Критерии и показатели сформированности информационной культуры у специалиста социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 19:04, статья

Краткое описание

система разработанных критериев позволяет оценить результаты реализации модели, которые находят свое выражение в совокупности сформированных качеств, знаний, умений и навыков, характеризующих информационную культуру специалиста социальной сферы. Разработан-ная модель является теоретической основой для разработки целевой ком-плексной программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами филиала МГУКИ в г. Норильске.
В соответствии с этими показателями нами выделены интегративные критерии сформированности информационной культуры специалиста социально-культурной сферы. Информационная культура будущих специалистов характеризуется высоким качеством знаний по информационным технологиям; принятием социокультурных норм на личностном уровне; развитостью информационного стиля мышления; гибкостью и адаптивностью приобретенных способов информационной деятельности и эффективным сотрудничеством в информационной среде; устойчивой ответственной позицией, сознательной и произвольной саморегуляцией поведения в сфере информационных отношений; умением решать технические, организационные, управленческие задачи, моделируя и прогнозируя возможные последствия своей профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Cтатья 2006.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

 

Курбатова Л.М.

 

В настоящее время информационная культура становится важным показателем культуры личности. Основная нагрузка по воспитанию информационной культуры личности приходится на систему непрерывного образования, все ступени которой уже испытывают воздействие информатизации общества. Информационная культура подразумевает понимание роли социальной, научной и других видов информации и информационного обеспечения как в профессиональной деятельности, так и в плане общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли в жизни. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения:

  • дифференциации информации;
  • выделения значимой информации;
  • выработки критериев оценки информации;
  • производить информацию и использовать ее.

Система высшего профессионального образования, сталкивается с тем, что некоторые студенты не умеют структурировать информацию. Видится правильным, что студент, должен сам научиться обрабатывать информацию, а потом уже использовать компьютер как инструмент для более эффективной обработки. Что особенно важно в условиях перехода человечества к информационному обществу, компьютеризации учебного процесса, формирования мощных информационных баз данных и не сокращающихся в числе и объеме традиционных источников информации. Перед высшей школой стоит задача научить студента самостоятельно получать эти знания, привить навыки информационной культуры, информационного труда, поиска, активного и эффективного взаимодействия с современными информационными поисковыми системами.

Соответственно, качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий.

Как подчеркивает Р.С. Гиляревский, для современных специалистов проблема информации во всех ее многообразных аспектах должна стать важным компонентом профессионального мировоззрения. Им необходимо знать структуру и основные свойства семантической информации, закономерности процессов ее роста, старения, рассеяния, современные методы поиска и переработки информации, типы информационных систем, электронных сетей и компоненты национальной и глобальной информационной инфраструктуры. Важно научить студентов использовать эти знания в ходе обучения и в последующей деятельности.1

Как отмечают многие авторы, проблема формирования мотивации учения в современных педагогических публикациях чаще упоминается как проблема активизации учения. Формирование внутренних побудителей, идущих от самой личности студента и присущих ему как активному субъекту процесса обучения, необходимо не только потому, что это позволит существенно интенсифицировать сам процесс обучения, но и потому, что уже сейчас в полной мере встала задача обеспечения непрерывного образования, обусловленная потребностями современного общественного развития, лавинообразным ростом объемом информации.2

Это связано со стремительным сокращением циклов обновления не только производственных, но и социальных технологий, которые, по утверждению ученых, в ближайшем будущем будут составлять 6-8 лет. Базирующиеся на новейших достижениях науки преобразования в технологии в социальной сфере стали опережать темпы смены поколений, что порождает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний специалистов, освоения новых видов профессиональной деятельности.

