Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 02:17, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1858–1915) основатель школы социологизма и журнала L'Annee sociologique (с 1896), один из первых соединил социологическую теорию с методологией получения эмпирических данных, создал образец теоретически ориентированного социологического исследования («Самоубийство», 1897). [12, C.36]
Теоретическим и методологическим фундаментом школы социологизма стал позитивистский социологизм Дюркгейма. Хотя сам термин «социология» - более раннего происхождения, в широкий научный оборот как название особой области гуманитарного знания он был введен именно школой Дюркгейма.
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма. 3
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма — поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества. 8
3. Понятие аномии как кризисного состояния общества и нарушения его ценностно-нормативной структуры. 13
Литература: 19
Дюркгейм выводит следующие факты, касающиеся домашней аномии:
1) только при наличии развода мужей может иметь место настоящая брачная неустойчивость. Раздельное жительство только ограничивает брак, а развод его разрушает. Следовательно, разведённые в большей степени будут страдать от этой специфической аномии, чем супруги живущие раздельно;
2) если столь сильная степень наклонности к самоубийству, наблюдаемая у холостяков, в известной своей части зависит от половой аномии, то именно в тот момент, когда половое чувство находится в состоянии наивысшего возбуждения, она должна ощущаться сильнее[1, C.253]. Женщины же мало подвержены такого рода аномии.
Для эгоистического самоубийства характерен, как это следует из самого названия, эгоизм, который будет являться не вспомогательным средством, а не непосредственной причиной. Такой тип самоубийства связан с моментом, когда индивид резко отдаляется от общества, но всё ещё ощущает на себе его влияние. Чувство оторванности может наблюдаться не только у индивидов, но и у коллектива, так как помимо индивидуального настроения существует коллективный дух, который способен повлиять на виденье предметов, окрасить их либо в яркие, либо в тёмные тона. По своей натуре человек двойственен, в нём одновременно присутствуют и биологическое, и социальное, этим объясняется стремление индивидов не отделяться от общества. Однако люди утрачивают основания дорожить своей жизнью, которая могла бы их удовлетворить, но не соответствует больше ничему в действительности, а та, что соответствует действительности, не удовлетворяет больше их потребности. Чем сильнее индивид отдаляется от общества, тем дальше он уходит от жизни. Крайний индивидуализм не только благоприятствует совершению самоубийства и устраняет ему препятствия, сдерживающие стремление людей убивать себя, но и сам генерирует это стремление.
В рамках эгоистического самоубийства Э. Дюркгейм устанавливает следующие три положения:
1) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции религиозного общества;
2) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции семейного общества;
3) число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества[1,C.185].
Если при отделении от общества у человека зарождается мысль о самоубийстве, тогда, то же самое должно происходить, если общество поглощает индивида без остатка. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе, он смешивается с чем-то другим, центр его деятельности находится вне его существа, но внутри той группы, в которой он находится. Характерным для данного типа самоубийства будет то, что оно совершается ради долга, тогда можно выделить подтип обязательного альтруистического самоубийства.
Также существуют три категории альтруистического самоубийства: самоубийство людей престарелых или больных (чаще всего, чтобы не обременять родных), самоубийство жён после смерти мужей, самоубийство рабов или слуг при смерти хозяина или начальника. Эти категории относятся по большей части к самоубийствам первобытных народов, или народов, не отбросивших эти обычаи прошлого.
Самоубийства могут совершаться не только с целью избежать позор, но и с целью завоевания большого уважения. Если общественное мнение относится к самоубийству благосклонно, то считалось бы добродетелью не дорожить своей жизнью, уход из жизни заслуживал бы повалы. Отречение от жизни считается в таких условиях вполне нормальным и даже приветствовалось.
Дюркгейм говорит об армии приводя пример среды, где альтруистическое самоубийство может считаться явлением обыденным. Он выводит положения о том, что: коэффициент увеличения самоубийств среди военных тем выше, чем меньше общая масса гражданского населения проявляет склонность к самоубийству и наоборот; специальные, избранные войска обладают наибольшим коэффициентом возрастания самоубийств.
