Концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:18, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – изучение концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе;
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность теории К.Маркса и Ф.Энгельса об обществе;
Проанализировать её влияние на развитие общества;
Изучить влияние отдельных деятелей и событий на развитие материалистической мысли К.Маркса и Ф. Энгельса;
Проанализировать влияние марксизма на развитие нашей страны;
Выявить актуальность данной теории в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

2.Формирование  философских взглядов К.Маркса  и Ф.Энгельса.

Создание философии  марксизма – исторический процесс, совершавшийся с конца 30-х до конца 40-х годов XIX века. Этот процесс связан с формированием философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса, которые в будущем становятся идеологами рабочего класса, создателями диалектического и исторического материализма. 31

Чтобы перейти  на новый уровень философского знания, то есть, чтобы создать научную идеологию рабочего класса, К.Маркс и Ф. Энгельс должны были разорвать все связи с представителями, господствовавшими в окружающей их среде. Они должны были отказаться от тех идей, которые внушили им в семье, в школе, идей, на которых формировалось общество. Им необходимо было теоретически осмыслить классовую борьбу пролетариата, общественно – историческое развитие, революционно – критически переработать достижения предшествующей общественной мысли. Для достижения этого К.Маркс и Ф. Энгельс должны были перейти на позиции рабочего класса, в которых выражалась враждебность к буржуазной идеологии.

В историческом процессе формирования философии марксизма  следует отметить две основные стадии:

  1. Переход К.Маркса и Ф.Энгельса с позиций идеализма и революционного демократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 году32;
  2. Разработка основных положений диалектического и исторического материализма, увенчивающаяся созданием таких произведений как – «Нищеты философии»

(1847 г.) и «Манифест  коммунистической партии» (1848 г.) .

Рассматривая  первое научное произведение К.Маркса, которым является его докторская диссертация «Различие между  натурфилософией Демокрита и  натурфилософией Эпикура»33, мы можем заметить, что Маркс придерживается идеологии Гегеля. Но выбор им диссертационной темы, в которой явно проглядывается интерес К.Маркса к материалистам античности, указывает на расхождения с идеалистически-гегельянской точкой зрения. Философ уделяет внимание роли Эпикура в истории философии. Он подчеркивает его борьбу против религии, против страха перед потусторонними силами. Как утверждает сам К.Маркс «религия противоречит разумному взгляду на мир». Вот почему эпикурейская критика религиозного сознания образует первую и необходимую предпосылку в формировании философии.  Исследования, проведенные К.Марксом в диссертационной работе, содержат протест против порабощающей личность социальной действительности. С этой действительностью великий мыслитель сталкивается в полуфеодальной Германии, и считает своим долгом создать новую философию, которая будет бороться против всех земных и небесных богов. 34

Такое понимание смысла и  задач философии было неприемлемо  Гегелю и его приверженцам, которые  превозносили философию за ее возвышенное положение над всем обществом. Но данная философская традиция, поддерживающаяся всеми господствующими классами, не помешала молодому К.Марксу рассматривать философию как «философию действия», призванную осуществлять разумное переустройство мира. С этой точки зрения К.Маркс приходит к выводу, что развитие философии неизбежно приводит к превращению мысли в дело. 

Закономерным шагом в  деле развития философии, становится работа К.Маркса в революционно – демократической  «Рейнской газете». Осуществляя  журналистскую деятельность, он без страха выступает защитником политических и экономических интересов трудящегося народа. Борьба за пролетариат способствует переходу К.Маркса от идеализма к материализму и коммунизму. Он отказывается от гегелевского понимания государства и права, как воплощения нравственности и свободы. Он считает, что государство должно представлять не частные интересы, а интересы широких народных масс. Но, несмотря на это, К.Маркс еще остается на позициях идеалистического понимания природы государства. Но, важно отметить то, что он уже выступает против государства, отстаивающего интересы имущего меньшинства в противовес интересам неимущего большинства. 35

