Конфликты в сфере управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе приведены конфликты, возникающие на производстве, и пути их решения.
В структуре курсовой работы будет рассмотрено: что же такое конфликт, его сущность и содержание, приведены возможные модели изучения конфликта и природа его возникновения. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах.
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами посредством составления моделей его развития и найти способы применения их на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр. 3
1. Сущность и содержание конфликта. …………………………..стр. 5
1.1 Определение конфликта.….………………………………..стр. 5
1.2 Сущность и содержание конфликта ..……………………..стр. 9
4. Анализ и оценка возникающих конфликтов.…………...... стр. 13
2. Модели конфликтов………….……………………………….....стр. 18
2.1 Динамическая модель…………………………………...….стр. 21
2.2. Игровая модель..…………………...………………………..стр. 23
2.3 Графическая модель……………………………………..…стр. 24
2.4 Сетевая модель…………………………………………..….стр. 25
3. Единая теория конфликтов………………………..………....….стр. 27
3.1. Теоретический базис ……………………………………….стр. 27
3.2. Универсальная модель конфликта ………………………...стр. 29
Заключение ………………………………………..………..……стр. 33
Список используемой литературы……………….……………..стр. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Социология КР.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

С О  Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение…………………………………………………………стр. 3

  1. Сущность и содержание конфликта. …………………………..стр. 5
    1. Определение конфликта.….………………………………..стр. 5
    2. Сущность и содержание конфликта ..……………………..стр. 9
    3. Анализ и оценка возникающих конфликтов.…………...... стр. 13
  2. Модели конфликтов………….……………………………….....стр. 18
    1. Динамическая модель…………………………………...….стр. 21
    2. Игровая модель..…………………...………………………..стр. 23
    3. Графическая модель……………………………………..…стр. 24
    4. Сетевая модель…………………………………………..….стр. 25
  3. Единая теория конфликтов………………………..………....….стр. 27
    1. Теоретический базис ……………………………………….стр. 27
    2. Универсальная модель конфликта ………………………...стр. 29

Заключение  ………………………………………..………..……стр. 33

Список используемой литературы……………….……………..стр. 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В В  Е Д Е Н И Е

 

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную, часть проклятия рода человеческого. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциально сознательный прогресс.

"Самый верный способ разрешать  конфликты - это избегать их". Так заявил судья Верховного суда США Феликс Франкфуктер на процессе, известном адвокатам под названием "Дело Western Pacifiс". Но, как знает каждый из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету. Было бы прекрасно, если бы все мы учли совет судьи Франкфуртера и стали избегать конфликтов. Но согласитесь, конфликт неизбежен, когда два человека одновременно претендуют на одно и то же. Сведите вместе двоих, и они найдут из-за чего поспорить. Таким образом, конфликты всегда с нами, с нами они и остаются. Раз мы не можем от них уйти, научимся жить с ними. К сожалению, по целому ряду причин большинство способов разрешать конфликты малоизвестны или не применяются1.

Актуальность данной темы в том, что в настоящее время руководителям  многих уровней не хватает элементарного  владения конфликтологией. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода их конфликта. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Исследования показали, что руководители тратят около 20% своего рабочего времени на разрешение различного рода инцидентов. Но при всем при этом, конфликт способен иметь как разрушительные, так и конструктивные последствия.

В структуре курсовой работы будет рассмотрено: что же такое конфликт, его сущность и содержание, приведены возможные модели изучения конфликта и природа его возникновения. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах.

Цели курсовой работы - изучить  материалы по выбранной теме, рассмотреть  методы управления конфликтами  посредством составления моделей его развития и найти способы применения их на практике.

Задачи курсовой работы - выявить  функции, особенности, причины и  типы конфликтных ситуаций, дать подробную  характеристику стратегиям и методам  разрешения конфликтных ситуаций посредством построения различных моделей конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНФЛИКТА

 

1.1 Определение  конфликта

 

          В справочной научной литературе мы встречаемся с различными определениями конфликта. Одни авторы утверждают, что конфликт—это «противоборство между людьми, которые защищают своп интересы,. . .доказывают свою правоту»2, другие авторы считают, что конфликт- это "психологическое явление, характеризующееся столкновением взаимоисключающих, противоположных действий, взглядов3; третьи отмечают, что конфликт есть: «вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний»4.

