Концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе;
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность теории К.Маркса и Ф.Энгельса об обществе;
Проанализировать её влияние на развитие общества;
Изучить влияние отдельных деятелей и событий на развитие материалистической мысли К.Маркса и Ф. Энгельса;
Проанализировать влияние марксизма на развитие нашей страны;
Выявить актуальность данной теории в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Становление обществоведческой  мысли берет свое начало с античной истории. Обществоведческая мысль  является неотъемлемой частью философии, которая в те времена преподносилась как наука наук. В ее рамках анализировались  и изучались социальные и природные явления и процессы.  Немало выдающихся мыслителей, теоретиков на протяжении всего  времени, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днем, пытались и пытаются выдвигать интересные идеи относительно формирования человеческого общества. Вопросы о социальной структуре общества, нравственных отношениях между людьми, вопросы справедливости, естественного права, неравенства, социального прогресса до сих пор волнуют умы многих. «Современная социологическая мысль характеризуется тем, что в отличие от прошлых лет в ней нет крупных фигур, внесших огромный вклад в науку. Но можно выделить три основных направления  главенствующих в современную эпоху: постмодернизм, неолиберализм и марксизм».1  Роль основоположников марксизма – К.Маркса и Ф.Энгельса – в развитии социальной философии, процессов и явлений общества как целого социального образования, бесспорно велика. Основываясь на этом можно сказать, что тема данной курсовой работы является актуальной. Её актуальность обусловлена многими факторами.

Прежде всего, обратимся к истории собственной страны. Весь путь развития советского общества основан на воплощении в «жизнь» идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Для теоретиков российской социал-демократии: В.И. Ленина, Н. Бухарина, Л. Мартова философия Маркса была венцом исторического развития всей мировой мысли. Они провозгласили её учением, способным объяснить мир во всем его многообразии и указать пути его совершенствования.2  Все лидеры, которые в тот исторический период управляли нашей страной, провозглашались наследниками вождя пролетариата. Марксизм оказал большое влияние на развитие экономической, социальной, политической сферы нашей страны. И это его влияние, до сих пор, хотя и не так явно, дает о себе знать.

 В настоящее  время возрождается интерес к  идеям, разработанным К.Марксом. Этому свидетельствует тот факт, что во время недавнего экономического кризиса многие экономисты, доктора наук прибегали к его положениям, и пытались объяснить

происходящее  опираясь на его учение.  В 2011 году в Германии был создан документальный фильм «Маркс – перезагрузка».3 Данный проект рассматривал актуальность идей Карла Маркса для понимания глобального экономического и финансового кризиса 2008-09 г.г.

Так же имя К.Маркса упоминается в очень интересной статье: «Этот кризис предсказывал еще Маркс», расположенной на Интернет-сайте «Труд»4. В ней рассмотрены вопросы экономического, социального развития нашей страны.  По словам О.Ананьина, заведующего кафедрой экономической методологии и истории ВШЭ, «Маркс гениален своим пониманием тенденций развития общества: он предвидел возникновение трестов и картелей, когда их еще не было, он предвосхитил появление автоматизированных заводов и фабрик, превращение науки в непосредственную производительную силу, то есть, по сути, возникновение того, что сегодня мы стали называть обществом знаний.»5

Что же касается оценок теорий К.Маркса в зарубежной литературе, то они так же высоки, и основаны на тех аспектах его учения, которые оказали наибольшее влияние на развитие социологической науки. В пособии Кристофера Дуба «Введение в социологию»6 роль К.Маркса определяется, как ««Во-первых,  в работах Маркса подчеркивается значение экономических факторов, определявших социальную жизнь... Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что духовные системы суть продукты той эпохи, в которой они возникли... Третья главная идея — концепция отчуждения труда. Столетие спустя социологи продолжают использовать марксову концепцию».7

В ходе работы был  проведен анализ источников и литературы по теме. Наиболее практически применимыми источниками стали «Манифест коммунистической партии»8 - работа К.Маркса и Ф.Энгельса, в которой они выдвигают и обосновывают цели и задачи борьбы зарождавшихся коммунистических партий и организаций. Изучая данное произведение, я ознакомилась с основными идеями коммунизма. Так же в нем предложена программа перехода от капиталистического общества к коммунистическому. В то время данное произведение вызвало не  малый ажиотаж. Представители господствующих классов встретили коммунистическое учение с ненавистью. Но, не смотря на это, были и сторонники. Одним их них являлся В.И. Ленин, который в своих сочинениях отмечает, что «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира».9 Более подробно идеи, предложенные К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» будут рассмотрены далее в моей курсовой работе.

Еще одним первоисточником, который я взяла за основу, стал сборник «Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса» 10. Работая с данным источником, я изучала произведения и письма  основоположников марксизма. Анализ, полученных мною данных, помог мне уяснить отношение К.Маркса и Ф.Энгельса к отдельным историческим деятелям, прежде всего участникам рабочего и социалистического движений, а также представителей различных направлений в науке общественной мысли; помог лучше понять их отношение к различным классовым и политическим группировкам; судить об их революционной позиции по многим вопросам.

