Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: Анализ межпоколенных отношений в семье в условиях преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
-обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных отношений;
-провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
-проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
-провести эмпирическое пилотажное социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у молодежи.
Введение.
Глава I. Теоретическое исследование межпоколенных отношений в семье
1.1 Понятие семьи и ее функции. Особенности современной семьи.
1.2 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
1.3 Специфика межпоколенных конфликтов в семье
Глава II. Взаимоотношение поколений в семье
2.1 Категория поколения в современной социальной мысли
2.2 Семья как важный институт взаимоотношений между поколениями
2.3 Результаты пилотажного социологического исследования на тему «Отношения поколений и конфликты в семье»
Заключение
Список использованной литературы
Существует много разных точек зрения в определении понятия «поколение». Классификация В.Т. Лисовского основана на достаточно разных характеристиках поколений:
демографическое поколение – совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения
антропологическое поколение – совокупность людей, имеющая общих предков (ближе к генеалогии семьи)
историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением детей
хронологическое поколение функционирует в определенный период времени
символическое поколение – общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав их свидетелями и участниками определенных событий.[70]
По мнению Ю.Р. Вишневского, также подчеркивающего многомерность подходов к пониманию обозначенной дефиниции, поколение – это: определенная возрастная когорта, имеющая более или менее жесткие возрастные границы: когорта сверстников, не масса случайных сверстников, а «динамический компромисс между массой и индивидом» (типологические признаки поколения):общность социальных условий формирования и жизненного опыта; общность решаемых задач, реализуемых социальных ролей и функций; общность доминирующих возрастных социально-психологических черт; общность поколенческого сознания, поколенческого духа; хронологический период, отрезок времени, в течение которого живет и действует данное реальное или условное поколение.[71]
В данной статье под поколением будет пониматься совокупность сверстников со схожими ценностями, формирующаяся в определенный исторический период под влиянием одних событий и воздействием схожих социальных норм. Таким образом, помимо демографической, исторической, хронологической и символической детерминант, в рассмотрение будет включен аксиологический подход к дифференциации поколений.
Ю.А.Левада исследовал поколенческий срез исторического периода через изучение особенностей различных возрастных групп и через анализ «структуры» поколений (элитарной, символической), очень условно выделяя поколенческие слои. По его мнению, на историческую структуру населения наложена возрастная, кроме того, «плавный» переход от одного поколения к другому возможен только в традиционном обществе – в рамках семьи. В современном посттрадиционном мире, насыщенном поворотами и потрясениями, становятся возможны такие феномены, как ключевые, значимые группы, задающие «тон» всей когорте.[72]
Поколенческий ряд ХХ века Юрий Левада представил шестью когортами, сформированными в особо значимые, переломные для российской истории моменты:
1905-1930 – революционный перелом
1930-1941 – «сталинская» мобилизационная система
1941-1953 – военный и послевоенный период
1953-1964 – «оттепель»
1964-1985 – «застой»
1985-1999 – «перестройка»
2.2.Семья ,как важнейший институт взаимоотношений между поколениями.
Проблема межпоколенных отношений особенно обострилась во всем мире в связи с подъемом молодежного и студенческого движения в 60-70-х годах ХХ века, которое стало одним из проявлений нарастающего кризиса современной цивилизации.
Появилось много исследований, в центре внимания которых был "конфликт поколений", "разрыв поколений". По разному трактовалась сущность этого явления.
Так, американский социолог Л.Фойер считал, что "конфликт" поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба.[73]
Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.
Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.
Каковы же причины обострения противоречий между поколениями ?
Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности "отцов" и "детей", от возможности адекватной, успешной социализации молодежи, от условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, от соответствия личности требованиям возрастного социального статуса, от степени институализации возрастных ролей (например, наличие или отсутствие молодежных организаций).
Обострение межпоколенных отношений связано с рядом социальных явлений современности.
Во-первых, это научно-технический прогресс, который подрывает авторитет старшинства. С.Н.Паркинсон отмечает, что "старшинство" порой означает лишь утрату связей с современностью, потерю контакта с реальной жизнью. Ведь именно молодые могут работать с компьютерами, а нынешние директора, вполне возможно, даже не знакомы с компьютерным языком. Современные специалисты, живущие в электронном мире, часто не способны о чем-то говорить с людьми, не получившими специального технического образования.
