Конфликты в межличностных поколениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Анализ межпоколенных отношений в семье в условиях преобразования современного российского общества.
Достижение указанной цели исследования предполагает решение следующих задач:
-обобщить современные теоретические подходы к анализу межпоколенных отношений;
-провести историко-культурологический анализ взаимоотношений поколений, показать специфику межпоколенных отношений в условиях трансформации современного российского общества;
-проанализировать влияние возрастных социальных стереотипов на межпоколенные взаимоотношения;
-провести эмпирическое пилотажное социологическое исследование социальных аттитюдов к старению и старости у молодежи.

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретическое исследование межпоколенных отношений в семье
1.1 Понятие семьи и ее функции. Особенности современной семьи.
1.2 Основные проблемы взаимоотношений поколений в семье
1.3 Специфика межпоколенных конфликтов в семье

Глава II. Взаимоотношение поколений в семье
2.1 Категория поколения в современной социальной мысли
2.2 Семья как важный институт взаимоотношений между поколениями
2.3 Результаты пилотажного социологического исследования на тему «Отношения поколений и конфликты в семье»

Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

конфликты в межличностных поколениях.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Это проявление префигуративности современной культуры. Даже мать как самый близкий человек, не говоря уже о бабушках и дедушках, отходит сегодня на второй план, уступая место сверстнику. В этом - подтверждение общей тенденции перехода нашего общества к новому этапу, когда сверстники выступают главным информационным и поддерживающим источником в решении индивидуальных, зачастую интимных, проблем. Это чревато ослабеванием связей между поколениями, проблематичностью трансляции и восприятия прежнего опыта.

В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Но каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад. Прошлое - это уже реализованные возможности, а настоящее - это момент перехода возможностей в действительность. Будущее - это то, чего нет в форме актуальной действительности.[78]

Изменение социокультурной ситуации современной России затрагивает все стороны социального бытия, в том числе социального института семьи. Развитие института семьи выступает в качестве комплексной социальной проблемы, так как семья представляет собой сложную, многогранную систему социокультурного функционирования человека, является важнейшим институтом социализации. Институт семьи, испытывая влияние множества социальных, психических, культурно-исторических факторов отражает и существующие изменения государственной социальной политики, влекущие за собой глубокие сдвиги в социальной жизни.

В силу целого ряда причин проблема родительских аттитюдов, их трансляции в культуре занимает центральное место в социальной политике, ее реализации в социальной работе. Это в частности объясняется изменениями, происходящими во взаимодействии института семьи с другими социальными институтами, изменением экономической и социальной ситуации внутри семейных отношений.

В связи с этим необходимым выступает научный анализ социокультурного наследования ценностных ориентаций.

Семья как объект социологического исследования затрагивает интересы целого ряда исследовательских направлений научных школ.

Впервые проблемы семьи и внутрисемейного взаимодействия упоминаются в трудах Платона, Анаксагора, Аристотеля, Зенона, где семья рассматривается как первый опыт общества, анализируется роль семьи в поддержании социального порядка. Особое значение для понимания семейных взаимоотношений и межличностных коммуникаций имели работы И.С. Кона, М.С. Мауковского, А.Г. Харчева.[79]

Проблемы взаимодействия детей и родителей неотъемлемо связаны с наследованием традиционных культурных норм.

Э. Берн, Р. Ричардсон, Т. Харис рассматривали возрастные периоды, наиболее благоприятные для усвоения социальных норм и ценностей, а также становление и развитие эмоциональной связи родителей и детей[80].

Проблема социального взаимодействия поколений широко освещена в трудах Г. Спенсера, который считал, что человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции.

Е.С. Балабанова, М.Ю. Михайлова, З.М. Саралиева, С.С. Ярушенко изучают процесс наследования культурных особенностей в семье и в различных социальных группах, в том числе процессы депривации, трансляции культуры от поколения к поколению.

Именно семья выступает мощным институтом социального проектирования, закладывая основы развития ценностного потенциала будущего человека нового поколения. Это предполагает новый дискурс, позволяющий проследить динамику взаимодействия поколений.

Родительские аттитюды представляют собой многомерный феномен, отражающий, с одной стороны, индивидуальные представления каждого человека, базирующиеся на его личном опыте, формируемом социальной реальностью, с другой стороны, это опыт предшествующих поколений, усвоенный путем наследования тех или иных социокультурных традиций и ценностей. Родительские аттитюды транслируются из поколения в поколение, детерминируются той социальной группой, в поле которой они формируются. Глубина осознавания родительских аттитюдов находиться в прямой зависимости с возможностью социального использования накопленного предыдущими поколениями опыта с учетом требований нового социокультурного инвайронмента, осознания и анализа наследуемых родительских аттитюдов, обеспечивает гибкость и эффективность адаптации индивидов в социуме.[81]

Семья как социально-экологическая инвайронментальная ниша обеспечивает решение проблем, связанных с индивидуальной безопасностью и эмоциональной поддержкой, защитой прав каждого в семье, обеспечивает физическую, психологическую, духовную основу жизнедеятельности всех ее членов, является межпоколенческой системой наследования социокультурных конструктов и родительских аттитюдов.