Так же при подготовке курсовой работы я обращалась к «Переписка Карла Маркса и Фридриха Энгельса с русскими политическими деятелями»11. В письмах освещались вопросы, относящиеся к внутриполитическому и экономическому положению царской России и к ее внешней политике. Так же рассматривались теоретические вопросы истории, философии и экономики. Данная работа  помогла мне при написании 3 главы курсовой работы, которая посвящена появлению и особенностям русского марксизма. 

В данных работах  четко прослеживаются те идеи и мысли, которые проанализированы в  курсовой работе.

Личности и трудам К.Маркса и Ф. Энгельса посвящено большое количество литературы. К ней можно отнести работу такого видного деятеля германского и международного рабочего движения, как Франца Меринга «Карл Маркс: история его жизни».12 В книге Ф. Меринга изложена история разработки К.Марксом, совместно с его соратником и другом Ф. Энгельсом, пролетарского мировоззрения — марксизма.

Показана выдающаяся роль К. Маркса в создании и деятельности Союза коммунистов, по поручению которого К.Марксом вместе с Ф.Энгельсом была написана программа Союза «Манифест Коммунистической партии».

Произведение советского философа и партийного деятеля Чеснокова Дмитрия Ивановича «Исторический материализм»13. Основной задачей которого, является преодоление культа личности в марксистской социологии и разграничение проблематики между историческим материализмом и научным коммунизмом.

Монография  Владислава Яцкевича «Рефлексия марксизма»14, который считает, что дальнейшее развитие общества не возможно без переосмысления идей марксизма. «Нельзя не видеть, что творческое наследие немецкого философа содержит огромный научный потенциал,  благодаря чему оно оказало большое влияние на науку и культуру, на наше представление об обществе и законах его развития. Переосмысление марксизма актуально потому,  что порожденное им мировоззрение переживает сегодня глубокий кризис, повлекший за собой фактическое разрушение института общественных наук». 15

Актуальность  проблемы и её достаточная разработанность определили выбор темы, цель, задачи, предмет, объект данного исследования.

Цель  данной работы – изучение концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе;

Для реализации данной цели были поставлены следующие  задачи:

  1. Раскрыть сущность теории К.Маркса и Ф.Энгельса об обществе;
  2. Проанализировать её влияние на развитие общества;
  3. Изучить влияние отдельных деятелей и событий на развитие материалистической мысли К.Маркса и Ф. Энгельса;
  4. Проанализировать влияние марксизма на развитие нашей страны;
  5. Выявить актуальность данной теории в современном мире.

Объектом в данной курсовой работе является учение о развитии общества К.Маркса и Ф.Энгельса, в котором они излагали свои идеи материалистического понимания истории и научного социализма, как теорий и программ рабочего движения всех цивилизованных стран мира.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются непосредственно социальные аспекты теории К.Маркса и Ф. Энгельса.

Структура моей курсовой работы состоит из трех глав. В первой главе « Идейно – теоретические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса»  я рассматриваю факторы, которые повлияли на формирование идейно – теоретических взглядов этих мыслителей. Во второй главе «Учение о законах развития общества» я провожу анализ непосредственно самих идей К. Маркса и Ф. Энгельса о  диалектическом материализме, согласно которому, прежде чем заняться какой-либо деятельностью нужно есть, одеваться и иметь жилье. А так же в данной главе рассматриваются такие фундаментальные категории социальной философии, как надстройка и базис. Третья глава «Русский марксизм» посвящена причинам его появления в нашей стране, влиянию и особенностям.

 

Глава 1. Идейно-теоретические воззрения  К.Маркса и Ф.Энгельса.

1.Биография К.Маркса и Ф.Энгельса

Для изучения законов  развития общества К.Маркса и Ф.Энгельса имеет большое значение анализ формирования их идей, так как изучение формирования идей К.Маркса и Ф.Энгельса являются практическим обоснованием их взглядов. События, явления и люди, с которыми сталкивались основоположники марксизма на протяжении своей жизни, стали причиной того, что они выбрали именно такую систему политических, философских и экономических взглядов. Поэтому в этой главе будут рассматриваться факторы, повлиявшие на развитие идей  К.Маркса и Ф.Энгельса.

Таким образом, цель данной главы – это изучение и анализ влияния нижеизложенных явлений, событий и людей на формирование  идейно-теоретических взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, которые в итоге привели к образованию нового идейного течения второй половины XIX-XX в.в. – марксизма. 

Маркс Карл Генрих, немецкий философ и экономист, создатель  доктрины научного социализма. Родился 5 мая 1818 года в немецком городе Трире16 Западной Пруссии в семье среднего достатка. Его предками по материнской и отцовской линии были целые поколения раввинов. Его отец был известным юристом. Но после запрещения евреями заниматься адвокатской деятельностью принял протестантство, крестив и шестилетнего Карла. Первое образование Маркс получил в средней школе в Трире, а в 17 лет поступил в Боннский университет, где погрузился в изучении таких наук как право, история, теория искусства и философия.17  В этот период он знакомится со своей будущей женой Женни фон Вестфален18, отец которой оказывает немалое влияние на развитие интереса у Маркса к утопическому социализму.