За явную революционную  пропаганду, К.Марксу пришлось прекратить работу в «Рейнской газете». И осенью 1843 года, он переезжает в Париж, чтобы издавать там вместе с А. Руге «Немецко-французский ежегодник»36. В этот период К.Маркс испытывает на себе влияние антропологического материализма Л.Фейербаха. Но он не проникается полностью его идеям. К.Маркс отмечает некоторые недостатки в философии Фейербаха, считая, что последний неправильно подходит к вопросу религии. К.Маркс характеризует Л.Фейербаха как энтузиаста природы, подчеркивает, что основное звено в решении философских и социальных задач – это теория и практика общественно – политической борьбы. Отвергая понимание философии, как абсолютной науки, К.Маркс выявляет для философии новые задачи, которые заключаются не в конструировании будущего, а  в «беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими». Так же К. Маркс выступает против отрыва философии от практической деятельности, в особенности от освободительного движения трудящихся. Таким образом, изучение К.Марксом истории класса пролетариата приводит его к новому пониманию философии и к необходимости коренного ее преобразования. 37

Выдающимся идейным событием того времени, был выход двух объединенных номеров «Немецко – французских ежегодников» 1844 года. Этот сборник содержал статьи К.Маркса и Ф.Энгельса, в которых прослеживалось совпадение взглядов основоположников научной идеологии рабочего класса. В их статьях окончательно совершается переход от идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму. Так же, именно в этих статьях впервые формулируются положения о всемирно – исторической миссии пролетариата и излагаются исходные положения диалектического и исторического материализма. 38

Формирование философских взглядов Ф.Энгельса также шло путем преодоления идеализма и революционного демократизма и выработки теории диалектического материализма и научного коммунизма.

У молодого Фридриха имеется  немало работ, в которых он выступает  с позиции ярого революционного демократа и идеалиста. Самыми первыми из них можно отметить письма к школьным товарищам, в которых Энгельс враждебно относится к прусской монархии. Так же работы, направленные против мистической шеллингианской философии: «Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг – философ во Христе», «Шеллинг и откровение»39. В этих работах, написанных с идеалистических позиций, он обвиняет Шеллинга в отказе от принципов разума и науки, в проповеди веры в бога и раболепного служения монархическому государству. 

Переход Ф.Энгельса к материализму и коммунизму связан с переездом в Англию, где он работал на бумагопрядильном предприятии своего отца. Огромную роль в смене философских взглядов сыграло участие Ф.Энгельса в классовой борьбе английских рабочих и изучение их положения через непосредственное общение с ними. Здесь же, Ф.Энгельс стал заниматься вопросами политической экономии. По этому вопросу он написал «Наброски к критике политической экономии», которые были опубликованы в «Немецко-французском ежегоднике» 1844 года. В своей работе он критиковал буржуазных экономистов за безоговорочное признание и увековечивание принципа частной собственности. Он считает, что частная собственность выступает главным источником всех противоречий в буржуазном обществе. Данный труд Ф. Энгельса формулирует исходные принципы политической экономии пролетариата. 40

Критика буржуазной политической экономии в работе Ф.Энгельса связана  с критикой капиталистического строя. В результате этой критики он приходит к выводу, что необходимо провести революционное отрицание капитализма.

В 1844 – 1845 годах Ф. Энгельс  создает «Положение рабочего класса в Англии». В данном труде он исследует  происхождение промышленного пролетариата, его прогрессирующее обнищание  и показывает его историческую роль в уничтожении капитализма. Своими исследованиями Ф.Энгельс доказывает, что пролетариат необходимо объединить в самостоятельный класс с собственными интересами и принципами, которые противоречат буржуазной идеологии. 41

Таким образом, к 1844 году, К.Маркс и Ф. Энгельс, работая, независимо друг от друга, изучая различную  социально-экономическую обстановку, пришли к одинаковым взглядам на общественную жизнь и задачи пролетариата. С  этого же года начинается великая  дружба основоположников марксизма, их совместная борьба с буржуазной идеологией и разработка научной идеологии пролетариат.

 

 

 

Глава 2. Учения о законах развития общества

1.Материалистическое  понимание общественного развития

В жизни человеческого  общества, в деятельности каждого человека важную роль занимает  социальная философия.  Важнейшая задача её заключается в исследовании и раскрытии движущих сил истории, взаимосвязи общественных процессов и явлений. «История представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором воедино связаны географические, материальные, духовные, социальные, политические и другие факторы. Поэтому очень сложно найти среди них такой фактор, который бы играл решающую роль в движении общества по восходящей линии. А без выявления такого фактора сложно изучить имманентную логику исторического процесса, объяснить мотивы и поступки людей в ходе их жизнедеятельности»42.  На философской арене велась борьба сторонников прогресса с реакционерами. «Эта борьба особенно обострилась с выступлением на всемирно-историческую арену самого передового, самого революционного класса современности — рабочего класса. Пролетариат, его идеологи и вожди Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи двинули вперед материалистическое направление в философии, подняли его на новую, высшую ступень, обогатили научной теорией развития — диалектикой — и распространили материализм на объяснение общественных явлений.43»

Для дальнейшего  изучения данной темы, обратимся к  понятию общества в широком смысле слова. «Общество – это обособившаяся от природы, часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся совокупность всех форм взаимодействия и способов объединения людей».44 Логично будет задаться рядом вопросов, ответы на которые помогут нам выйти на материалистическую теорию К.Маркса и Ф.Энгельса, и раскрыть её сущность.

