Критерии и показатели сформированности информационной культуры у специалиста социально-культурной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 19:04, статья

Краткое описание

система разработанных критериев позволяет оценить результаты реализации модели, которые находят свое выражение в совокупности сформированных качеств, знаний, умений и навыков, характеризующих информационную культуру специалиста социальной сферы. Разработан-ная модель является теоретической основой для разработки целевой ком-плексной программы и организации опытно-экспериментальной работы со студентами филиала МГУКИ в г. Норильске.
В соответствии с этими показателями нами выделены интегративные критерии сформированности информационной культуры специалиста социально-культурной сферы. Информационная культура будущих специалистов характеризуется высоким качеством знаний по информационным технологиям; принятием социокультурных норм на личностном уровне; развитостью информационного стиля мышления; гибкостью и адаптивностью приобретенных способов информационной деятельности и эффективным сотрудничеством в информационной среде; устойчивой ответственной позицией, сознательной и произвольной саморегуляцией поведения в сфере информационных отношений; умением решать технические, организационные, управленческие задачи, моделируя и прогнозируя возможные последствия своей профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Cтатья 2006.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Основными критериями сформированности информационной культуры специалистов социальной сферы являются их знания и умения, а также интересы и мотивы информационной деятельности, сформированность рефлексивной позиции.

В качестве критериев информационной культуры специалистов социальной сферы можно также рассматривать:

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
  • эффективно осуществлять поиск нужной информации;
  • умение перерабатывать информацию и создавать новую;
  • умение адекватно отбирать и оценивать информацию;
  • наличие компьютерной грамотности;

Стремление:

  • интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
  • потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
  • профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

  • активность (профессиональная мобильность);
  • ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
  • согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
  • уверенность в правильности принятия нестандартных решений;

Позиция:

  • отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
  • стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
  • утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации.

В совокупность профессиональных знаний, характеризующих модель будущего специалиста социально-культурной сферы, включены знания, отражающие содержание таких понятий и процессов, как «информатика», «информация», «модели и алгоритмы», «информационные процессы», «информационные технологии» и многие другие.

В. Минкина, опираясь на тесную связь между информационной культурой и творческой деятельностью и на теорию формирования творческих умений в процессе профессионального обучения6, выделяет три уровня информационной культуры личности:

  • общий (базовый);
  • профессиональный;
  • высший (логический).

Умения базового уровня - это умения частные. Главная их особенность - межпредметность, возможность применения практических умений в различных отраслях знаний. Между умениями этого и высшего уровня, которые тоже носят межпредметный характер, определяется профессиональный уровень, который связан с той отраслью знаний, формирующих профессиональную деятельность специалиста социальной сферы. По сравнению с базовыми, эти умения обладают большей сложностью, но характеризуются ограниченной областью применения. Общий и высший уровни подразумевают межпредметные обобщенные знания и умения, различающиеся между собой степенью сложности, профессиональный уровень составляют специальные знания и умения, зависящие от рода деятельности.

Существующий уровень информационной культуры общества имеет определенные выходы на развитие личности, а именно заставляет ее:

- приобрести компьютерную грамотность;

- хорошо освоиться в мире  Интернета;

- научиться собирать информацию и хранить ее в систематизированном, быстро восстанавливаемом варианте;

- повышать культуру общения  при помощи современных средств  коммуникации;

- быстрее овладевать на рабочем  уровне иностранным языком (как  правило, английским);

- четче и конкретнее выражать свои мысли на стандартизированном языке;

- делать более насыщенной, динамичной, эффективной профессиональную деятельность;

- активнее и быстрее обмениваться  опытом с другими в области  своей профессиональной и досуговой  деятельности;

- помогать лучше организовать досуг в целях восстановления физических и духовных сил, своего рода рекреацию;

- просто стать более информированным  и интересным собеседником для  других.

Все это «работает» не только на эффективность разносторонней деятельности современного специалиста, но и повышает ее имидж и престиж. Он становится все более адекватным к предъявляемым «духом времени» требованиям, может полнее удовлетворять свои потребности и активнее реализовать свои интересы.