Проучившись два  семестра в Бонне, отец Маркса направляет его в более престижный Берлинский университет.19 Там он испытывает влияние философии Гегеля20, и придерживается компании левых гегельянцев во главе с Бруно Бауэром.  В 1841 году Карл Маркс заканчивает экстерном Берлинский университет, представляя докторскую диссертацию под названием «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура»21. Он рассчитывал преподавать философию в Боннском университете22, но приверженность к младогегельянцам закрыла Марксу доступ к карьере университетского преподавателя.  После неудачной преподавательской попытки он обращается к журналистике и в 1842 году становится сотрудником кёльнской «Рейнской газеты»23, которая являлась оппозиционным изданием, основанном рейнскими промышленниками-либералами.  В начале своей журналистской деятельности Карл Маркс выступал за отмену цензуры, но вскоре заняв должность редактора, переходит к открытой критике правительства.  В своих статьях он призывал к революционному свержению прусской монархии и замене ее демократией. Власть была недовольна тем, что Маркс откровенно критикует прусскую политику и в марте 184324  правительство закрыло газету. Но, несмотря на это, журналистская деятельность не была для Маркса безрезультативной. Работа в газете показала ему, что он недостаточно знаком с политической экономией, поэтому он активно занялся ее изучением.

Но после  окончания занятий журналистикой  Маркс не мог найти работу. Со своей семьей он решил эмигрировать в Париж. Этому способствовало его знакомство с Арнольдом Руге. Вместе с ним он планировал создать журнал, который объединил бы немецких и французских демократов – «Немецко-французский ежегодник». Но совместная работа К.Маркса и А.Руге не продлилась долгое время. К.Марксу, увлекшемуся коммунистическими идеями и общением с немецкими рабочими пришлось, порвать с соредактором «Немецко-французского ежегодника». Он знакомится с П.Ж. Прудоном, русскими эмигрантами М.А. Бакуниным и В.П. Боткиным. В этот период он формулирует философские предпосылки критики эксплуататорского общества с помощью понятия «отчуждения человеческой сущности».25

В Париже К.Маркс  не задерживается долгое время, в  начале февраля 1845 года его высылают из города и он переезжает в Брюссель. Там и происходит самое главное  и значимое событие в жизни К.Маркса. Он встречается с Фридрихом Энгельсом. Эта встреча вскоре переросла в дружбу и тесное сотрудничество, продолжавшееся на протяжении всей жизни этих  великих общественно-политических деятелей. 26

Энгельс Фридрих  родился 28 ноября 1820 года в прусском городе Бармен в семье преуспевающего текстильного фабриканта, где господствовали реакционные политические настроения и религиозный пиетизм. Он учился в городской школе до 14 лет, затем поступил в гимназию. Но ему не удалось окончить ее, так как по настоянию отца он преждевременно оставил гимназию. Отец готовил молодого Энгельса в коммерсанты. Обучаясь на торгового работника, он подрабатывал корреспондентом в нескольких газетах. Очень упорно занимался самообразованием и научной работой, именно это в дальнейшем помогло Ф.Энгельсу выбраться на правильный, революционный путь.27

С 1841 по 1842 г.г. Энгельс  отбывает воинскую повинность в Берлине, исполняя обязанности бомбардира в  артиллерийской бригаде.28 Одновременно с этим он посещает лекции по философии в Берлинском университете. Как и К.Маркс вступает в студенческий кружок младогегельянцев. В ноябре 1842 года Ф.Энгельс посещает Кёльн, где в этот момент работает К.Маркс в редакции «Рейнской газеты». Имея за плечами литературно-публицистические навыки, Энгельс становится сотрудником данного издания.29 Далее он направляется в Англию, в Манчестер с целью закончить коммерческое образование на фабрике своего отца. Англия на тот период времени была более развитой в промышленном смысле страной, чем Германия. И Ф.Энгельс напрямую знакомится с повседневным бытом рабочего класса, что в дальнейшем оказывает огромное влияние на его последующую жизнь. Первой немецкой революционной организацией, в которую вступил Энгельс, был «Союз справедливых».  В Англии мыслитель ведет очень активную журналистскую работу. Пишет статьи о коммунизме на европейском континенте, в феврале 1844 года появляются письма «Положение Англии» и «Наброски к критике национальной экономики» в Немецко-французский ежегодник.30 Составляя статьи в «ежегодник», одним из руководителей которого был К.Маркс, завязалась обширная переписка двух мыслителей: Маркса и Энгельса. Обмениваясь идеями, своими мировоззрения на капиталистическое общество, буржуазную политику, они пришли к выводу, что их взгляды полностью совпадают. И с этих пор они решили тесно сотрудничать.

Информация о работе Концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе