Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:27, реферат
Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д.
1.Функции социальных институтов……………………………………………………………..3стр.
Виды и функции социальных институтов…………………..….5стр
Семья как важнейший социальный институт…………………..9стр.
2.Теория циклического развития цивилизаций А.Тойнби………………………………………………………………11стр
Единица измерения – цивилизация…………………………..…11стр
Стадии цикла……………………………………………………..…12стр
Генезис……………………………………………………..…….…15стр.
Рост………………………………………………………………….15стр
Надлом……………………………………………………………….17стр.
Распад…..………………………….…………………………………18стр
Современная ситуация……………………………………………18стр.
Заключение……………………………………………………………19стр.
Литература…………..………….
Как же выглядит концепция Вызова-и-Ответа в применении к цивилизации и к анализу ее развития? Кому предназначается вызов - обществу в целом, либо каждому человеку в отдельности? Как уже упоминалось, система Тойнби антропоцентрична в том смысле, что в ней обществу отводится место поля действия, а не носителя созидательной силы. Поэтому и вызовы предназначаются прежде всего людям. Здесь Тойнби стоит на позиции французского философа Анри Бергсона: «Мы не верим в «бессознательный» фактор Истории, так называемые «великие подземные течения мысли», на которые так часто ссылаются, возможно лишь потому, что большие массы людей оказались увлеченными кем-то одним, личностью, выдвинутой из общего числа. Нет надобности повторять, что социальный прогресс обусловливается прежде всего духовной средой общества. Скачок совершается тогда, когда общество решается на эксперимент; это означает, что общество или поддалось убеждению, или было протрясено кем-то, но именно кем-то». Однако большинство членов общества инертно и пассивно и неспособно дать достойный ответ на удары судьбы. Чтобы общество смогло ответить на вызов, в нем необходимо наличие Личностей, сверхлюдей. Именно они способны дать ответ, именно они способны повести за собой всех остальных. Кто они - эти сверхлюди? Тойнби указывает, что ими могут быть как отдельные люди (Иисус, Мухаммед, Будда) так и социальные группы (английские нонконформисты). В любом случае общество раскалывается на две взаимодействующие части: на творческое, несущее в себе потенциал меньшинство и основную инертную массу. Каким же образом способность творческого меньшинства дать ответ на вызов превращается в ответ всего общества? По утверждению Бергсона, «требуется двойное усилие. Прежде всего со стороны отдельных личностей, нацеленных на новаторский путь, и наряду с этим - всех остальных, готовых воспринять эту новацию и приспособиться к ней. Цивилизованным можно назвать лишь то общество, в котором эти встречные усилия слились воедино. В сущности, второе условие более трудно для исполнения. Наличие в обществе творческой личности - фактор необходимый и достаточный для зарождения процесса... Однако для ответного движения нужны определенные условия, при которых творческая личность может увлечь за собой остальных». Каков механизм взаимодействия творческого меньшинства и пассивного большинства? Тойнби назвал этот механизм «мимесис» - социальное подражание. Мимесис появляется у человека задолго до вступления общества в фазу развития. Его можно видеть и в обществах с примитивным укладом и в развитых цивилизациях. Однако действие мимесиса в этих двух случаях прямо противоположно: если в примитивных обществах мимесис, выражаясь в обычаях и подражании старейшинам, направлен в прошлое и является гарантом стабильности общества, то при вступлении общества на путь цивилизации мимесис в основном направлен на творческое меньшинство, являясь таким образом связующим звеном между активными и пассивными его членами. Следовательно, для успешного ответа на вызов необходимо наличие в обществе следующих факторов:
Как уже упоминалось, Тойнби
выделяет два пути возникновения
цивилизаций: через мутацию примитивного
общества и через отчуждение пролетариата
от правящего меньшинства ранее
существовавших цивилизаций. Как и
следовало ожидать, в обоих случаях
Тойнби объясняет генезис с помощью
концепции Вызов-и-Ответ, отвергая при
этом как расовые теории, постулирующие
различную «
Как видно из приведенного выше списка,
стимулы могут быть как природными,
так и социальными. Именно появление
стимулирующего воздействия со стороны
природы или окружающих народов
способно вывести примитивное общество
из стационарного состояния и
заставить его начать развиваться.
