Контрольная работа по "социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:40, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня, информационная цивилизация, к которой пришло человечество, меняет не просто статус информации, то есть роль ее позитивных последствий, но и резко расширяет негативные возможности. Перед нами оказалось сильнодействующее средство, для которого нет пределов. Современные глобальные тенденции в области коммуникации демонстрируют совершенно новые результаты, практически недоступные в прошлом. Резко возрос объем информации, которую граждане стали получать вне контроля своих национальных правительств. Информация начинает нести в себе как созидательную, так и разрушительную силу, но гораздо в более сильной степени, чем это было ранее.

Содержание

Введение. 2
Технократические подходы в теории коммуникации. 3
Интеракционные подходы в теории коммуникации. 7
Когнитивные теории и теория кодов в коммуникации. 14
Лингвистические подходы. 21
Заключение. 24
Список литературы: 26

Вложенные файлы: 1 файл

смир.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Фотография  копирует аналоговую натуру, но 60 линий  циферблата — это метафора того, как мы налагаем значение на реальность.

Восприятие  реальности является процессом раскодирования.

  • Репрезентационные и презентационные коды.

Репрезентационные коды используются для производства текстов, т.е. сообщений независимого существования. Текст состоит из иконических и символических  знаков.

Презентационные коды индексичны. Они не могут существовать отдельно от коммуникатора и социальной ситуации, в которой осуществляется коммуникация, как, например, в невербальной коммуникации.

Невербальная  коммуникация осуществляется на презентационных  кодах, таких как жесты, движения глаз или интонации голоса. Эти  коды могут давать сообщения о  том, что происходит здесь и сейчас, об отношении к человеку. Это межличностная коммуникация или выступление коммуникатора перед аудиторией.

  • Сложные и простые коды.

Социолингвисты  выявили различия в речи детей  из низших и высших слоев общества. У первых язык более простой, у вторых более сложный. Это связано с социально-профессиональным положением и социальными отношениями. Каждый слой (рабочие, военные, чиновники и др.) используют свой вид простого кода. Но чем выше социально-профессиональный уровень, тем сложнее становится речь, соответствующая сложному коду коммуникаций.

Простые и сложные коды обладают следующими свойствами:

  • Простота и сложность выражаются в объеме словарного запаса, построении предложений.
  • Простой код тяготеет к устному. Сложный код может быть письменным и устным и лучше подходит для символических (более абстрактных) сообщений.
  • Сложный код позволяет человеку выразить свою индивидуальность. А простым кодом легче выразить коммунальность, групповое членство, т.е. то общее, что объединяет говорящего со слушателями.
  • Простые коды относятся к конкретным ситуациям и к настоящему времени. Сложные — более абстрактны.
  • Простые коды зависят от непосредственного опыта. Сложные требуют более длительного обучения.

В нашем  обществе высоко ценятся сложные  коды, но нельзя отрицать значимость и простых. Такова ситуация с народным и профессиональным искусством. Но нельзя делать вывод, что одно лучше другого. Коды выполняют разные функции. Все люди являются индивидуальностями и членами групп и нуждаются в обоих типах языков.

  • Массовые (широкие) и узкие (специализированные) коды.

Они сходны с предыдущими и определяются природой аудитории:

массовой, разнородной и специальной, узкой. У поп-музыки аудитория массовая, а у симфонической и оперной  — узкая.

Массовые  коды — простые, они обращены к непосредственному восприятию и не требуют образования для их понимания. Они ориентированы на сообщество, на общие интересы между людьми.

По  содержанию это должны быть темы, которые  волнуют всех. Хороший массовый коммуникатор — тот, кто настраивается на чувства и интересы общества. Содержание включает стереотипы (образы), эмоции, позиции, ценности культуры, которые представляются в массовых сообщениях. Затем они возвращаются в культуру и вращаются в ней. Здесь постоянное, динамичное взаимодействие между аудиторией как источником сообщения, трансляцией сообщения и аудиторией как конечным пунктом, получателем информации.

Специальные коды могут быть элитарными и разделяющими людей. В науке — это язык специалистов. При использовании специальных  кодов делается акцент на различиях, при использовании массовых кодов — на сходстве.

  • Логические и условные коды.

Логические  коды — символичные, обозначающие, безличностные и статичные. В  математике искажения невозможны, в  том числе и в результате культурного влияния: например, 2x2 всегда и везде равно

Такое значение возникает не в ходе переговоров, оно установлено раз и навсегда. Наука — это объективный, неличностный, универсальный способ изучения реальности. Ученые сообщают свои выводы и формулы  в произвольном, логическом коде.

