Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:02, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: Культура: сущность и структура. Культурный этноцентризм и релятивизм. Виды культур. Культура, субкультура и контркультура, Массовая и элитарная культура. Духовная культура общества и религия. Взаимодействие культуры и экономики. Кризис культуры в России
Введение 3
1. Понятие «культура» 5
1. 2. Структура культуры 5
1.3. Функции культуры 6
1.4. Этноцентризм и культурный релятивизм 7
1.5. Виды культуры 9
2. Взаимодействие культуры и экономики 16
2.1. Кризис культуры в России 17
Заключение. 20
Список использованных источников 22
Н.Бердяев
в работе «Новое средневековье» отметил,
что «кризис современной
Из-за сильного влияния на людей атеистической идеологии, люди в Советском Союзе переживали глубокий нравственный кризис, включая и правящую верхушку государства. Народ в СССР утратил все нравственные ценности веры и надежду».
Сегодня не только философы, ученые, но и политики ведущих стран мира ищут пути выхода из той критической ситуации, которая складывается в мире. По результатам опроса ВЦИОМ от 13 мая 2005 г., 59% населения России обеспокоены острым кризисом морали, культуры и нравственности. Когда как 29 августа 2001 г. эта проблема заботила лишь 28% населения. При этом мало кто возражает, что увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю именно европейской культуры.
С помощью новейших достижений науки, средств массовой информации духовные ценности, накопленные человечеством, увы, не становятся более доступными, но каждому человеку еще нужно «прикоснуться» к ним, чтобы стать духовно богаче. Все дело в том, что тот, кто ищет в культуре только развлекательность, не найдя её, легко находит заменитель. Культура организует человеческую жизнь, культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять социально значимые роли. Культура, нравственность создаются людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения культурных ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование её поведения. Поэтому возрождение культурных и нравственных ценностей — одна из значимых задач любого общества, народа, государства.
В
результате нашего развития в сфере
общественных отношений, науки и
культуры мы так ничего и не нашли
— от разочарования во всех этих
направлениях человечество якобы повернулось
обратно к религии, и весь мир начинает
сейчас снова раскрывать в себе тягу или
к традиционным религиям, или, может быть,
в несколько иной форме — к всевозможным
мистическим учениям и так называемым
духовным методикам. И кажется, что происходит
возврат к прошлому. Но это не так. На самом
деле религии отмирают и находятся в стадии
агонии, и возврат происходит для того,
чтобы проверить их, снова пересмотреть
и увидеть, что и они тоже, в сущности, не
приносят человеку ожидаемых результатов,
не оправдывают тех надежд, которые на
них когда-то возлагались, и человеку только
кажется, что он, тем не менее, сможет найти
для себя в них какую-то опору.
Особенно
резко тезис о кризисе
После
поражения фашизма казалось, что
кризис миновал. Однако с развитием
производительных сил общества он обрел
новую форму — лавинообразного
нарастания глобальных проблем. Это кризис
не отдельных сторон бытия, а основных
форм жизнедеятельности европейской индустриально-технологической
цивилизации, идейно восходящей к греческой
культуре и философии. Одновременно это
кризис современного человека вообще,
способа его самореализации, форм рациональности,
ибо все страны мира, все народы, пытаясь
достичь уровня жизни промышленно развитых
стран Западной Европы и Америки, стремятся
идти по их пути. Другого способа успешной
самореализации современный человек не
знает. Вот почему можно сказать, что современный
человек, способ его бытия находятся в
кризисе и это та точка, в которой «пересекаются»
интересы философии, религии, науки и других
форм освоения человеком природы и самого
себя, осознания своего настоящего и будущего.
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами культурной истории и культурного достояния данного общества.
1. Батищев
Г.С. Социальные связи
2. Киселева
М.С. Две судьбы одного
3. Коган
Л.Н. Всестороннее развитие
4. Конев
В.А. О сущности освоения
5. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания // Социальные науки : история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
6. Лавренова,
Т.И. Социология культуры в
парадигме современного
7. Левада
Ю.А. Традиция.//Философская