Есть и такая  точка зрения, по которой конфликт-«столкновение  противоположных направленных несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях...5. В философском словаре (М.. 1975, с. 189) отмечается, что конфликт—это «специфическая эстетическая форма выражения жизненных противоречий...».

Как видим, все  эти определения различны и в  чем-то даже неповторимы, а значит, неповторимы и отношения людей в процессе развития конфликтов. Однако при внимательном анализе различных подходов к определению конфликта мы обнаруживаем целый ряд общих, специфических признаков, характерных и свойственных всем конфликтным отношениям:

1. В окружающей нас природе, как и в природе самого человека, нет ничего системно-устоявшегося. Именно конфликт является «нарушителем» устоявшегося спокойствия, источником движения в сторону регресса или прогресса. Под влиянием конфликта в обществе, коллективе, подразделении многое преобразуется (как в природе после грозы), обновляется и изменяется, т. е. психологическое состояние ситуации меняется. В этом и состоит первый и, пожалуй, основной общий характерный признак различных конфликтных ситуаций.

2. При всем разнообразии конфликтных ситуаций поведение людей в них отличается от обычного повышенной долей «внешней» эмоциональности и «внутренней» напряженности. Но эту особенность не следует абсолютизировать, так как в поведении человека присутствует и рассудочная сторона— люди умеют скрывать свои подлинные чувства.

3. Рациональность  поведения человека в конфликте  характеризуется повышенной, по сравнению с обычными условиями, избирательностью. Состояние беспокойства в зоне конфликта настраивает сознание человека на поиск социальной опоры, его разум непроизвольно делит окружающих людей на потенциальных противников и сторонников своих личных намерений и интересов.

4. В конфликте  происходит поляризация сторон, но при наличии нравственных  позиций и прогрессивных устремлений  противоборствующих сил противоречие разрешается и завершается, в конечном счете, интеграцией распавшихся частей и достижением единства вокруг вновь возникающих центров, способных действовать в конфликте как единое целое в интересах дела, в интересах каждого участника состоявшегося конфликта.

Итак, мы вправе отметить, что одним из важнейших  признаков конфликта является наличие в нем того или иного противоречия, возникающего между людьми на почве несовпадающих мотивов, интересов и типов поведения. Однако не каждом противоречие приводит к конфликту. Несогласие, различные точки зрения—это еще не конфликт. Для возникновения конфликта необходимо наличие такого противоречия, разрешение которого характеризуется противоборством участвующих в нем сил. Более подробно и наглядно «механизмы» зарождения, характер протекания и особенности проявления конфликтов представлены на рис. 1.


Хорошо известно, что основой, стержнем мотивационной  структуры личности (эго») являются ее потребности, которые в результате осознания преобразуются в конкретную мотивацию для достижения определенной цели в интересах личности. На базе осознанных потребностей, мотивов, интересов и целей у той или иной личности вырабатывается определенная позиция, и тогда она, претендуя на истину «в последней инстанции», т. е. на свою правоту, формирует силу А, которая сталкивается с другой силой Б, сформировавшейся по тем же самым психологическим закономерностям, причинам и условиям, что и сила А. Обе силы — и сила А и сила Б — имеют право на существование, на свои подходы к познанию истины, на то, чтобы отстаивать свою правоту и достигать поставленной цели. Вопрос в том, в какой форме и по каким принципам будут развиваться их разногласия.

Вариант 1. Обе силы, и сила А и сила Б, учитывают не только свои интересы и свою правоту, но и интересы, взгляды, подходы другой стороны. Нравственный уровень и профессиональный опыт побуждает их занять хотя и противоречивую, но все-таки ясную, взаимотерпеливую и понятную позицию по отношению друг к другу. В этом случае столкновение разрешается на уровне диалектического противоречия и дело до зарождения конфликта не доходит.

Вариант 2. Одна из сторон, к примеру сила А, упорствует в своей правоте и вместо ясной нравственной позиции занимает позу, в то время как другая сторона (сила Б) продолжает сохранять чувство такта, т. е. продолжает занимать высоконравственную, сдержанную и внимательную позицию по отношению к своему оппоненту. В этом случае одна из сторон или обе стороны под влиянием культуры, выдержки и такта, убедительной аргументации одной из сторон идут на компромисс и тогда конфликт, как правило, не успев возникнуть, угасает.

