Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: Анализ межпоколенных отношений в семье в условиях преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
-обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных отношений;
-провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
-проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
-провести эмпирическое пилотажное социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у молодежи.
Введение.
Глава I. Теоретическое исследование межпоколенных отношений в семье
1.1 Понятие семьи и ее функции. Особенности современной семьи.
1.2 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
1.3 Специфика межпоколенных конфликтов в семье
Глава II. Взаимоотношение поколений в семье
2.1 Категория поколения в современной социальной мысли
2.2 Семья как важный институт взаимоотношений между поколениями
2.3 Результаты пилотажного социологического исследования на тему «Отношения поколений и конфликты в семье»
Заключение
Список использованной литературы
Содержание.
Введение.
Глава I. Теоретическое исследование межпоколенных отношений в семье
1.1 Понятие семьи и ее функции. Особенности современной семьи.
1.2 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
1.3 Специфика межпоколенных конфликтов в семье
Глава II. Взаимоотношение поколений в семье
2.1 Категория поколения в современной социальной мысли
2.2 Семья как важный институт взаимоотношений между поколениями
2.3 Результаты пилотажного социологического исследования на тему «Отношения поколений и конфликты в семье»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность работы. В настоящее время достаточно остро стоит проблема межпоколенных взаимоотношений как на микроуровне (например, в семье),так и на макроуровне (в обществе в целом). Проблема преемственности и конфликтов в отношениях «отцов» и «детей» может рассматриваться как взаимодействие встречных потоков информации и деятельности, как особенности передачи культурных ценностей от поколения к поколению. Она существует всегда, однако содержание проблемы, острота противоречий носит особенный конкретно-исторический характер.
Семья является первым и наиболее индивидуальным уровнем отношений между различными поколениями. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально-экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях. Поскольку семейные связи имеют всё меньшее значение, старики часто оказываются никому ненужными. Дестабилизация в нашей стране, направленность сознания людей на выживание влияет на то, как молодое поколение воспринимает пожилых.
Молодёжь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение, порождая предрассудки и создавая стереотипы, что, в свою очередь, проецируется на межпоколенные взаимоотношения. В массовом сознании как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения, в общественном сознании распространена модель, которая характеризуется утверждением стратегии вытеснения старости из сферы доступа к престижным ценностям, власти, и другим ресурсам, периферийным положением их проблем.
Эти неблагоприятные явления, а также другие негативные тенденции, наблюдающиеся в современном обществе, приобрели устойчивый характер. Переход к массовой малодетности, рост разводов, добровольное безбрачие, увеличение числа временных сожительств, одиночек, неполных семей, деградация межпоколенных связей и родственных отношений в связи с отсутствием братьев и сестер, отчуждение в семьях и многие другие негативные явления – всё это говорит об углубляющемся кризисе и семьи как социального института, и самого общества[1].
Степень разработанности проблемы. Сложность изучения взаимоотношений поколений обусловливает необходимость различного подхода к данной проблеме: изучением поколений занимаются демография, генеалогия, педагогика, этнография и психология[2]. Каждая из конкретных наук решает проблему в своем контексте. Особое место в процессе изучения межпоколенных взаимоотношений принадлежит социологии, которая изучает особенности поколенного положения (статуса и роли людей различного возраста в данном обществе, их потенциальных возможностей, особенностей межпоколенной трансмиссии культуры, проблем поколенного единства, солидарности, адаптации каждого нового поколения в социокультурном информационном пространстве). Социокультурный подход включает в себя историко-культурологический анализ форм взаимоотношений поколений, изучение влияния социокультурной среды на дистанцированность поколений. В основу исследования были положены социологические теории И.И. Лихницкой, А.И. Рубакина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженской, В.Д.Шапиро[3], которые выделяют такие факторы, влияющие на социальный статус пожилых людей, как разрушение патриархального многопоколенного клана, распространение нуклеарной семьи, изменение характера труда в индустриальном обществе, обесценивание накопленного опыта старших поколений в результате ускорения темпов научно – технического прогресса, распространение негласной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста. Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной[4] установки в массовом сознании. Полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия: степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение); сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время. современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста. отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.[5]
Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.
