Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:17, контрольная работа

Краткое описание

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) основатель школы социологизма и журнала L'Annee sociologique (с 1896), один из первых соединил социологическую теорию с методологией получения эмпирических данных, создал образец теоретически ориентированного социоло­гического исследования («Самоубийство», 1897). [12, C.36]
Теоретическим и методологическим фундаментом школы социологизма стал позитивистский социологизм Дюркгейма. Хотя сам термин «социология» - более раннего происхождения, в широкий научный оборот как название особой области гуманитарного знания он был введен именно школой Дюркгейма.

Содержание

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 3
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 8
3. Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры. 13
Литература: 19

Вложенные файлы: 1 файл

Социология ГОТОВО.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)


3

 

Содержание:

 

 

1.              Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

3.              Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры.

Литература:


Вариант 4. Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

1.     Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1915) основатель школы социологизма и журнала L'Annee sociologique (с 1896), один из первых соединил социологическую теорию с методологией получения эмпирических данных, создал образец теоретически ориентированного социоло­гического исследования («Самоубийство», 1897). [12, C.36]

Теоретическим и методологическим фундаментом школы социологизма стал позитивистский социологизм Дюркгейма. Хотя сам термин «социология» - более раннего происхождения, в широкий научный оборот как название особой области гуманитарного знания он был введен именно школой Дюркгейма.

Явная цель Дюркгейма, начиная с его первых работ, состояла в «распространении на человеческое поведение научного рационализма», который доказал себя в исследовании мира природы. «То, что называли нашим позитивизмом, –– заявляет он в обстоятельном ответе своим критикам, предваряющем второе издание «Метода социологии», –– есть лишь следствие этого рационализма»[4]

Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как “система, корпус социальных наук”. В результате “социологизм” предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он. по собственному признанию, всегда оставался философом.

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с ею отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте [13;6;17 ].

Эмиль Дюркгейм –– социолог в высшей степени исторический, поскольку все его исследования были включены в современный проект, состоящий в том, чтобы посредством научного анализа способствовать разрешению кризиса, определенного как «моральный», который на его глазах потрясал европейские общества до самого основания. Занимавший его теоретический вопрос состоял не в том, чтобы выработать концепцию социального порядка in abstracto, а в том, чтобы обнаружить меняющиеся условия и механизмы солидарности в эпоху индустриальной современности и способствовать тем самым появлению морали, соответствующей новым социальным отношениям. Социология Дюркгейма исторична также и потому, что она стремится изучать институты в их становлении, и, следовательно, ее гармоничное развитие требует активного и сознательного сотрудничества с историографией.

Для Дюркгейма история может и должна играть «на уровне социальной реальности роль, подобную той, какую играет микроскоп на уровне реальности физической». В сетях истории оказываются частные проявления социальных законов и типов, которые обнаруживает социология. И только «генетический метод», посредством которого сравниваются различные воплощения определенного института, позволяет «проследить его целостное развитие, проходящее через все социальные виды», отделить действующие причины, которые его вызвали (диахронный анализ), от социальных функций, которые он выполняет (синхронный анализ), и, следовательно, установить его нормальный (или патологический) характер. «Насколько я знаю, не существует социологии, которая заслуживала бы этого имени и не обладала бы историческим характером», –– утверждает Дюркгейм в ходе своего спора с Шарлем Сеньёбосом. И он «убежден», что социологии и истории «суждено сблизиться и что настанет день, когда исторический дух и дух социологический будут различаться лишь оттенками» [4].

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в науку, Э. Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответствующего метода. «Нужно, стало быть, чтобы социолог, и, определяя предмет своих изысканий, и в ходе своих доказательств, категорически отказался от употребления таких понятий, которые образовались вне науки, для потребностей, не имеющих ничего общего с наукой. Нужно, чтобы он освободился от этих ложных очевидностей, которые тяготеют над умом толпы, чтобы он поколебал раз и навсегда иго эмпириче­ских категорий, которое привычка часто делает тираническим. И если все же иногда необходимость выну­дит его прибегнуть к ним, то есть, по крайней мере, он сделает это с сознанием их малой ценности, для того чтобы не отводить им в доктрине роли, которой они недостойны.

Это освобождение потому особенно трудно в социологии, что здесь часто бывает замешано чувство. Действи­тельно, к нашим политическим и религиозным верова­ниям, к важным нравственным правилам мы относимся со страстью, совсем иначе, чем к объектам физического мира; этот страстный характер влияет на наше понима­ние и объяснение их.