Семья всегда играла важную роль на всех стадиях жизни человека. В семье он вырастал, в семье формировалась его личность, в семье он воспитывал своих детей, обогащал свой мир чувств, самые яркие из них связывались с семейными делами. Таким образом, семья представала натуральной средой обитания и для человека в пожилом возрасте, от семьи он надеялся получить материальную, физическую и духовную поддержку.

Как следствие преображения семьи под воздействием промышленного развития, урбанизации и растущей мобильности населения связи между поколениями внутри семьи, а также между братьями и сестрами становятся все более слабыми и неглубокими.

В этих условиях уменьшаются возможности, а временами и желание среднего поколения оказывать помощь старым родителям.

В пожилом возрасте круг социальных связей человека сужается до отношений с семьей, главным образом с супругой, детьми и внуками и, возможно, также с братьями и сестрами, и отношения эти оказывают огромное воздействие на качество жизни и ее оценку. Возможность принимать участие в жизни семьи, хотя бы регулярно встречаться с ней, оказывает взаимную помощь и разного рода услуги вызывают у старого отца или матери не только естественное удовлетворение от проявления своей сердечности, но и чувство безопасности и признания своей роли в семье и обществе. Широко распространено мнение, что все это могла обеспечить традиционная большая семья, особенно крестьянская, и в значительной мере также ремесленная, объединяемая общим источником существования, каким является семейная мастерская. Сопутствующий промышленному развитию индивидуализм разорвал характерную для традиционной семьи общность производства и потребления. По мнению многих, именно это привело к отдалению между родителями и детьми, к потере пожилыми людьми поддержки молодых, на которую они всегда могли рассчитывать в случае нужды.

Семья играет на поздних этапах жизни индивида исключительную роль. Она представляет собой ближайшее социальное окружение пожилого человека, способное оказывать и позитивное и негативное влияние на его адаптацию к изменившимся после выхода на пенсию условиям жизни, на усвоение им новой социальной роли.[82]

В большинстве случаев "возврат" в нее не сопровождается негативными моментами, а имеющее место усиление внутрисемейной деятельности, как правило, соответствует ориентациям, установкам и ожиданиям пожилого человека. В тоже время довольно значительная часть пенсионеров сталкиваются с трудностями в адаптации к новым семейным ролям и возрастанию объема некоторых своих функций.

Несомненно, что в хозяйственно-бытовой взаимопомощи участие старшего поколения большее, причем это относится как к работающим, так и к прекратившим трудовую деятельность. Можно также отметить, что наиболее сильным фактором, связывающим старшее и среднее поколения, являются внуки. Желание принести именно им максимальную пользу нередко заставляет пенсионеров идти на известный компромисс, жертвуя другими потребностями и беря на себя излишние обязанности по дому. Многие пенсионеры сталкиваются с непониманием со стороны среднего поколения, считающего, что семья должна составлять чуть ли не единственный объект интересов пожилого человека, и воспринимающего вклад последнего, как нечто само собой разумеющееся.

Семья - уникальная, ничем не заменимая система поддержки для пожилых и старых людей, по крайней мере так должно быть. Вряд ли когда-нибудь опекунская функция семьи сможет перейти к кому-то другому. Хотя многие пожилые люди стремятся к автономии от детей: социальной, экономической, территориальной, для большинства из них семья по-прежнему - притягательный центр их интересов, место удовлетворения многих фундаментальных человеческих потребностей, одна из главных социальных и психологических ценностей, важная сфера деятельности. Удовлетворенность своим положением в семье, принятие семейных ролей и функций - эти факторы не только определяют степень реального участия пожилых людей в жизни семьи, но также побуждают их принимать вполне определенные решения, связанные и с вне семейной деятельностью, в том числе в сфере общественного производства. В первую очередь это подтверждается связью мотивов продолжения и прекращения работы с семейными обстоятельствами.

Мотивы продолжения работы на производстве могут быть такими:

- "Работая, я могу помогать своей семье материально".

Такая причина может объясняться не только уровнем жизни семьи и самого пенсионера, но и его желанием сохранить престиж, обусловленный положением трудящегося человека, профессионала, кормильца, поставщика материальных благ, распорядителя средствами семьи.

- "Не хочу зависеть от родственников материально".