По словам С.Н.Паркинсона, технический прогресс не учитывает старшинства. Если раньше знаний и навыков, полученных в юности, человеку хватало на всю трудовую жизнь и новое поколение училось у предыдущего, социальный статус и специальность чаще всего передавались по наследству, то с внедрением инновационного типа жизнедеятельности ситуация меняется.[74] Соотношение прошлого, настоящего и будущего приобретает новый смысл. При обязательности и даже большей ценности учета опыта, знаний, традиций предыдущих поколений все большее значение приобретает установка на будущее, на неизбежность изменений в своей профессиональной, общественной, семейно-родственной судьбе.
Во-вторых, все опаснее становится пренебрежение к прошлому, так как каждое новое поколение должно им овладеть во все большей полноте. Чем старше цивилизация, тем больше прошлого за ее спиной, тем она опытнее и тем важнее историческое значение. Оно - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, но не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений, а потому, что не дает повторять наивные ошибки прошлого.
В-третьих, конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания "самодовольных недорослей", для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. Избыточные блага, но не избыточные заботы сами собой уродуют жизнедеятельность и производят ущербные натуры "баловня", "наследника". Свой умственный и нравственный уровень он считает более, чем достаточным, он не ощущает обязанностей, не знает трудностей, забот.
В-четвертых, особую роль в межпоколенных отношениях играет семья, взаимодействие родителей и детей, предков и потомков. Ситуация, которая бы позволила бы преодолеть конфликт поколений, далеко не утешительная. Индустриализация прежде всего ослабляет и в последствии уничтожает семью как общественную единицу. Семья, состоящая из четырех поколений, больше не существует, и остается только маленькое ядро из родителей и детей, очень часто с работающей матерью. В разных национальных культурах по-разному дети относятся к родителям: уважение, почтительность к старшим больше сохранились у азиатских и кавказских народов.
Межпоколенные отношения на микроуровне социальных связей, в семье особенно значимы, поскольку в отличии от большой в малой социальной группе отношения людей имеют непосредственный характер. Очень важно для каждого человека знание своего прошлого, своей генеалогии, истории жизни своих предков.[75]
В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах и их причинах в отношениях поколений, но исходным при этом, как бы ни располагались "фигуры" в данный момент, является преемственное в развитии рода человеческого.[76] Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений. Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к детям, но и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение. В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики.
Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации.
Главное в межпоколенных отношениях - способность каждого поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны "отцов" к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальиый исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ веке. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.[77]
Во-первых, раньше было одно работающее поколение - "отцы", а младших, то есть "детей", воспитывали "старики". Таким образом, "отцы" обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, тяжелый физический труд уже не нужен, а востребованы наработанные опыт и знания, или даже просто терпеливость и покладистость. Теперь уже старики задействованы на производстве, они там нужны и нередко более предпочтительны. Они больше не хотят воспитывать внуков. "Отцы" тоже работают, и "детьми", оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации. С другой стороны, например, человеку 60 лет, но он умирать еще не собирается, у него хорошее здоровье. А рабочих мест для таких нет, потому что уже есть другие, молодые, тоже желающие на эти места. Объективность конфликта налицо. Вот почему социализация есть вопрос расширенного социального воспроизводства общества.
Во-вторых, появление 4-х поколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трехзвенная структура - дед, отец, сын - имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам "сын"?
В-третьих, проблема "отцов и детей" усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три - детьми, "молодыми". Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается некорректно сформулированной.
А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказываются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в современности домов для престарелых - это как раз западное решение вопроса о разрыве поколений, когда молодежь - дети и тем более внуки и правнуки - не принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже даже внуков нянчить не хотят, тем самым, усугубляя отчуждение.
Из этого возникает и другая проблема - риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений.
В старом традиционном обществе проблемы отцов и детей не возникали, поскольку старики были воплощением опыта выживания, и все знали, что стариков убрали - и сами до следующего года не дожили. А сейчас производственные процессы освободили человечество от прямой непредсказуемости природной стихии, опыт аккумулирован, откорректирован наукой и письменно закреплен в информационных источниках, зачем теперь старики? Пенсионеры - иждивенцы, "лишние", занимающие места, да еще и учат чему-то.
Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам. И поэтому сегодня общество вынуждено создавать систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. И обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее конфликтные ситуации и порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать, конфликт поколений. Объективная база конфликта создается префигуративным типом культуры.
Город демонстрирует большей частью конфликтную модель, а село представляется куда более толерантным. Родительская группа воспринимается сельской молодежью с большим пониманием, восхищением и сочувствием. Городская молодежь - более требовательна и строга. Это тоже подтверждает известный факт, что по сей день сельское население, в том числе и молодежь, является в большей степени носителем традиционных ценностей.
Научиться понимать другого, и прежде всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие.
Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность такого фактора, как мера доверия молодежи к старшим.