Показателями информационной культуры специалиста социально-культурной сферы можно считать способы получения необходимой информации, включая пути ознакомления с иностранной литературой, интенсивность неформального общения с отечественными и зарубежными коллегами, ориентированность на распространение новой информации. К показателям информационной культуры специалиста социально-кльтурной сферы относится также умение формировать собственные поисковые системы, стремление получать доступ к специализированным базам данных, объем и состав личных библиотек. Во многих работах подчеркивается, что характер информационных потребностей, конкретные информационные запросы также являются показателями информационной культуры специалистов социально-культурной сферы.

Существует прямая взаимосвязь между информационной и творческой активностью специалистов социально-культурной сферы, видов профессиональной деятельности. Установлено, что у специалистов, имеющих высокую информационную активность, показатели творческой активности гораздо выше, чем у их коллег. Они имеют больше опубликованных работ в России и за рубежом, активнее участвуют в международных конференциях, поддерживают международные связи, посылая зарубежным коллегам научные публикации и монографии, получают периодические издания из-за рубежа, ведут переписку с коллегами, общественными и профессиональными организациями, союзами, ассоциациями. Можно утверждать, что информационная активность специалистов такого профиля оказывает большое влияние на его творческую продуктивность, а также интенсивность привлечения им формальных и неформальных каналов общения.

Развитие информационной культуры специалиста социально-культурной сферы также предполагает необходимость изучения им специфики конкретной отраслевой инфосреды: отраслевых информационных ресурсов, основных информационных центров, а также специфики отраслевой информационной коммуникации.

Определению уровня сформированности информационной культуры было посвящено исследование, проведенное нами со студентами Филиала Московского государственного университета культуры и искусств.

В исследовании, ставившем целью определить уровень информационной культуры, участвовали студенты Московского государственного университета культуры и искусств очной формы, обучающиеся по специальности «Социально-культурная деятельность» в возрасте от 17 до 21 года. Всего в анкетировании приняли участие 140 студентов. Из них девушек - 79 человек (72,5%), юношей – 61 человек (27,5%).

Анализ анкетирования (анкета состояла из 15 вопросов) показал, что 1-3 раза в неделю библиотеку посещают 30% респондентов, делают это только по необходимости – 20% респондентов; 20% - 1-2 раза в месяц; 10%  респондентов – иногда,  7,5% - 1 раз в неделю, 5% - 1 раз в год, затруднились ответить  - 7,5%.

При поиске нужной информации испытывают затруднения 5% студентов,  не испытывают – 47,5%, иногда испытывают – 47,5%.

За помощью к библиотекарю обращаются - 40% студентов, 37,5% - иногда, 17,5 %  - почти всегда обращаются,  не обращаются - 5%.

Каталогами и картотеками в библиотеке умеют пользоваться 35%  респондентов, иногда пользуются - 35% , не умеют пользоваться - 30% ответивших.

40% студентов знают, что между систематическим и алфавитным каталогами есть различия; думают, что нет никакого отличия – 10% читателей, 50% - не знают, затруднились ответить.

Умеют самостоятельно подготовить реферат, выступление, доклад, конспект, презентацию – 97,5 % читателей, 2,5% - не умеют.

Материал для подготовки докладов и рефератов находят в библиотеке 85%,; 10% - в периодических изданиях, по 5% - в Интернете и энциклопедиях,  7,5% - в домашних библиотеках, по 2,5%  - СД-диски и у друзей.

Компьютерной грамотностью обладают 97,5 % респондентов,  нет – 2,5 %. Имеют компьютер дома – 92,5% студентов, не имеют – 7,5 %. Современными методами получения информации владеют: Интернетом – 35 %, СД-дисками – 45%, ЭБД – 20%.

Второй блок вопросов был направлен на выявление у студентов умения ориентации в понятийно-терминологическом аппарате, характеризующем определенный уровень информационной культуры.

На вопрос, найти синоним к слову «биография» ответили правильно 80% (жизнеописание). Остальные ответили не правильно: 10% ответили, что это книга, 2,5 % - писатель, 7,5% затруднились ответить.