В начале 20х годов 20 века бурно развивались этнографические исследования, изучающие возрастные изменения личности, представленные в работах Р.Бенедикт, Ф.Боас, К.Леви-Брюль, М.Мид[6]. Представителем культурно-исторического направления в изучении поколений является К.Маннгейм. В рамках структурного функционализма проблема поколений ставится иначе. Если Маннгейма молодежь интересовала как субъект социального обновления, то для Т.Парсонса[7] она - прежде всего объект социализации, а проявления недовольства, социального протеста рассматриваются как формы девиантного поведения. Социологическая категория «поколение» в отечественной социологии представлена в работах А.И. Афанасьевой[8], Л.Н. Когана[9], Наиболее полный анализ понятия «поколение» содержится в работах И.С. Кона[10], А.В. Толстых[11]. В частности, в отечественной литературе имеются такие первоклассные аналитические и общеобзорные работы, как труды В.Т.Лисовского[12], С.Н.Иконниковой[13], С.П.Иваненкова, И.С.Кона, И.В.Бестужева-Лада, Г.С.Александровича, В.К. Егорова, В.Н. Тамалинцева[14] и др. К фундаментальным исследованиям по теме связи поколений и наследования за рубежом можно назвать труды К.Мангейма[15], Х. Ортеги-и-Гассета, Г. Мейделя, Г.Маркузе[16], М. Мид, Л. Фойера А.Тойнби[17],
Значимой представляется проблема старения на макроуровне, исследование изменений жизненного курса в стареющем обществе. Среди работ последних лет, посвященным актуальным проблемам стареющего общества, следует выделить публикации, ориентированные на демографический анализ (Б.Д. Бреев, Е.А. Егорова, Л.С. Лебедева)[18], содержащие анализ социально- экономических последствий постарения населения (В.В. Куценко, С.В. Ровбель), тенденций развития гендерных отношений в стареющем обществе (А. Серенсен), затрагивающие сферу межпоколенных отношений (Б. Дубин, В.Т. Лисовский, Н.Н. Симонова, С.Г. Спасибенко).[19]
В современной литературе по проблеме взаимоотношений поколений преобладают две точки зрения. Одни авторы обосновывают идею глобального всеобщего разрыва между поколениями, который постоянно увеличивается (М. Мид, С.Н. Паркинсон[20]). Другие подчеркивают маятниковый характер межпоколенных взаимоотношений. С их точки зрения периоды конфликтов чередуются с периодами преемственности (Х. Ортега-и-Гассет, Л. Фойер).
Историческому аспекту развития взаимоотношений между поколениями посвящены работы В.В. Колосова[21], А.А. Коринфского[22], А.В. Толстых[23]. Этнологические работы Т.А. Бернштам[24], М.М. Громыко[25] представляют интерес для анализа отношения к старости в русской культуре, роли возрастной дифференциации в социальной и семейной жизни. Взаимоотношения поколений в современной семье исследовали М.Д. Александрова[26], Е.С. Балабанова, О.В. Бойко, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева[27], В.Д. Шапиро.[28]
Особую ценность для анализа межпоколенных взаимоотношений в России представляют работы Б. Дубина, Ю. Лотмана, в которых раскрывается связь изменений, происходящих в нашей стране с культурно-исторической традицией развития общества. В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особ). Важно отметить социокультурный анализ геронтологических стереотипов, который осуществляется в работах Р. Атчлей, К. Виктор[29], М. Елютиной[30].
Антрополог и этнограф Л.Г. Морган[31] разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации. Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.
В России Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Н.Я. Бердяев и другие ученые уделяли особое место ценностной проблематике[32]. Проблемы семьи в контексте социологической науки изучались М.М. Ковалевским, Н.К. Михайловским и др.[33] В работе М.М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» содержался глубокий анализ брачно-семейных отношений с древности до ХIХ века, позволивший автору сделать вывод о том, что «семья – великая школа альтруизма»[34]. Особый вклад в изучение семьи как основополагающей ценности внес П. Сорокин.
Как полагал П. Сорокин, общество можно понять исключительно через призму присущей ему системы значений-норм-ценностей. Обнаружив устойчивую связь между типом общества и семейным укладом, социолог отмечал, что западное общество и культура переживают сильнейший кризис. Впервые в своей статье «Кризис современной семьи» (1916)[35], а позже и в других произведениях, он описывал негативное будущее семьи как социального института, её распад как священного союза мужа и жены, родителей и детей, сокращение её основных функций, предсказывая, что «главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратится в случайное сожительство самца и самки, а дом – в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов»[36].
Цель исследования: Анализ межпоколенных отношений в семье в условиях преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
-обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных отношений;
-провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
-проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
-провести эмпирическое пилотажное социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у молодежи.