Первый вопрос: а что же именно позволило обществу превратиться в такую обособленную организацию и оторваться от природы? Возникновение общества представляло собой скачок, знаменующий переход к закономерностям нового типа, закономерностям истории. Можно выделить, на мой взгляд, две важные предпосылки такого «скачка». Кооперация людей и появление у них потребности общаться с другом. Эти два фактора стали подталкивающей силой к формированию трудовой деятельности. Первоначально уровень труда был невысок, но с течением времени трудовая деятельность становилась более сознательной, планомерной. «И чем многостороннее развивался труд, тем отчетливее выявлялись социальные закономерности общественного развития, прогрессировало сознание человека, богаче становилась его духовная жизнь»45.

Второй вопрос: в чем  общественно - важное значение труда и материального производства? «Значение труда, материального производства в том, что они выделили общество из природы. Оно состоит и в том, что труд, производство являются решающей, определяющей силой всего общественного развития и лежат в основе всех других, и в частности духовных, сторон общественной жизни»46.

Третий вопрос: почему материальное производство занимает определяющую роль в жизни общества? Прежде всего, потому что оно является источником жизни общества. «Люди, прежде чем думать, заниматься искусством или политикой, должны жить. Но для того чтобы жить, они должны производить материальные блага — предметы пищи, одежды, обуви, жилища… Человеческое общество как общество погибнет, если не будет создавать из вещества природы продукты питания, одежду и жилища»47.

Исходя из данных ответов на поставленные вопросы, можно прийти к выводу, что общество и природа взаимодействуют, и их взаимодействие осуществляется посредством материального производства. Данное заключение позволяет мне перейти к более подробному анализу материалистического понимания истории К.Маркса и Ф.Энгельса.

Если мы обратимся к этапам развития теоретического обществознания, то заметим некую закономерность. Представители теории общественного договора (Г.Гроций, Ш.Монтескье, Т. Гобс) считали, что общество формируется посредством договорных отношений между индивидами. Общественный договор выступал как переход из естественного состояния в гражданское, то есть как процесс перехода из внеобщественного состояния в общественное. Другими словами теория общественного договора предполагала заключение особого акта между людьми, на основе которого создавалось общество. Представители идеал – реализма (Гегель), считали, что источником объективных закономерностей выступает особая высшая духовная субстанция; не люди законодатели истории, а сверхчеловеческая сила. Эта сила пользуется сознательной деятельностью людей, и в принудительном порядке заставляет нас что-либо делать, превращая нас в марионеток. 48

Марксистское учение полностью противоположно данным трактовкам. Знакомясь с трудами своих предшественников, а именно с упомянутой выше теорией общественного договора К.Маркс обращает внимание на один очень важный эмпирический факт: общественный договор никогда не является актуально – полным на любой момент времени, он не включает всех реальных участников социального взаимодействия. На основании этого К.Маркс вносит поправку, суть которой заключается в следующем: не все участники социального взаимодействия берут на себя договорные обязательства. Но они делают это не из-за какой-то своей глупости, а потому что объективно этого сделать не в состоянии. 49 Общественная жизнь не исчерпывается взаимодействием современников, то есть социальными субъектами не способными прибегнуть к договору выступают поколенческие группы. К.Маркс отмечает, что «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями»50. На практике взаимосвязь между поколениями осуществляется, но она состоит в том, что каждое вновь рожденное поколение  получает от предыдущего «по наследству» инструментарий жизнедеятельности. Он представлен в двух формах: материальной (жилье, деньги, орудие труда) и духовной (знания, убеждения, вкусы). В своих работах К.Маркс объединяет эти понятия в термин производительные силы. Именно их он определяет как источник объективной упорядоченности социально- исторического процесса. «Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, - благодаря этому факту образуется связь человеческой истории, образуется история человечества»51.

Информация о работе Концепции К.Маркса и Ф. Энгельса об обществе