Условные  коды открыты, могут дополняться, а  какие-то элементы могут выпасть. По ним может не быть полного согласия. Они более динамичны и способны изменяться.

Условные, эстетические коды требуют согласия пользователей в общем культурном опыте. Массовое и народное искусство используют условные эстетические коды в одежде, архитектуре, автомобилях, при обустройстве жилья. Они являются кодами как массового, так и родового общества.

Коды, составляют общий центр любого культурного  опыта. Они помогают понять наше социальное существование и найти свое место в культуре. Мы можем чувствовать и выражать свое членство в нашей культуре только через общие коды, мы входим в культуру и поддерживаем ее жизнь. Культура — активный, динамичный, живой организм благодаря активному участию своих членов в ее коммуникационных кодах.

 

Когнитивные теории.

В когнитивном  подходе основное внимание уделяется  пониманию при восприятии сообщений.

Понимание включает в себя три взаимосвязанных  аспекта.

  • Следует выявить значение в сообщении.
  • Следует понять намерения коммуникаторов.
  • Следует понять причины их поведения.

 

Теория  значения Чарльза Осгуда.

Чарльз  Осгуд в 60-е годы XX века разработал одну из самых влиятельных теорий значения. Это было время перехода от бихевиоризма к когнитивному подходу. Теория Осгуда на основе этих двух подходов определила способы изучения значений и их связи с мышлением и поведением.

Любое реальное действие может вызывать приятные и неприятные ассоциации, т.е. коннотации. Ч. Осгуд пытается объяснить, из чего эти коннотации состоят, и как они возникают. Бихевиористская теория познания и обучения строится на основе модели “стимул — реакция”. Возникновение значения — это внутренний, ментальный ответ на стимул.

Ч. Осгуд разработал метод измерения значений, он называется семантическим дифференциалом. Пытаясь найти главные значения, он пришел к идее семантического пространства на основе трех измерений. Это оценка человека: хороший — плохой; его активность: активный — пассивный; его потенциал: сильный — слабый.

Осгуд предложил это три основные характеристики человека, возникающие при его  восприятии другим человеком. С помощью  метода семантического дифференциала  возможно эмпирическое измерение значений (смыслов).

Семантический дифференциал.

Значение  — это динамическое взаимодействие между читателем и сообщением. Социокультурный опыт человека влияет на взаимодействие и, следовательно, на смысл. Контент-анализ выявляет последнее. Но надо изучать и самого читателя. В этом плане хорошо работает метод семантического дифференциала. Он был разработан

Ч.Осгудом  в 1967 году как метод изучения чувств, эмоций и позиций людей в связи  с их социокультурным опытом. Осгуд  предложил измерять значения (коннотации).

Метод включает три стадии:

Вначале выявляются ценности, свойства, которые требуется исследовать и выразить их в виде бинарно противопоставленных понятий на пяти, семи или девятичленной шкале. Чаще всего набор включает 8—15 ценностей.

Затем подбирается группа экспертов или  обычных людей (потребителей, зрителей и т. п.).

Проводится  опрос группы и подсчитываются средние  величины по каждой выделенной ценности и общая средняя.

Используя семантический дифференциал, можно  сконструировать разные значения при  различных углах съемки: анфас, три  четверти, профиль, сзади. Например, съемка снизу усиливает силу человека, а сверху, наоборот, ослабляет. Сильное освещение усиливает оптимизм, а слабое наводит грустное настроение.

Но  эти значения не “сидят” в фотоаппарате или телекамере. Они возникают  в результате восприятия зрителей или  слушателей. То, что изучено и дает повторяющийся эффект, используется на практике профессионалами на основе известных им световых, цветовых, композиционных, угловых и других кодов.

Теория  релевантности.

Теория  пытается объяснить, как реципиент  понимает намерения    коммуникатора.

Люди  делают сообщения, чтобы достигнуть своих целей. В коммуникации главная  проблема для источника сообщения  — передать намерения, а главная  задача получателя сообщения — адекватно  понять их. Но получатель может понять их только анализируя, делая выводы и заключения на основе своих знаний и представлений.

У коммуникатора, который получает сообщение, всегда есть два вида намерений:

1.Получить информацию, знания (информационный мотив).

2.Понять цель информации (коммуникативный мотив).

Например, кто-то говорит: “Будет дождь”. А что это означает для

того, кто это слышит. Взять зонтик? Не ходить на прогулку? и т.д. Ключ для  понимания заключен в контексте. Личный контекст у каждого коммуникатора  — это его собственные соображения. Он может намекать или на то, что надо не ходить на прогулку или идти на нее с зонтиком. И этот “намек” слушающему надо понять. Тогда коммуникация будет нормальной.