Как акцентируется в Концепции Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, по некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6 процентов. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28% общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода…3

Быстрый рост объемов информации породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой «информационный взрыв», следствием которого явился информационный кризис - один из парадоксов современной жизни. Этот парадокс заключается в том, что при избытке информации в обществе в целом, отдельная личность испытывает огромные трудности при получении доступа к этой информации и вынуждена преодолевать ряд препятствий, обусловленных законами рассеяния и старения информации, терминологическими, языковыми и другими информационными барьерами. Преодоление этих барьеров невозможно без знания о свойствах информации и информационных ресурсов, закономерностях распространения и способах доступа к ним, следовательно, уже на этапе профессиональной подготовки студент должен получить информацию об информации, или, пользуясь термином, введенным Ю.А. Шрейдером4, - метаинформацию. Данный подход является весьма плодотворным, однако, насколько нам известно, он еще слабо известен в системе образования, за исключением обзора5 более чем десятилетней давности, содержащего характеристику роли и места метаинформации в информационном обеспечении студентов вузов, а также анализ соотношения метаинформации и специальной информации в информировании студентов.

Л.В. Нестеровой разработаны функциональные показатели, характеризующие информационную культуру в соответствии с ее содержанием. К ним относятся:

1) информационную активность, которая определяет сформированность социального уровня информационной культуры. Информационная активность это процесс, в котором реализуется различные по степени устойчивости и развитости информационные потребности, интересы и исследовательские способности специалиста социальной сферы. Как правило, она свидетельствует об определенном уровне понимания информационных явлений и процессов и проявляется в форме заинтересованности в получении новой информации. Информационная активность способствует формированию тезауруса и кругозора личности, который в свою очередь формируется на основе полученных информационных знаний. Степень проявления информационной активности оказывает влияние на качество информационных и поликультурных знаний (их глубину, полноту, системность, распределенность). В структуре информационной культуры информационная активность выполняет функцию регулятора, впускающего и классифицирующего информацию;

2) готовность к информационному общению, которая характеризует морально-этический уровень сформированности информационной культуры. Готовность к информационному общению реализуется в процессе коммуникации и представляет собой одну из важнейших характеристик поведения специалиста социальной сферы в инфосреде. Благодаря сформированности готовности к информационному общению в определенном индивидуальном стиле, формах и объемах реализуется одна из основных потребностей личности. Эта потребность в информационном общении осуществляется на базе норм, принципов и образцов поведения, существующих в инфосреде и направленно усваиваемых человеком.

Готовность к информационному общению характеризуют такие показатели, как устойчивость и ответственность выбора индивидуальной позиции в ситуациях конфликта смыслов и ценностей, ответственность за распространение информации, произвольность и осознанность поведения в инфосреде, культура общения;

3) информационный стиль мышления, который характеризует психологический уровень сформированности информационной культуры. Информационный стиль мышления проявляется в умении оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить их с уже имеющейся информацией; критически переосмысливать, свертывать и развертывать, достраивать недостающие звенья, правильно интерпретировать и использовать полученную информацию для принятия различного рода решений, учитывая при оценке альтернатив рациональные, морально-этические и эстетические критерии. Овладение методами аналитико-систетической обработки информации важный показатель информационного стиля мышления будущих специалистов социальной сферы;

4) технологическая готовность, которая характеризует технологический уровень сформированности информационной культуры. Она реализуется в процессе информационной деятельности и формируется на основе знаний информационных источников и умений использовать их в поисках необходимой информации. Технологическую готовность характеризует умение гибко и осознанно использовать возможности компьютерных технологий, способность осуществлять выбор собственных целей и линии поведения в информационном пространстве, самостоятельность в оценке явлений и продуктов информационной деятельности, высокая компьютерная грамотность;

5) эмоциональная активность личности, которая характеризует эмоционально-эстетический уровень информационной культуры. Ее можно представить как процесс, в котором эмоции, эмоциональные состояния, переживания и чувства, сопровождающие информационную деятельность и поведение личности в инфосреде, регулируют и ориентируют ее действия и поступки, обусловленные потребностью в информации. Эмоциональная активность определяется мерой развитости высших чувств, формирующихся в процессе информационной деятельности, и выполняет функции регулятора ценностной ориентации переживаний. Чем разнообразнее эмоциональный опыт человека, чем тоньше и глубже его переживания, тем выше эмоциональная активность;

6) мировоззренческая активность, которая определяет уровень сформированности информационного мировоззрения, и представляет процесс, в котором реализуется потребность каждого человека в системе отношений к происходящим в обществе процессам информатизации, потребность в ценностных ориентациях, потребность отстаивать и утверждать их своими действиями. Мировоззренческая активность выражается в формировании системы убеждений и ценностных установок на базе оценочного знания и ориентаций в процессе информационной деятельности аксиологического характера.

