Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:01, курсовая работа
В данной работе приведены конфликты, возникающие на производстве, и пути их решения.
В структуре курсовой работы будет рассмотрено: что же такое конфликт, его сущность и содержание, приведены возможные модели изучения конфликта и природа его возникновения. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах.
Цели курсовой работы - изучить материалы по выбранной теме, рассмотреть методы управления конфликтами посредством составления моделей его развития и найти способы применения их на практике.
Введение…………………………………………………………стр. 3
1. Сущность и содержание конфликта. …………………………..стр. 5
1.1 Определение конфликта.….………………………………..стр. 5
1.2 Сущность и содержание конфликта ..……………………..стр. 9
4. Анализ и оценка возникающих конфликтов.…………...... стр. 13
2. Модели конфликтов………….……………………………….....стр. 18
2.1 Динамическая модель…………………………………...….стр. 21
2.2. Игровая модель..…………………...………………………..стр. 23
2.3 Графическая модель……………………………………..…стр. 24
2.4 Сетевая модель…………………………………………..….стр. 25
3. Единая теория конфликтов………………………..………....….стр. 27
3.1. Теоретический базис ……………………………………….стр. 27
3.2. Универсальная модель конфликта ………………………...стр. 29
Заключение ………………………………………..………..……стр. 33
Список используемой литературы……………….……………..стр. 34
В современной отечественной и зарубежной конфликтологии конфликт определяется в основном шаблонно (с незначительными стилистическими отклонениями), именно как «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия» или как «наиболее острый способ разрешения противоречий». Нетрудно увидеть, что оба определения логически и теоретически некорректны. Во-первых, признак «столкновение» не является видовым (отличительным), поскольку присущ как конфликтным, так и бесконфликтным системам. Он может считаться только родовым, ибо, как установил еще А. А. Богданов, без столкновения (конъюгации, в его терминологии) невозможен ни один вид взаимодействия10. Во-вторых, если исходить из того, что конфликт обобщает все виды нелогических противоречий, он никак не может быть «развитием и завершением значимых противоречий». Завершение конфликта – разрешение исходного противоречия, т.е. переход системы в противоположное ему бесконфликтное состояние. Общей причиной всех подобных неточностей является явное или неявное отождествление конфликта с антагонизмом, что с точки зрения универсальной модели конфликта представляет грубейшую логическую и теоретическую ошибку.
ЕТК доказывает,
что характерным признаком
ЕТК утверждает, что система бесконфликтна, если всякое ее действие лишь только усиливает ее собственную активность.
Эффект самоподдержки возникает у системы в двух противоположных состояниях, названных синергетическим и антагонистическим соответственно. При синергизме все элементы системы связаны друг с другом только позитивными связями и образуют один гомогенный полюс. При антагонизме элементы системы разделяются на два гомогенных, но «враждующих» друг с другом полюса. Как оказывается, синергизм и антагонизм – чрезвычайно устойчивые состояния, хотя и приводят системы к разным исходам.
Закон синергизма утверждает, что элементы синергетической системы все одновременно либо процветают, либо деградируют. Очевидно, что ни та, ни другая тенденции не могут продолжаться бесконечно долго, хотя и по разным причинам. Рано или поздно они приводят к потере стабильности и возникновению конфликта – появлению у системы эффекта самоподавления.
Закон антагонизма утверждает, что элементы антагонистической системы разделяются на два «враждующих» полюса, только один из которых процветает, а другой обязательно деградирует. Это также объясняет, почему антагонистическая система рано или поздно сталкивается с эффектом самоподавления, т.е. с конфликтом, – один из ее полюсов в прямом или переносном смысле исчезает и система теряет, по крайней мере, свою стабильность.
Несмотря на указанные различия синергетические и антагонистические системы в равной мере являются бесконфликтными, так как их элементы связаны друг с другом таким образом, что лишь усиливают собственную активность. Обладает ли система эффектом самоподавления или эффектом самоподдержки – в этом и только этом состоит принципиальное различие между конфликтными и бесконфликтными системами.
Одним из безусловных преимуществ ЕТК является ее обобщающий характер. Универсальная модель конфликта обобщает и объединяет все известные теории анализа и разрешения конфликтов, когнитивного баланса и дисбаланса, другие концепции нелогического противоречия. Более того, она предоставляет всем этим теориям необходимое логическое и методологическое обоснование, без которого они остаются не более чем удачными догадками и эмпирическими методиками11.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Изменить отношение к конфликтам практически означает изменить взгляд на жизнь. В трудных ситуациях не всегда нужно искать безупречное решение. Такой поиск не только может поставить нас в безвыходное положение, но и сам по себе может оказаться нецелесообразным. Нужно искать работающее решение, которое "изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление". Взгляд на проблемы, в том числе и на конфликт, как на нечто позитивное может оказаться полезным: он способен преобразить ваше мышление и помочь найти решение.
Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. У руководителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению.
При выполнении контрольной работы было дано определение конфликту, раскрыты его сущность и содержание, произведен анализ и оценка возникающих конфликтов, рассмотрены различные способы построения моделей конфликта для возможного прогнозирования его развития и предотвращения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Чумикова А.Н. Управление конфликтами. М., 1995 с.8, 12
2 Подоляк Я. В. Личность и коллектив.—М., 1989, с 214;
3 Понятийно-категориальный аппарат военной психологии и военной педагогики. Словарь.—М.: ВПА, 1985, с. 24, а также Словарь социально-психологических понятий.—Л., 1987, с. 36—37
4 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий.—М., 1981, с. 61
5 Краткий психологический словарь.—М., 1985, с. 152
6 Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.—М., 1978, с. 138
7 Робер М, Тильман Ф Психология индивида и группы — М. Прогресс, 1988 с. 114-116
8 Берн Э. Игры, в которые играют люди/ Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. с. 78-84
9 Светлов В. А. Аналитика конфликта. СПб., «Росток», 2001. Его же. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003. Его же. Конфликт: модели, решения, менеджмент, СПб., «Питер», 2005. Его же. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов
10 Вишневская А.В. курс лекций "Конфликтология". Лекция 10 Управление конфликтом. РУДН, 2003.
11 Вишневская А.В. курс лекций "Конфликтология". Лекция 10 Управление конфликтом. РУДН, 2003.