На вопрос, как называются начальные буквы имени и отчества ответили правильно – 75% читателей. Остальные ответили не правильно: 15% ответили, что это автограф; 2,5%  - что это вензель, 7,5% затруднились ответить.

На вопрос, что такое начитанность и широкие познания правильно ответили – 65% (эрудиция). Остальные ответили не правильно: интеллигентность – 15%,  по 7,5 %  опытность и талант, 5% - самомнение. На вопрос, что такое краткая запись, сжатое изложение содержания книги ответили правильно 65% (конспект). Не правильно ответили: 17,5% - отрывок, 10% - абзац, по 2,5% - рубрика, цитата, 2,5% - затруднились ответить. Из мотивов обращения студентов в библиотеку на первом месте - подготовка к зачетам, экзаменам, работа над рефератами и пр. – 60% ответов,  20% - самостоятельная работа, 17,5% - чтение для «души», 2,5%  - на данный вопрос затруднились ответить.

На основе приведенных выше данных сформулированы следующие выводы:

  • студенты являются активными читателями библиотек и почти не испытывают затруднений в поиске информации, нужной книги;
  • основными мотивами обращения в библиотеки являются подготовка к аттестации и дополнительным занятиям;
  • большинство студентов являются пользователями персональных компьютеров, владеют компьютерной грамотностью;
  • владеют методами пользования Интернет, СД-дисками, ЭБД.

По итогам вопросов второго блока очевидно, что студенты в достаточной мере обладают понятийно-терминологическим аппаратом.

Рассматривались следующие компоненты знаний: общеобразовательный, мировоззренческий и психолого-педагогический. Умения были разделены на следующие группы: алгоритмические умения инструментального использования средств; умения пользоваться операционной системой; умения, характеризующие гуманитарный компонент использования средств информационно-компьютерных технологий.

Для обоснования структуры средств информатизации образовательного процесса целесообразно привести здесь показатели качества образованности личности.

Социологические опросы выпускников вузов и беседы с руководителями предприятий и организаций, анализ общих тенденций развития образования позволяют утверждать, что выпускники вузов сегодня хотят: получить знания в области технических, физико-математических, гуманитарных и социальных наук; уметь применять полученные знания; обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками; получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к новой работе; получить образование бесплатно или по низкой (доступной) цене.

В соответствии с этими потребностями целесообразно принять следующую многоуровневую схему показателей качества образованности личности:

  1. Оценка знаний естественно-научных дисциплин.
  2. Оценка знаний гуманитарных и социальных дисциплин.
  3. Оценка знаний общепрофессиональных дисциплин.
  4. Оценка знаний специальных дисциплин.
  5. Уровень системной компетентности (умение корректировать и улучшать системы, умение вести мониторинг и коррекцию деятельности, понимание взаимосвязи социальных, организационных и технических систем).
  6. Уровень компетенции в распределении ресурсов (умение распределять время, умение распределять деньги и материалы, умение распределять пространство, умение распределять кадры).
  7. Уровень технологической компетенции (умение выбирать оборудование и инструменты, умение осуществлять техническое обслуживание и диагностику, умение применять технологии для выполнения конкретных задач).
  8. Уровень компетенции в работе с информацией (умение приобретать и оценивать знания, умение организовывать и поддерживать файлы, умение интерпретировать и передавать информацию, умение использовать компьютерные системы).
  9. Оценка базовых навыков специалиста (умение писать, умение читать, умение говорить, умение слушать).
  10. Оценка качества личности (личная ответственность, самоуправление, самоорганизованность, коммуникабельность, самоуважение).
  11. Оценка мыслительных навыков (умение творчески мыслить, умение принимать решения, умение предвидеть, умение учиться).
  12. Оценка навыков межличностного общения (умение работать в командах, умение обучать других, умение вести переговоры, умение лидировать).

Для каждой компоненты качества целесообразно использовать два количественных измерения - оценка в диапазоне от 0 до 5 и показатель класса (рейтинг).

Информация о работе Критерии и показатели сформированности информационной культуры у специалиста социально-культурной сферы