Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:27, реферат
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д.
1.Функции социальных институтов……………………………………………………………..3стр.
Виды и функции социальных институтов…………………..….5стр
Семья как важнейший социальный институт…………………..9стр.
2.Теория циклического развития цивилизаций А.Тойнби………………………………………………………………11стр
Единица измерения – цивилизация…………………………..…11стр
Стадии цикла……………………………………………………..…12стр
Генезис……………………………………………………..…….…15стр.
Рост………………………………………………………………….15стр
Надлом……………………………………………………………….17стр.
Распад…..………………………….…………………………………18стр
Современная ситуация……………………………………………18стр.
Заключение……………………………………………………………19стр.
Литература…………..………….
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) вступление в первый брак - образование семьи;
2) начало деторождения - рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования
В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.
Семья как социальный институт возникла
с формированием общества. Процесс
формирования и функционирования семьи
обусловлен ценностно-нормативными регуляторами.
Такими, например, как ухаживание, выбор
брачного партнера, сексуальными стандартами
поведения, нормами, которыми руководствуются
жена и муж, родители и дети и т.
д., а также санкции за их невыполнение.
Эти ценности, нормы и санкции
представляют собой принятую в данном
обществе исторически изменяющуюся
форму отношений между мужчиной
и женщиной, посредством которой
они упорядочивают и
На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.
Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
е) социально-статусная - предоставление
определенного социального
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Для понимания семьи как
Ролевые отношении в семье, образующиеся
при выполнении определенных функций,
могут характеризоваться
1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
2) межролевой конфликт, при котором
противоречие заложено в
3) внутри ролевой конфликт, при
котором одна роль включает
в себя противоречивые
Конфликт может углубиться, если
жена занимает более высокий статус
в социальной или профессиональной
сфере и переносит ролевые
функции своего статуса во внутрисемейные
отношения. В подобных случаях очень
важна способность супругов к
гибкому переключению ролей. Особое
место среди предпосылок
В современном обществе наблюдается
процесс ослабления семьи как
социального института, изменение
ее социальных функций, не ролевых семейных
отношений. Семья утрачивает свои ведущие
позиции в социализации индивидов,
в организации досуга и других
важнейших функциях. Традиционные роли,
при которых женщина вела домашнее
хозяйство, рожала и воспитывала
детей, а муж был хозяином, часто
единоличным собственником
2. Теория циклического развития цивилизаций А.Тойнби.
Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказать несколько слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби, описывая некоторые отличия его теории циклов от теории цивилизаций Шпенглера, «если германский априорный метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можно добиться при помощи английского эмпиризма». На протяжении всего основного своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается своей методики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Так, например, одно из важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не дается формально, а строится на большом числе конкретных примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.
Прежде чем говорить о теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает под понятием «цивилизация», или, другими словами, что является «единицей измерения» исторического бытия. Исходя из того, что любая страна, политический союз и т. д. Должны рассматриваться не сами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к следующим выводам об «атоме, на котором следует фокусировать свое внимание историку»:
Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):
Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская, находящиеся друг с другом в «сестринских» отношениях, происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Такая точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой цивилизации являются замкнутыми в себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.
Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация - это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактования цивилизации, как некой неделимой сущности, считая что «общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю». Такая интерпретация общества позволяет ответить на вопрос о предопределенности развития: если все индивидуумы, составляющие данное общество, смогут преодолеть надлом в душе, то и общество в целом может выбраться из стадии надлома. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля». Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на вопрос: что же является «мотором» цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол (Вызов) выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры» состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа. Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.