….. [необходимо принять] основной принцип: объективную реальность социальных фактов. А, в конечном счете, именно на этом принципе все основано и все к нему сводится. ….И мы уверены, что, приписывая ему столь важную роль, мы остаемся верны социологической традиции, так как, в сущности, это та концепция, от которой произошла вся социология.

Эта наука в действительности могла родиться только в тот день, когда появилось предчувствие, что социальные явления, не будучи материальными, все же представляют собой реальные вещи, допускающие исследование. Чтобы прийти к мысли, что надо исследовать, что они собой представляют, необходимо было понять, что они существуют определенным образом; что они имеют постоянный способ существования и особую природу, не зависящую от индивидуального произвола; что они возникают из необходимых отношений.

Поэтому история социологии есть лишь длительное усилие с целью уточнить это чувство, углубить его, развернуть все вытекающие из него следствия….

Научно обсуждать социальные факты — дело столь необычное, что некоторые положения этой книги рискуют удивить читателя. Однако если есть наука об обществах, то она, надо ожидать, должна быть не простым перепевом традиционных предрассудков, а должна показать нам вещи в ином виде, чем они представляются непосвященному. Всякая наука стремится к открытиям, а всякое открытие расшатывает в известной мере установившиеся мнения. Следовательно, если не приписывать житейскому здравому смыслу такой авторитет в социологии, каким он давно уже не пользуется в других науках (а неизвестно, откуда бы этому авторитету вообще взяться), то ученый должен бесповоротно решиться не пугаться тех выводов, к которым приводят его исследования, если последние проводились методически правильно»[2, C.8-19].

Т.о. по мнению Э. Дюркгейма, предметом изучения социологии является особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи.

Это означает, что:

а) социальные факты существуют объективно, независимо от индивида;

б) строго наблюдаемы и безличны;

в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

В первой главе работы «Правила социологического метода» (1895) Дюркгейм рассматривает социальный факт как распространенный в обществе способ действий, оказывающий внешнее принуждение на индивида. Приводимые им примеры позволяют заключить, что речь идет, преж­де всего, о социальных институтах как установившихся в обществе правилах поведения, имеющих по отношению к индивиду характер внешней силы, принуждающей его к выполнению этих правил.

Каждое поколение индивидов застает свой набор социальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма к предмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человека характер[14, C.3].

Вместе с тем, как выразитель классической позитивистской социологии, Дюркгейм максимально сближает природу социального факта с естественным, оставляет в стороне вопрос о том, что соци­альные факты создаются самими людьми — не только массами, но и индивидами, не только в прошлом, но и в настоящем, в процессе деятельности индивидов. Сложная, диалектичная природа социаль­ного факта стала предметом методологической работы социологов наследующем, постклассическом этапе развития социологического знания[12, C.36-37]

Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические и духовные. К морфологическим фактам относятся: плотность населения, уровень рождаемости, смертности, характер путей сообщения, форма жилищ и т.д. Морфологические факты составляют как бы "материальный", количественный аспект общества.

К духовным, нематериальным фактам относятся: традиции, обряды, обычаи, верования, правила поведения человека, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм, главным образом, исследовал роль коллективного сознания, его различные формы: религию, мораль, право [15, С. 147-153 ].

Основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый социологизм, утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.

Дюркгейм считается классиком теории социологического метода (подход - "социальный реализм"), со следующими, сформулированными им принципами:

1) Общество - часть объективной реальности, включенная в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

2) Общество первично по отношению к составляющим его людям.

3) Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, т.е иметь свои специфические методы. Таковы основные принципы “социологизма”, посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества. Социологизм Дюркгейма противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное. следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социоллдгический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биол. или психич. факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде “обожествляя”общество).

Именно теоретические дискуссии о характере и природе социальной реальности, степени детерминированности деятельности индивида социумом составили содержатательное ядро “Социологического ежегодника”, и во многом определили ведущие позиции Французской социологической школы во французской социологии первой половины века.[10]

 

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

Центральная проблема в творчестве Дюркгейма – это проблема социальной солидарности. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: “О разделении общественного труда” (1893), “Метод социологии” (1895), “Самоубийство” (1897) и “Элементарные формы религиозной жизни” (1912)[5].

По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий[5].

Книга “О разделении общественного труда” представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"