Этот мотив отражает неблагополучную ситуацию, когда получение материальной или другой подобной поддержки от родственников связывается в явной или неявной форме с дополнительными обязанностями в хозяйственно-бытовой сфере, уменьшением участия в принятии семейных решений, перераспределением главенства. Но даже в тех случаях, когда помощь детей бескорыстна и продиктована исключительно заботой о родителях, пенсионер может видеть в этом признак своей беспомощности, неполноценности, воспринимать как ущерб для самолюбия, авторитета, гордости.

Мотивы прекращения работы могут быть следующими:

- "Семья нуждалась в моей помощи на дому".

- "Я хотела заниматься воспитанием внуков".

Эти причины имеют для женщины гораздо большее значение, чем для мужчины. Интересно, что вдовые связывают уход на пенсию с внуками вдвое чаще, чем женатые. В последнем случае воспитание внуков, заботы о них распределяются между двумя представителями старшего поколения и, по крайней мере, один из них может оставаться на работе. С другой стороны, вдовые, особенно в семьях с неполным средним поколением в большей мере концентрируют внимание, чувства, эмоции на внуках, чем имеющие мужа или жену.

Семейная ситуация является одним из важных факторов, влияющих на трудовую активность людей, перешагнувших порог пенсионного возраста. Можно предполагать, что общественная деятельность неработающих пенсионеров зависит от семейно-бытовой деятельности, положения в семье и ее структуры.

В настоящее время в семейно-бытовой сфере пожилой человек оказывается беспомощнее ребенка, так как он не может пользоваться компьютером, не может научиться водить автомобиль, не умеет пользоваться сложной бытовой техникой, не может помочь внуку сделать уроки. Его умение запрягать лошадь или штопать белье и одежду не понадобится внукам, которые лошадь видели только на картинке, а что касается белья, то цивилизованный мир переходит на одноразовое. [83]

В семье, состоящей из нескольких поколений, пожилым людям (чаще бабушкам) уготована участь домашней прислуги, но даже здесь возникают конфликты, скажем между взрослой дочерью и ее матерью. Последняя не так стирает, не то покупает, не так готовит. Проблема ухода за детьми, воспитания внуков - также обширное поле конфликта трех поколений: попытки бабушки воспитывать внука добрым, милосердным, отзывчивым встречаются в штыки родителями, которые хотели бы видеть ребенка индивидуалистом, жестким, работающим локтями, конкурентоспособным в мире бизнеса.

Старшее поколение осуществляет важную социальную функцию связи поколений, являясь необходимым звеном цепи, уходящей в далекое прошлое. Но память о прошлом сегодня больше накоплена в книгах, кинофотодокументах, на компакт дисках, нежели в ненадежной памяти стариков. Даже в семейном кругу передача семейных традиций от старшего поколения к младшим, память о предках, как правило, не реализуется. Сегодня при опросах старшекластников становится нормой, когда многие молодые люди не могут назвать места работы и должности отца или матери, не говоря уже о биографии родителей, тем более - бабушек и дедушек. Что касается более дальних предков, то они должны быть совершенно выдающимися людьми, чтобы правнуки могли что-то знать о их жизнедеятельности (и не просто из семейных преданий, а из книг и СМИ).

Причины наиболее частых конфликтов в семьях из трех поколений - распределение ролей, борьба за главенство. У старших опыт, молодым бы слушаться, а они почему-то не хотят.

Распад, дробление большой семьи - процесс объективный. На Западе он начался раньше, у нас позже. Нуклеарная семья, родители - дети, становится преобладающей. Это связано со многими сложными процессами - индустриализацией, урбанизацией, научно-технической революцией. Но нельзя тут, наверное, недооценивать и факторов субъективных, психологических. Легко ли жилось детям, где командовали старшие, порой довольно деспотично? Уход из под диктата можно считать явлением общественно-прогрессивным и необходимым. Молодых людей уводили из дому тяга к самоутверждению, поиск возможностей для этого. И сегодня, хотя от прежней родительской власти почти ничего не осталось, они жаждут автономии, особенно после вступления в брак. Мудрые родители понимают это желание и идут ему на встречу, если могут пойти. Но, увы, не каждые родители могут обеспечить молодоженов отдельным жильем, а совместное проживание бывает очень сложным, даже при обоюдном стремлении понять друг друга и чем-то поступиться. Родителям кажется, что они творят благое дело, учат уму-разуму, а молодые иногда из-за этого "блага" разводятся. Излишне опекая взрослых детей, освобождая от решения многих жизненных проблем, родители в то же время жалуются на их несамостоятельность. Особенно трудно складываются отношения в семьях, где у старших нет своих интересов, личных целей и они полностью отождествляют свою жизненную перспективу с жизнью детей.

Информация о работе Конфликты в межличностных поколениях