В том  же случае, когда один говорит “про Фому, а другой про Ере- му”, возникает  максимум несовпадения в понимании. Это значит, что люди живут в разных когнитивных средах, т.е. в своих различных представлениях. Это и есть их личный контекст.

Понимание может быть эффективным, если достигнет  целей с наименьшими усилиями. Новая информация будет релевантной, если она стыкуется, комбинируется с тем, что вы уже знаете. Тогда новое будет усиливать это знание, дополнять или вести к обновлению, к отказу от устаревшего знания.

Эффективность коммуникации — максимизация релевантной  информации. От коммуникаторов требуются двусторонние усилия,

чтобы коммуникация была эффективной. ПР-специалист должен максимизировать релевантную  информацию для общественности. Это  так называемая презумпция релевантности, т.е. гарантия того, что информация соответствует  потребителю, его когнитивной среде.

Теория  атрибуции.

Теория  показывает, как люди объясняют причины  своего поведения.

  • Ситуационный способ: люди ссылаются на влияние обстоятельств. Например: “Попал под влияние дурной кампании.”
  • Люди ссылаются наличные свойства: “Сам виноват.”
  • Отмечаются способности, например: “У него светлая голова, золотые руки” и т. п.
  • Указывается принадлежность к влиятельным силам: “Он так себя ведет, потому что у него есть мощная поддержка.”
  • Кто-то ссылается на чувства: “Эмоции перевесили разум.”
  • Кто-то вспоминает обязательства: “Он должен был так поступить.” Или: “Положение обязывает.”

Некоторые действия воспринимаются как следствие  одной причины или, наоборот, один вид поведения — следствие  ряда причин. В процессе коммуникации часто приходится выяснять эти причины, например, при выяснении, почему работа идет хорошо или плохо.

На  понимание причин влияем мы сами. Мы всегда приписываем свои значения вещам, за которыми наблюдаем. Они помогают нам интегрировать наши восприятия в образцы, которые помогают осмысливать мир.

В повседневной жизни люди не всегда объективны, они  судят на основе доступного им понимания  и эмоций. Исследования показывают, что изменить прежние суждения трудно несмотря на то, что они явно неправильны. Таким образом, когда мы осуществляем аттрибу- цию, мы оказываемся у нее, а точнее у самих себя, в плену.

Если  человек спасает свое лицо, то он будет ссылаться на обстоятельства, не признавая свою вину. С другой стороны, если человек хочет управлять  ситуацией, тогда он будет склоняться к аттрибуции личной ответственности.

Одна  из самых важных находок в атрибутивных исследованиях — выявить наиболее часто встречающуюся ошибку аттрибуции, связанную со стремлением объяснять  причину личными качествами. Многие считают, что человек сам отвечает за то, что с ним случается. Это характерно для западной культуры. Отсюда недооценка обстоятельств и того, что может быть не связано с личной ошибкой. В российском обществе многие, наоборот, ищут причины в деятельности отдельных лидеров или в политике правительства.

В любом обществе люди, отзываясь о действиях другого человека, чаще обвинят его самого в том, что с ним произошло, а в отношении самих себя они перекладывают вину на обстоятельства. К примеру, в причинах ссоры считают виновным другого. В условиях конкурентной борьбы осуждают противника, а в дружеских отношениях — чаще всего себя.

Когнитивный диссонанс Л. Фестингера.

Теория  Л. Фестингера — одна из самых значительных в социальной психологии.

Согласно  этой теории между любыми двумя когнитивными элементами (установки, восприятия, знания) возможны три вида связей:

  1.Иррелевантные, когда связи нет.

2.Консонансные, когда элементы ожидаемо следуют друг за другом,  когда,  к примеру, товар по своим качествам соответствует рекламе, или поступки согласуются с убеждениями.

  3.Диссонансные, когда за элементом следует другой, не ожидавшийся здесь. Установка может быть одна, а действие другое, противоречащее ей.

В основе теории лежит идея о том, что человек  “не любит” диссонансы и предпочитает им консонансы. Отсюда вытекают два следствия:

  • Диссонанс порождает напряжение или стресс, что толкает человека к изменению того, что их создает.
  • Когда есть диссонанс, человек не только пытается уменьшить его, но и хочет также избежать ситуаций, где могут возникнуть дополнительные диссонансы. Чем сильнее диссонанс, тем больше потребность его уменьшить.

Информация о работе Контрольная работа по "социологии"