Варианты 3, 4. Обе стороны взаимно нетерпеливы, заняв позу, упорствуют в своей правоте, и, «не замечая» друг друга, игнорируя суждения друг друга, стремятся к достижению своей цели любой ценой. В этом случае одна из сторон (либо сила А, либо сила Б), имея большую власть или еще какое-либо преимущество, в своем продвижении к цели устраняет противоположную сторону методом увольнения, перевода и т. д. Однако несмотря на то, что одна из сторон все же достигает своей цели, конфликт не разрешается, а лишь усугубляется. В итоге ситуация выходит на уровень противоборства, и конфликт становится затяжным. Если возникшее напряжение не будет разрешено гласным и справедливым образом, то конфликт может развиться до состояния противопоставления, когда обе стороны настолько увлекаются взаимными претензиями и упреками, что забывают о существе конфликта и практически не столько донимают друг друга. Сколько разрушают себя. Разрешение конфликта в этом случае, как правило, происходит с обязательным участием третьей стороны, профессионально подготовленной в психолого-педагогическом плане.

1.2  Сущность и содержание конфликта

Проведенный анализ общих и наиболее устойчивых, внутренних признаков конфликтных отношений позволяет определить сущность и содержание самого конфликта.

Конфликт —  это сложное социально-психологическое  явление, которое возникает в процессе разрешения противоречия путем столкновения противоборствующих сил, отстаивающих свои интересы и доказывающих свою правоту.

Данное определение  не бесспорно, однако, по нашему мнению, оно наиболее полно отражает содержательную и сущностную характеристику конфликта, практическое его проявление в нашей повседневной деятельности.

Конфликтная ситуация может развиваться на различных  уровнях: внутриличностном, межличностном и межгрупповом;

   Внутриличностный  конфликт—это ситуация, когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и того же человека. В этом случае человек борется как бы сам с собой, и конфликт приобретает психологический характер.

В межличностном  конфликте люди, преследуя личные цели и придерживаясь несовместимых профессиональных и особенно нравственных ценностных ориентации, пытаются реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.

Следует отметить, что к причинам, способствующим возникновению конфликтных ситуаций в межличностных отношениях можно отнести:

— отсутствие или  искажение восприятия человека человеком, т. е. познание человека опосредованно, через третье лицо (психологическая установка);

— нарушение  этики взаимоотношений, административный (служебный) нажим, нечистоплотность руководителя, эгоизм, корыстные цели сослуживца и т. д.;

— различия в  понятиях, с помощью которых люди оценивают личностные качества друг друга и их деятельность;

— утрата единства цели, средств и способов совместных действий.

В межгрупповом конфликте в качестве конфликтующих  сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе.

Целостноный конфликт, конфликт с самим собой, когда, по мнению видного немецкого специалиста X. Хекхаузена, на субъект одновременно воздействуют противоположно направленные силы, требующие нравственного выбора и личностного самоутверждения в глазах общественного мнения и конкретных обязательств.           

Ядро, сущностная сторона  внутриличностного конфликта таится в извечной внутренней борьбе природного и социального в человеке (рис. 2).


 

 

 

                                               

                                                  Рис.2

Мудрецы древности  утверждали: «Самый долгий путь есть путь к себе». Внутренняя убежденность человека в чем-либо слагается из целого комплекса факторов, отражающих интеллектуальную сферу, чувства и волю. Лишь их гармоничное единство и их согласие способны навести порядок в душе, сформировать базу для спокойного, внутренне бесконфликтного состояния человека.

В зависимости  от того, какая сфера (интеллектуальная, чувственно-эмоциональная или волевая) доминирует в конфликте, рассмотрим четыре вида его проявления.

Конфликт  «стремление—стремление». Даны два объекта

или цели, причем оба обладают позитивными и примерно равными свойствами  (валентностью), однако нельзя обладать или стремиться к обоим, а необходимо сделать выбор между ними. Говоря проще, это ситуация буриданова осла, умирающего от голода между двумя одинаково привлекательными охапками сена.

Информация о работе Конфликты в сфере управления