Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:02, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: Культура: сущность и структура. Культурный этноцентризм и релятивизм. Виды культур. Культура, субкультура и контркультура, Массовая и элитарная культура. Духовная культура общества и религия. Взаимодействие культуры и экономики. Кризис культуры в России
Введение 3
1. Понятие «культура» 5
1. 2. Структура культуры 5
1.3. Функции культуры 6
1.4. Этноцентризм и культурный релятивизм 7
1.5. Виды культуры 9
2. Взаимодействие культуры и экономики 16
2.1. Кризис культуры в России 17
Заключение. 20
Список использованных источников 22
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский
филиал
Контрольная
работа
«Культура
как социальное явление»
выполнил
студент 2 курса
(группа № АОПИ/08-5,5)
заочного отделения
горного факультета
специальность 130405
«Обогащение
полезных ископаемых»
Ляпустин
А.Г
Научный
руководитель–
доц. Измоденова Н.Н.
.
Апатиты
2010
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль,культура и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Так как культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа
состоит из трех глав, в которых
анализируется культура как социальное
явление, представлены основные компоненты
культуры: Культура: сущность и структура.
Культурный этноцентризм и релятивизм.
Виды культур. Культура, субкультура и
контркультура, Массовая и элитарная культура.
Духовная культура общества и религия.
Взаимодействие культуры и экономики.
Кризис культуры в России.
Слово «культура» встречается практически во всех языках народов мира. В переводе с латинского оно означает «возделывание». В философском энциклопедическом словаре дано следующее определении культуры: «Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности». Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.
Культура – явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную, что явилось следствием исторического разделения труда на умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.
Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры – религия и искусство – стояли у истоков ее возникновения задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).
Проблема
соотношения религии и
Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека – начиная от орудий труда, средств транспорта, технических изобретений и научных открытий, норм, философских учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир созданной им культуры, которая пронизывает собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй природой».
Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции. Важнейшая – гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир – культурную среду, которая является «второй природой». Благодаря присущему человеку стремлению к красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры. В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры – сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция). И, наконец, в процессе воспитания и образования формируются нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры личности, а также эстетические вкусы и идеалы (воспитательная функция).
«Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и превалирующая. С понятием «этноцентризм» связаны как положительные последствия (в меньшей мере) — например, патриотизм, чувство национального достоинства, так и негативные (в основном) — дискриминация, национализм, шовинизм, сегрегация.
Этноцентризм свойственен каждой группе, которая является в какой-то степени независимой, самостоятельной и сознающей свой идентитет. Этноцентрические позиции «выгодны» самой группе тем, что с их помощью группа определяет свое место среди других групп, укрепляет свой идентитет и сохраняет свои культурные черты. Однако крайние формы этноцентризма связаны с религиозным фанатизмом и расизмом и ведут даже к насилию и агрессии [5, с. 50 — 52].
В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования — это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях [10].
Стереотипы напоминают предубеждения, для них не нужны логические обоснования, и даже их объективность и правдоподобность не всегда бесспорны [10, с. 50].
Одна из крайних форм этноцентризма — расизм, который можно определить как совокупность понятий, согласно которым какая-то одна раса как в моральном и умственном, так и культурном отношении превосходит какую-то другую расу или другие расы и суперкачества которой передаются наследственно от одного поколения к другому. Расизм является стимулятором борьбы за власть между нациями и идеологической основой национальной конкуренции. Он поддерживает убеждение о том, что биологическое смешение разных рас привело бы к наследственно-генетической и социально-культурно-моральной дегенерации «высшей» расы. Поэтому необходимы защитные и предохранительные средства против таких явлений. Яркими примерами расизма могут служить апартеид, т. е. полное отделение рас или групп населения друг от друга на основе расового признака, и антисемитизм и шовинизм. Апартеид проявляется в региональном разделении или изоляции, что приводит к образовательной, имущественной дискриминации и экономическому давлению и далее — к политической изоляции. В сфере личной жизни апартеид диктует ограничение и даже запрет сексуальных взаимосвязей и других контактов
Расизм — это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это — лицо современного расизма.
По мнению
американского социолога
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Практический аспект этого принципа классик европейской этнологии российский ученый С.А. Токарев резюмирует так: «Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-то племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоятельному развитию [22, с. 298]».
М. Херсковиц
выделял три аспекта
Философский аспект культурного релятивизма состоит в признании множественности путей культурного развития, в плюрализме при взгляде на историко-культурный процесс. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста и доминирование одной тенденции развития. Более того, согласно данному принципу возможен отход от поступательного развития и отказ от унифицированной технологической линий развития цивилизации.
Концепция этноцентризма противостоит релятивистскому подходу, в котором восприятие норм и ценностей каждой культуры самоценно и не может быть использовано в качестве стандарта, применимого к другим культурам [8].