Доказывая свое предположение, Тойнби
анализирует большое количество
различных цивилизаций и в
каждом случае находит такой стимул.
Среди всех стимулов хотелось бы выделить
стимул новой земли, а точнее, его
разновидность - стимул заморской миграции.
Он не только побуждает общество начать
развиваться, но и побуждает делать
это на принципиально новой основе.
Приступая к анализу стадии
роста в цивилизации Тойнби, необходимо
понять, что он считает критерием
роста. Прежде всего, территориальная
экспансия ни в коей мере не является
показателем развития цивилизации.
Территориальное расширение обычно
сопровождается кровопролитными войнами
и свидетельствует скорее не о
росте цивилизации, а о регрессе.
Захватывание чужих территорий зачастую
говорит о неспособности
В результате роста каждая цивилизация проходит свой уникальный путь развития. При этом опыт, полученный каждой цивилизацией, также уникален. Этим Тойнби объясняет различие цивилизаций. Чем сильнее развита данная цивилизация, тем неповторимей пройденный ею жизненный путь и тем сильнее непохожа она на другие. Таким образом по мере роста цивилизаций возникает их дифференциация, что сказывается на мировоззрении индивидуумов, культуре, искусстве. В отличие от Шпенглера, объясняющего различие цивилизаций (у Шпенглера - культур) различием прафеноменов - первичных символов, лежащих в основе каждой цивилизации, Тойнби усматривает изначальное внутреннее единство всех цивилизаций, различия которых вызваны неповторимостью жизненного пути каждой цивилизации: «Многообразие, представленное в человеческой природе, человеческой жизни и социальных институтах - это искусственный феномен и он лишь маскирует внутреннее единство».
Одним из основных постулатов
теории Освальда Шпенглера является
то, что общества суть живые организмы.
А раз так, то каждое общество проходит
через стадии, обязательные для любого
организма: рождения, роста, увядания и
смерти. Однако, как было показано, Тойнби
отвергает эту точку зрения, рассматривая
общество лишь как поле действия индивидуумов.
Где же тогда следует искать причину
надломов цивилизаций? Как уже говорилось,
процесс роста цивилизации - это
постоянная борьба. С одной стороны,
это взаимодействие между вызовами
и творческим меньшинством, с другой
стороны это постоянное противоречие
между меньшинством и косной массой.
Надлом может произойти по различным
причинам. Возможно, что на очередной
вызов активная часть просто не сможет
дать адекватный ответ. Другая причина
может крыться в природе
Как видно, спектр опасностей, подстерегающих цивилизацию на пути ее развития, весьма широк. Однако наступление надлома и гибели не является неизбежным. Всегда есть шанс выхода из тупиковой ситуации.
Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:
В духовной сфере распад
общества приводит к расколу в
душе. «Раскол в душах людей
проявляется в самых
Разложение общества сопровождается
полным распадом правящей верхушки и
появлением нового творческого меньшинства,
вышедшего из пролетариата. Именно
это меньшинство способно образовать
новую цивилизацию. Единственный положительный
выход - «преображение», то есть создание
пролетариатом новой религии, опирающейся
на принципиально иную систему ценностей,
нежели разлагающаяся цивилизация.
Созданная пролетариатом
Какой видится современная ситуация английскому историку? Достижения в технической и политической сферах отнюдь не сделали современное западное общество духовнее. По сути, оно попало в капкан идолопоклонства, где место идола занимает все та же западная демократия. «В секуляризованном западном мире XX века симптомы духовного отставания очевидны. Возрождение поклонения Левиафану стало религией и каждый житель Запада внес в этот процесс свою лепту. Современный западный ренессанс племенной религии эллинистического мира представляет собой чистое идолопоклонство». Подчинив церковь государству, общество стало по сути неоязыческим. Как религиозный человек, Тойнби ищет спасение в мировой церкви, в религии как средстве примирения всех жителей Земли. «Душа, озаренная высшей религией, может достигнуть большего в благоустройстве земной жизни, чем душа языческая. Озарение душ светом высших религий определяет духовный прогресс человека».