Объект исследования: межпоколенные отношения в семье в современном развивающимся обществе.
Предмет исследования: межпоколенные отношения в семье
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Теоретико-методологическую основу социологического исследования составили фундаментальные произведения классиков мировой и отечественной социологии, философии, культурологии, психологии, а также труды ряда отечественных, современных российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением процессов межпоколенных отношений, внесших определенный вклад в разработку теоретических положений. Работы таких ученых как В.В. Колесов, А.А. Коринфский, А.В. Толстых. Этнологические работы Т.А. Бернштама[37], М.М. Громыко, В.Белова, А.Шопенгауера,[38] Работы социологов и философов- А.И.Афанасьева[39], М.Мид[40], А.Сови, Э.Берн, Р.Ричардсон, Т.Харис, Г.Спенсер, Е.С.Балабанов, М.Ю.Михайлова, З.М.Саралиева, Ш.Айзенштадт, К.Виктор, П.Л.Бергера, Т.Парсонс, С.С.Ярушенко, Л.Фойер, С.Н.Паркинсон П.Гольбах[41], К.Гельвеций, Л.Г.Моргана,[42] С.Балуева, Н.Бердяева, В.Т.Лисовской, В.В.Колесова Ю.Р.Вишневской, Ю.А.Левады, работы американских демографов Нейл Хоув, Уильям Штраус[43]. Работы американских психологов Адамс и Хопсон[44]. Работы литературных классиков Ф.Достоевский, А.С.Грибоедов. Взгляды великих мыслителей Цицерона, Платона и Аристотеля.
Проблема межвозрастного взаимодействия, межпоколенных отношений традиционно рассматривалась в социологии С.И. Голод,; В.Ж. Келе; М. Мид,; X. Ортега-и-Гассет, и др. В психотерапевтической литературе внимание сосредоточено на анализе межпоколенных отношений в тесной связи со значением истории семьи и предков М. Боуэн, 2004; E. Михайлова, 2003; А.В. Черников, 2005; А.А. Шутценбергер, 1991; И.Ю. Хамитова, 2003. Однако эмпирических данных, подтверждающих теоретические положения названных авторов о различных феноменах семейной истории и межпоколенных отношений, в современной литературе представлено мало.
Дальнейшая разработка этого вопроса актуальна именно в семейном контексте, учитывая исторические события России начала XX века (войны, репрессии, ссылки и др.), которые затронули не только жизнь отдельных поколений в обществе в целом, но и отношения практически в каждой российской семье. Отзвуки, следствия этих далеких событий проявляются в различных дисфункциональных социально-психологических феноменах семьи и в настоящее время. Эта ситуация ставит перед исследователями важные и сложные вопросы: какие последствия для личности имеют разрывы межпоколенных отношений, нарушения межпоколенного взаимодействия, прежде всего, в семье, а также какую специфическую роль играют другие поколения семьи в жизни людей разного возраста, какую функцию выполняет история семьи для ее членов?
Глава I. Теоретическое исследование межпоколенных отношений в семье
1.1 Понятие семьи и ее функции. Особенности современной семьи.
Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18-20 лет, когда он сможет стать полноценным тружеником, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то нетрудно заметить – они составляют весомую часть национального богатства нашего общества. Возрастает роль семьи как психологической, коммуникативной ячейки, ячейки организации досуга и отдыха, укрепления здоровья человека. Все сказанное только одна из сторон значимости семьи. Другая (не менее важная) без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым. Заметим: все это присуще семье прочной, то есть сплоченной, имеющей здоровый морально-психологический климат, достаточный уровень общей и психолого-педагогической культуры.
Как же мы относимся к семье? В стране сейчас более 72 млн. семей. Ежегодно заключается около 3 млн. браков, расторгается более 900 тысяч. Из разведенных супругов в новый брак вступает менее половины. Среди семей более 11 % неполных. Растет число мужчин и женщин, не состоящих в браке. Катастрофически упала рождаемость. Более 50% семей однодетные (в РСФСР – 58%). Каждая вторая беременность завершается абортом. В стране немало «отказных» детей (оставленных в роддоме). Среди рожениц и женщин, делающих аборты, немало тех, кому еще нет 16 лет. В стране высока детская смертность. В 1986 г. ежедневно не работали 700 тыс. женщин в связи с уходом за больными детьми. Есть еще миллионы миллионы трагедий, возникающих из-за ненормальных брачно-семейных отношений. В стране растет наркомания, не уменьшается детский алкоголизм, процветает проституция, угрожает смертельная опасность.