Контрольная работа по "социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня, информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов. Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее.

Содержание

Введение. 2
Технократические подходы в теории коммуникации. 3
Интеракционные подходы в теории коммуникации. 7
Когнитивные теории и теория кодов в коммуникации. 14
Лингвистические подходы. 21
Заключение. 24
Список литературы: 26

Вложенные файлы: 1 файл

смир.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Универсализируя методы этнографии и способы организации  повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах, этнометодология пытается увидеть в них основание социологического анализа и современной социальной жизни. Ее предмет — процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы социальной коммуникации между людьми. Причем формы социальной коммуникации не сводятся этнометодологами к речевой коммуникации, к повседневной речи.

Этнометодология понимает язык коммуникации более широко, включает в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание. Проводились специальные исследования невербальной коммуникации, включая и преднамеренные сообщения, и непреднамеренные знаки. И. Хоффман (1922—1982), канадско-американский социолог, изучал позиционирование тела в социальных столкновениях.

Для этого направления  свойственно рассмотрение сложившихся  в каждом конкретном обществе механизмов социальной коммуникации, укорененных  в виде правил, регулирующих взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или, наоборот, промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, деликатно прекратить разговор и т.д. Их нарушение существенно затрудняет коммуникацию, может даже привести к ее полному разрыву.

Эти правила  общения образуют сложную структуру  связей и отношений, которая влияет на людей, заставляя их поступать так, а не иначе, т.е. структурные стереотипы (общественные отношения) ;

имеют принудительный характер, воздействуют на людей независимо от того, какое значение люди им придают.

Некоторые исследователи в противовес этнометодологии подчеркивают драматургическую составляющую интеракции. По мнению,  Гоффмана, люди сами создают ситуации общения, представляющие собой некий ритуал, действо, спектакль, где каждый выполняет определенную роль.

Гоффман рассматривал театр как аналогию повседневной жизни.

Социальная  деятельность представляется как «спектакль», в котором социальные актеры и исполняют, и режиссируют свои роли, стремясь управлять передаваемыми другим впечатлениями. Цель актеров состоит в том, чтобы представить себя в целом в благоприятном свете способами, соответствующими специфическим ролям, и социальным «установкам», физическим внешним атрибутам и отражающими особые роли или статус. Так что социальные актеры действуют как члены «трупп», стремясь сохранять «фасадные» и прятать «закулисные» социальные отношения. Поскольку им придется играть разные роли в различных ситуациях, они также при случае считают необходимым практиковать сегрегацию аудитории, скрывая другие выполняемые роли, которые, если бы стали видимыми, угрожали бы впечатлению, создаваемому в настоящий момент. Модель интеракции, включаемая в драматургию, предполагает неизбежность частично подразумеваемого и неадекватно принимаемого действия. Следовательно, коммуникация — это чайный результат, всегда грозящий осложнениями и провалами на сцене, что в повседневной жизни отражено в выражении «выяснить отношения».

Критика гоффманского подхода сосредоточена на «демонизгцции» актеров, лишенных индивидуальных качеств, что приводит к изображению общения как «большого обмана». Тем не менее этот подход привлекает внимание ученых к некоторым аспектам социальных коммуникаций.

Интеракционистский  культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах  и организациях стал очень популярным в середине и второй половине XX в. Он имеет генетическую связь с этнометодологией и исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Предметом особого внимания являются символические действия или ритуалы, которые члены общностей регулярно или иногда совершают.

Так, в 1980-х гг. возникает организационная теория ассимиляции Ф. Джаблина, исследующая  культурные поведенческие и познавательные процессы, благодаря которым лица присоединяются к организации и выходят из нее.

Теория межкультурного содержания коммуникации («проксемия»), разрабатываемая американским антропологом Э. Холлом, дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, эффективность которых основана на признании принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

В концепции  Холла рассматриваются четыре расстояния коммуникации: близкое, персональное, социальное и публичное. Близкое  расстояние (0—1,5 м) означает явное присутствие  другого лица и может время от времени оказывать «давление» из-за очень интенсивных сенсорных воздействий. Персональное расстояние (1,5—4 м) оказывает разделяющее воздействие, но сохраняет возможность воспринимать визуально изменения в лице. Социальное расстояние (4—10 м) характерно для случайных общественных мероприятий и оставляет возможность продолжать работать в присутствии другого лица без того, чтобы показаться невежливым. Публичное расстояние (10 м и более) характеризует места для общественного дискурса.