Таким образом, система разработанных критериев позволяет оценить результаты реализации модели, которые находят свое выражение в совокупности сформированных качеств, знаний, умений и навыков, характеризующих информационную культуру специалиста социальной сферы. Разработанная модель является теоретической основой для разработки целевой комплексной программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами филиала МГУКИ в г. Норильске.

В соответствии с этими показателями нами выделены интегративные критерии сформированности информационной культуры специалиста социально-культурной сферы. Информационная культура будущих специалистов характеризуется высоким качеством знаний по информационным технологиям; принятием социокультурных норм на личностном уровне; развитостью информационного стиля мышления; гибкостью и адаптивностью приобретенных способов информационной деятельности и эффективным сотрудничеством в информационной среде; устойчивой ответственной позицией, сознательной и произвольной саморегуляцией поведения в сфере информационных отношений; умением решать технические, организационные, управленческие задачи, моделируя и прогнозируя возможные последствия своей профессиональной деятельности.

Дадим подробное описание обобщенных критериев сформированности информационной культуры специалиста социально-культурной сферы в соответствии с уровневыми группами.

 

Уровни

Обобщенные критерии и их характеристики

Информационный подход к познанию действительности, сформированность информационного тезауруса

Информационный стиль мышления ответственное информационное поведение

Технологичность использования информационных ресурсов и творчество

1

2

3

4

Основной

Информационные потребности и интересы в стадии формирования; невысокий количественный и качественный уровень знаний; трудности в сознательном управлении своим поведением; прогнозирование на уровне предвосхищения результатов своих действий.

Трудности при отборе информации в условиях ее недостатка и избыточности; слабое владение методами аналитико-син-тетической обработки ин-формации; неразвитость информа-ционных контактов; пассивность в ситуациях информационного взаимодейсвия; отсутствие критической оценки информации.

Плохое знание информационных источников; навыки профессионального чтения в стадии формирования; знакомство с алгоритмами информационной деятельности; неумение использовать полученную информацию; навыки владения компьютером в стадии формирования

Профессиональный

Формирование системы информационных потребностей и интересов; уверенность в адекватности своих взглядов социальной практике; гибкость и разнообразие критериев оценки; значительный объем информационных знаний.

Осознанное восприятие информации; умение оценивать качественную сторону различных сведений; владение методами аналитико-синтети-ческой обработки информации; обширные информационные контакты; ответственное поведение в инфосреде.

Хорошее знание информационных источников; сформированность навыков профессионального чтения; знание алгоритмов оптимизированного поиска информации; умение эффективно использовать информацию при решении информационных задач; хорошее владение компьютером.

Высший

логический

Устойчивые интересы и потребности; сформированность системы взглядов, ценностных ориентаций и идеалов; рассмотрение поставленных целей и возможностей их достижения с точки зрения социальной значимости; объемный информационный тезаурус.

Произвольные владение методами аналитико-синтетической обработки информации; обширные информационные контакты; сформированность высоких нравственных качеств; умение критически оценивать информацию; произвольная саморегуляция поведения в сфере информационных отношений.

Обширные знания информационных источников; хорошо развитые навыки профессионального чтения и общения; индивидуальный стиль информационной деятельности; личная информационная база; поиск новых способов решения задач, с учетом рациональных, этических и эстетических аспектов; умелое владение компьютером.

Информация о работе Критерии и показатели сформированности информационной культуры у специалиста социально-культурной сферы