Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д.

Содержание

1.Функции социальных институтов……………………………………………………………..3стр.
Виды и функции социальных институтов…………………..….5стр
Семья как важнейший социальный институт…………………..9стр.
2.Теория циклического развития цивилизаций А.Тойнби………………………………………………………………11стр
Единица измерения – цивилизация…………………………..…11стр
Стадии цикла……………………………………………………..…12стр
Генезис……………………………………………………..…….…15стр.
Рост………………………………………………………………….15стр
Надлом……………………………………………………………….17стр.
Распад…..………………………….…………………………………18стр
Современная ситуация……………………………………………18стр.
Заключение……………………………………………………………19стр.
Литература…………..………….

Вложенные файлы: 1 файл

кр готовая.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются следующие:

1) вступление в первый брак - образование семьи; 

2) начало деторождения - рождение  первого ребенка; 

3) окончание деторождения - рождение  последнего ребенка; 

4) "пустое гнездо" - вступление  в брак и выделение из семьи  последнего ребенка; 

5) прекращение существования семьи  - смерть одного из супругов. На  каждом этапе семья обладает  специфическими социальными и  экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие  общие принципы выделения типов  семейной организации. В зависимости  от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья  предусматривает существование  брачной пары - мужа и жены, полигамная - как правило, мух имеет право  иметь несколько жен. В зависимости  от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой  супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей  в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или  более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс  формирования и функционирования семьи  обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальными стандартами  поведения, нормами, которыми руководствуются  жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции  представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой  они упорядочивают и санкционируют  их половую жизнь и устанавливают  их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями  регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой  синкретические нормы и образцы  поведения, базировавшиеся на религиозных  и нравственных представлениях. С  возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и  государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как  следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое  воспроизводство населения в  общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая - поддержание  физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами  семьи;

в) экономическая - получение  материальных средств одних членов семьи для других, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального  контроля - моральная регламентация  поведения членов семьи в различных  сферах жизнедеятельности, а также  регламентация ответственности  и обязательств в отношениях между  супругами, родителями и детьми, представителями  старшего и среднего поколений;

д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса  членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая - организация  рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение  психологической защиты, эмоциональной  поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая  терапия.

Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями  индивида в семейной группе и подразделения  в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), меж поколенные и внутри поколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко  представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в  семье или младшим, какого поведения  ждут от него, какие правила, нормы  диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ  своего поведения, индивид должен точно  определить свое место и место  других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять  роль главы семьи, вообще или в  частности, главного распорядителя  материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или  иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье  или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы  семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи  немаловажное значение также имеет  чувствительность к ситуационным требованиям  семейной роли и связанная с ней  гибкость ролевого поведения, которая  проявляется в способности без  особых затруднений выходить из одной  роли, включаться в новую сразу, как  этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношении в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым  согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как:

1) конфликт ролевых образов,  что связано с неправильным  их формированием у одного  или нескольких членов семьи; 

2) межролевой конфликт, при котором  противоречие заложено в противоположности  ролевых ожиданий, исходящих из  разных ролей. Такого рода конфликты  наблюдаются часто в много  поколенных семьях, где супруги  второго поколения одновременно  являются и детьми и родителями  и должны соответственно сочетать  противоположные роли;

3) внутри ролевой конфликт, при  котором одна роль включает  в себя противоречивые требования. В современной семье такого  рода проблемы бывают чаще  всего присущи женской роли. Это  относится к случаям, когда  роль женщины предусматривает  сочетание традиционной женской  роли в семье (хозяйки, воспитательницы  детей, ухода за членами семьи  и т. д.) с современной ролью,  предполагающей равное участие  супругов в обеспечении семьи  материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые  функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень  важна способность супругов к  гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с  психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями  личностей супругов, как недостаточная  моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских  и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак  не хочет переложить на свои плечи  хозяйственные заботы семьи или  родить ребенка, пытается вести прежний  образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается  процесс ослабления семьи как  социального института, изменение  ее социальных функций, не ролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие  позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала  детей, а муж был хозяином, часто  единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

 

  2. Теория циклического  развития цивилизаций А.Тойнби.