При этом анализе  коммуникации используется понятие «социальная дистанция», которое характеризует степень близости или отчужденности социальных групп и лиц. Она не тождественна пространственной, географической дистанции, хотя может выражаться и в специфических формах расселения этнических групп (например, гетто и др.), элит. Анализ социальной дистанции был впервые осуществлен Г. Зиммелем, Р. Парком, Э. Бёрджессом, Л. фон Визе.

Возрастание социальной дистанции между индивидом и  социальным образованием является, по мнению Холла, критерием расчленения социальных образований на массу, группу и абстрактный Коллектив. В изучении коммуникаций в малых группах была выявлена взаимозависимость между социальной дистанцией и взаимодействием, симпатиями и антипатиями лиц.

Согласно Дж. Хомансу, сплоченность группы тем больше, чем меньше социальная дистанция.

В теории «лица» (идентичности) в переговорах, предложенной С. Тинг-Туми, нашли отражение социокультурные аспекты коммуникации. Эта теория основывается на следующих предположениях: участники переговоров независимо от их культурной принадлежности стараются сохранять идентичность (лицо) во всех коммуникативных ситуациях; идентичность особенно проблематична в ситуациях неопределенности; конфликт требует от обеих сторон активного управления формированием и сохранением идентичности; конфликтующие стороны осуществляют два типа управления: в отношении собственной и чужой идентичности; вариативность культур по такому параметру, как коллективизм — индивидуализм, влияет на выбор стиля поведения в конфликте.

Понятие «лица» включает не только проектируемый образ себя в ситуации переговоров, но складывается под воздействием угроз и поощрений, предлагаемых сторонами и определяющих степень ощущения собственного достоинства в связи с требованиями, выдвигаемыми каждой стороной в данной ситуации. Проектирование желаемого образа включает формирование представления о собственном значительном потенциале, и наоборот, исключение хотя бы намека на свою неспособность, слабость или глупость. Иначе говоря, это культурно выраженная форма убеждения в способности противостоять угрозам, которые ни при каких обстоятельствах не помешают сохранить или восстановить потерянное лицо.

Угроза «потери лица» вызывает две группы мероприятий: а) спасающие престиж, включающие предупреждение и профилактику, = ориентиры на будущее и наступательность; б) восстанавливающие,? «лицо» и рассматриваемые как оборона. Процедура утверждения «лица» включает декларации, в которых проясняется как собственная цель, так и намерение взаимных уступок. Вместе с тем возможно расширение требований или другие действия, вследствие которых повышается собственный статус.

Особое внимание теория уделяет тому, что эти процессы обусловлены этническими характеристиками сторон, которые влияют на продолжительность и условия переговоров, обычно связываются не только с культурным и

национальным  происхождением, но с расовыми, религиозными и лингвистическими чертами.

Этнокультурная  матрица деловых коммуникаций (переговоров) включает также такие параметры, как этнические ярлыки, шутки : предубеждения, культурные и языковые различия, совместимое интересов и ценностей, остроту этнических различий, предысторию этнических отношении, межэтнические контакты и потенциал взаимодействия.

 

Семиотическая концепция в теории коммуникации.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака  и знаковой системы: 1) синтактику, изучающую  отношения между знаками, т.е. внутренние свойства систем знаков (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантику, изучающую отношения между знаками и обозначаемыми предметами – внешним миром и внутренним миром человека, т.е. содержание знаков; 3) прагматику, изучающую отношение между знаком и человеком, т.е, те, кто пользуется знаками: говорящим, слушающим, пишущим, читающим.Разделение на семантику, синтактику и прагматику ввел американский философ Ч.Моррис. Он же обратил внимание и на соотношение аспектов семиотики и средневекового “тривия” гуманитарных наук: грамматики, логики (диалектики) и риторики.

Семантика коммуникаций указывает значение слов и символов, синтаксис коммуникаций относится к взаимосвязи между используемыми символами, а прагматика коммуникаций раскрывает их результативность и эффективность.

Например, прагматика как характерная черта массовой коммуникации, проявляется в том, что в ней реализуются две базовые функции массовой коммуникации – взаимодействие и воздействие.

