классифицируются. В итоге делается вывод о необходимости сочетания номинальной и интерактивной форм, поскольку это приводит к выработке групповых решений более высокого качества.