Перед тем как начать говорить о теории Тойнби, следует сказать  несколько слов о его методике исследования. Как пишет сам Тойнби, описывая некоторые отличия его  теории циклов от теории цивилизаций  Шпенглера, «если германский априорный  метод потерпел неудачу, стоит попробовать, чего можно добиться при помощи английского  эмпиризма». На протяжении всего основного  своего труда «Постижение Истории» Тойнби придерживается своей методики. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Так, например, одно из важнейших понятий теории Тойнби Вызов-Ответ не дается формально, а строится на большом числе конкретных примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби. С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

Единица измерения - цивилизация

Прежде чем говорить о  теории циклов цивилизаций, необходимо понять, что же Тойнби подразумевает  под понятием «цивилизация», или, другими  словами, что является «единицей  измерения» исторического бытия. Исходя из того, что любая страна, политический союз и т. д. Должны рассматриваться  не сами по себе, а исходя «исторического контекста», Тойнби приходит к следующим  выводам об «атоме, на котором следует  фокусировать свое внимание историку»:

  1. Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкой протяженностью как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы»;
  2. Именно цивилизации должны рассматриваться историками;
  3. Цивилизации сопоставимы друг с другом;
  4. Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества;

Проводя анализ истории, Тойнби выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле (данная цифра  меняется по ходу книги). На данный момент их осталось пять (не считая две реликтовые):

  1. Западная христианская
  2. Православная христианская
  3. Исламская
  4. Дальневосточная
  5. Индуистская

Между некоторыми из этих цивилизаций  существуют родственные отношения, например, западная христианская и  православная христианская, находящиеся  друг с другом в «сестринских»  отношениях, происходят из эллинской  цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и  могут влиять друг на друга. Такая  точка зрения в корне противоречит точке зрения Шпенглера, согласно которой  цивилизации являются замкнутыми в  себе сущностями, не способными понять друг друга и не проистекающими одна из другой.

Стадии  цикла

Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие  стадии: Стадия зарождения - генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации. За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Следует сразу отметить, что в этом жизненном цикле нет той фатальной предопределенности развития, которая присутствует в цикле цивилизации Шпенглера. Если у Шпенглера цивилизация - это живой организм, который с необходимостью растет, созревает, увядает и, наконец, умирает, то Тойнби отходит от трактования цивилизации, как некой неделимой сущности, считая что «общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю». Такая интерпретация общества позволяет ответить на вопрос о предопределенности развития: если все индивидуумы, составляющие данное общество, смогут преодолеть надлом в душе, то и общество в целом может выбраться из стадии надлома. «Надломы цивилизаций не могут быть результатом повторяющихся или поступательных действий сил, находящихся вне человеческого контроля». Выделив основные стадии развития цивилизации, необходимо ответить на вопрос: что же является «мотором» цивилизации, что заставляет примитивное общество, жившее стационарно на протяжении многих тысяч лет, однажды проснуться и начать непрерывное поступательное движение; есть ли что-либо единое, стоящее за всеми стадиями развития цивилизаций? В поисках этого первопринципа Тойнби приходит к концепции Вызова-и-Ответа. Не найдя детерминированных, «неодушевленных» причин зарождения и развития цивилизаций, Тойнби вводит через миф об искушении твари Божьей Дьяволом и последующем преображении искушаемого через творение Господне противоречие в качестве основного движущего механизма истории. На первом этапе Дьявол (Вызов) выводит систему из равновесного и пассивного состояния Инь в возбужденное и активное состояние Ян. Ответом на вызов должен быть либо рост - «переход в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры» состояние, либо смерть, проигрыш. Выйдя на новую ступень, система вновь выводится из равновесия и так далее до тех пор, пока на очередной вызов не последует адекватного ответа.  Вызовы могут быть как внешними (стимулы, необходимые для генезиса цивилизации) так и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Причем системе требуется лишь первоначальное наличие внешних стимулов, которые затем по мере развития системы превращаются во внутренние вызовы. Именно такое динамическое, прогрессирующее противоречие и является залогом развития цивилизации и индивидуумов, ее составляющих.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"