Построение  стройной теории понимания языка  вызывает необходимость определить соотношение прагматики и семантики. Семантика, являясь разделом семиотики, занимается анализом комплекса связанных между собой понятий. Семантика изучает значение единиц языка (слов, сочетаний слов), отвечает на вопросы: “Что означает то или иное понятие (термин), высказывание, суждение?”. Объектом ее анализа является знак, фрагмент текста. Нахождение предметного значения (денотата) для какого-либо имени дает существенную информацию об этом имени, но, тем не менее, это не исчерпывает семантическую проблематику. Предметное значение указывает объем обозначенного данным именем понятия, но не объясняет его содержания.

Другой раздел семиотики – синтактика рассматривает  структурные свойства знаковых систем с позиции их синтаксиса (безотносительно  к их значениям и функциям). Синтаксические связи в пределах простого предложения строятся как цепочки связанных слов. Такие связи формируются по признакам подчинения и сочинения. Сложные предложения могут строиться одновременно по признакам подчинения и сочинения, или же лишь на основе одного признака (сложносочиненные, сложноподчиненные предложения). Подчинение бывает однородным, когда обе части предложения равновесны, или неоднородны, когда несколько подчинительных связей относятся к главному элементу, определяя его по-своему.

В семиосоциологической концепции коммуникации (использование знаков и знаковых систем в общении) понятие “коммуникация” не является синонимом понятия “информационное воздействие”. Более того, реализация идеи “субъект- субъектного” отношения предполагает общение в диалоговом режиме, т.е. наличие обратной связи. Общение – социально обусловленный процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп). Процесс общения включает в себя обмен мыслями, чувствами, реализуемый при помощи, прежде всего, вербальных средств коммуникации. В процессе общения передаются не только фрагменты информации, но и социальный опыт, происходит изменение сущности взаимодействующих субъектов, социализация личности. Кроме того, воплощение социальных ценностей осуществляется и посредством материально-вещественных элементов,  и в этом смысле материальные ценности являются посредником в определенных формах общения. Например, основные семейные ценности результативнее воплощаются в уютной домашней обстановке, а не в шумном общественном месте (кафе, ресторане).

Выбор стиля  общения зависит от индивидуально-типологических характеристик людей, особенностей  сложившихся отношений с конкретными людьми, коллективами. Среди стилей общения выделяют творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, деловой и др. Особое значение в общении имеет устная речь и так называемая паралингвистическая система информации (язык мимики и жестов), в которой фиксируются определенные социальные значения.

Речевая деятельность в процессе общения и коммуникация – достаточно близкие понятия. В ряде случаев они взаимозаменяемы, но не являются синонимами. Речевая деятельность в узком понимании этого слова представляет собой социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового взаимодействия с помощью вербальных и невербальных коммуникативных средств.

 

Когнитивные теории и теория кодов в коммуникации.

Коды.

Организация знаков осуществляется по определенным правилам — кодам.

Ф. Соссюр выявил, что знаки образуют коды по принципу парадигмы и синтагмы. Парадигма — это совокупность знаков, которые обладают общими свойствами, например, буквы алфавита, цифры, головные уборы, стулья, легковые автомобили и т. п., где каждый элемент отличается от всех других.

Синтагма  — это комбинация элементов, взятых из парадигмы, например, слово из букв или предложение из слов, одежда человека, обстановка комнаты, меню обеда. Образование синтагм ведется по правилам грамматики или синтаксиса, моды или вкуса, гармонии в музыке и др.

Парадигмы имеют два основных свойства:

  • Все элементы парадигмы должны иметь что-то общее, например, буквы алфавита, а цифры в эту парадигму не вписываются.
  • Каждый элемент отличается от всех других в парадигме.

Для коммуникации необходимо выбирать определенную парадигму (слова, звуки и т.д), из элементов которой составляются синтагмы в соответствии с правилами. Примерами таких правил будут грамматика или синтаксис, мелодия в музыке, хороший вкус в одежде или мода.

Существует  множество кодов. Рассмотрим некоторые  из них.

  • Аналоговые и разделительные коды.

Аналоговый  код действует на продолженной шкале. Разделительный — это код, элементы которого четко отделены друг от друга. Так, на циферблате часов каждая минута разделена чертой. Аналоговый код — это континуальный циферблат с обозначениями, которые разделяют без линий.

Разделительные  коды легче понять. Музыка — аналоговый код, хотя система записи (ноты) основана на разделительном коде. Природа аналоговая, но для ее объяснения мы вводим разделители.

Информация о работе Контрольная работа по "социологии"