В противовес аномичному самоубийству ставится фаталистическое самоубийство. Этот вид самоубийства возникает в связи с усиленным контролем со стороны группы. С избытком постоянной регламентации, которая становится невыносимой. Чрезмерный контроль общества над индивидом, повсеместное, гнетущее регулирование, физический или моральный деспотизм создают невыносимые условия для жизни индивида.
Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений».
Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь». То, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, должно быть признано полезным и необходимым. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюрктейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.[16, C.34].
В работах Э.Дюркгейма большое внимание уделяется теме социальной солидарности. Им было выделено два типа солидарности: «механическая» и «органическая». Переход от одного типа к другому определяется разделением труда. К ненормальным формам разделения труда Э.Дюркгейм относит социальное неравенство и аномию. Аномия – это отсутствие ценностей и норм, способных регулировать общественные отношения. Необходимое условие аномии – это расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения. В рамках аномии Э.Дюркгейм выделял аномичное самоубийство. При аномичном самоубийстве решающую роль в принятии решения уйти из жизни играют исключительно индивидуальные страсти. Этот вид самоубийства связан с переживаниями индивида, вызванными его дезадаптацией в социальной среде. Помимо аномичного самоубийства Э.Дюркгейм выделяет ещё три вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и фаталистическое. При эгоистическом самоубийстве причины кроются в отделении человека от общества. При альтруистическом самоубийстве человек не принадлежит самому себе. Данный тип самоубийства совершается ради долга. Фаталистическое самоубийство порождается повсеместным, гнетущим контролем со стороны группы.
Таким образом, Э.Дюркгейм первым попытался дать классификацию самоубийств посредством обнаружения общих черт у различных суицидальных актов, он также выдвинул перечень основных фактов, влияющих на изменение количества самоубийств. Во многом, положения Дюркгейма находят своё отражение и в современной статистике, однако многие из его положений оказываются опровергнутыми. В объяснении самоубийств слишком большое влияние уделяется коллективным силам и наклонностям. Говорится о непосредственном влиянии общества на индивида, но упускается момент влияния индивида на общество. Несмотря на несостоятельность некоторых положений, концепция, предложенная Э.Дюркгеймом, и по сей день остаётся наиболее проработанной при анализе самоубийств.
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер. с фр.; Под ред. В.А. Базарова. – М.: Мысль, 1994 – 399с.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.— (История социологии в памятниках).
3. В поисках социальной солидарности: основные исследования Дюркгейма// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.— М.: Канон, 1995.— 352 с.
4. Вакан Л. Дюркгейм и Бурдье: общее основание и трещины в нем/Пер.с франц. А Тавровского//Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. – М.: Инст.-т эксперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 2001.
5. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма: Лекции по социологии. Лекция 6// Гофман А.Б.Семь лекции по истории социологии: Учебное пособие. - М.: Университет, 2001. - 216 с.
6. Гофман А.Г. Дюркгейм Эмиль//Культурология. XX век: Энцикл. В 2 тт.Т.1/Сост. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998.
7. Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. – М.: Ольга, 1996 – 286с.
8. Ковалева А.И., Аномия.// Знание.Понимание.Умение. – 2005. – №4. С.155 – 156.
9. Кочьян В.Н. Аномия в системе вертикальных социальных перемещений подрастающего поколения.// Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – № 11. – С.96 - 100.
10. Крюков В. М. Французская социологическая школа // Свод этнографических понятий и терминов (Этнография и смежные дисциплины. Этнографические школы и направления). – М., 1988.
11. Михайлов А. Теоретико-методологические основы явления девиации. //Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – № 2. С.153 - 156.
12. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006. — 783 с. C.36
13. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала XX вв./Под.ред. Ю.Н.Давыдова. – М.: Наука, 1994.-299 с.
14. Предмет, функции и методы социологии//Борис Акимович Исаев Социология: Краткий курс. Гл.1 Предмет и истории социологии./Под ред. Егеревой Е. – СПб.: Питер, 2010. – 224с.
15. Социология Эмиля Дюркгейма//Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США. Гл 7. –С. 147-153.
16. Социология: Учебник для вузов /ВН. Лавриненко, НА. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
17. Шейкин А.Г. Французская социологическая школа//Культурология. XX век: Энцикл. В 2 тт.Т.2/Сост С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1998.