Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:02, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.

Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: Культура: сущность и структура. Культурный этноцентризм и релятивизм. Виды культур. Культура, субкультура и контркультура, Массовая и элитарная культура. Духовная культура общества и религия. Взаимодействие культуры и экономики. Кризис культуры в России

Содержание

Введение 3
1. Понятие «культура» 5
1. 2. Структура культуры 5
1.3. Функции культуры 6
1.4. Этноцентризм и культурный релятивизм 7
1.5. Виды культуры 9
2. Взаимодействие культуры и экономики 16
2.1. Кризис культуры в России 17
Заключение. 20
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

социология ляпустин.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)
 

     Культура  – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и  национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура  - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.

Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать: материальную культуру,социальную культуру, то есть культуру коллективного общения,духовную культуру.

     Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен  и потребление.

Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная практика.

К духовной культуре, связанной с объективациями знакового характера, относятся  два вида деятельности: просвещение  и коммуникация. Отличие просвещения от коммуникации можно обозначить тем, что просвещение, в сущности, направлено на подлинное создание, передачу, освоение, разработку и практическое применение объективаций, в то время как коммуникация направлена на заново создаваемое оформление, преобразование, восприятие, влияние, использование объективаций. 

 

1.6. Культура, субкультура и контркультура 

     Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.

Думается, что причин для возникновения  субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.

Sub по-латыни — это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra — «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).

Поэтому понятие контркультуры акцентирует  момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок  по отношению к господствующей культуре. Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в.

     Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах.

Впоследствии, как известно, христианство вышло  за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.

     Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм. 

1.7. Массовая и элитарная культура

     Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием  культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

     Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

     Концепцию элитарной культуры разрабатывали  А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

     Массовая  культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам. 

1.8. Духовная культура общества и религия 

      Культура делится на  материальную  и  духовную.  Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии  к  духовной  культуре.  А  под духовной   культурой   понимается   совокупность    позитивных    достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его  деятельности.  В духовную культуру включаются такие  структурные  элементы  как  деятельность музеев,    библиотек,    образование,    наука,    философия,     искусство, нравственность...  Особо  важным,  принципиальным  является   взаимодействие религии  с  нравственностью.  И  поэтому,  хотя  нравственность  и  является элементом  духовной  культуры,  взаимодействие  с  ней  раскрывается   через

особую, нравственную функцию религии.

      На  каждом  этапе  исторического   развития   в   конкретных   религиях сосуществуют две противоположные тенденции:  тенденция  содействия  развитию духовной   культуры   (тенденция,   порождающая   "плюсы")    и    тенденция

противодействия   развитию   духовной   культуры   (тенденция,   порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы"  в отношении религии  к  культуре  особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.

      Первым "плюсом" является забота  религиозных организаций  о   сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство  -  это  такая  художественная деятельность  и  такие ее  результаты,  которые способны  поддерживать   у верующих веру в сверхъестественное. В  частности  к  религиозному  искусству относятся:  архитектура  храмов,  иконы,  религиозная  музыка,   религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как  и  всякое  искусство, несет  в  себе  положительное  эстетическое  и  гуманистическое  содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для  верующих

данные  художественные  произведения  продуктами  повышенного  спроса.  Таким образом,  через  религиозное  искусство  религия  развивает  и  укрепляет  у верующих  художественное  восприятие,  приобщает  их   к   миру   искусства. Положительный гуманистический и  эстетический  заряд  религиозное  искусство

дает  в первую очередь верующим людям. В первую  очередь,  но  не  только.  В принципе потребителями этого  вида  искусства,  как  и  искусства  в  целом, являются все представители цивилизованной части человечества.

      Религия оказывает в определенном отношении благотворное влияние  и  на светское  искусство  (светским  искусством  называют  такую   художественную деятельность  и  такие  ее  результаты,  которые  не  поддерживают  веру   в сверхъестественное).  Религия  как  бы  "дарит"  художникам  многие  образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без  использования  этого материала  светское  искусство  было  бы  во  много  раз  беднее  по   своей художественной выразительности.

     С другой стороны, многие  конкретные  религии  выдвигают  определенные препятствия для участия верующих  в  светской  художественной  деятельности. Одним  из  таких  препятствий  являются  прямые   религиозные   запреты   на определенные   стороны   художественного   творчества   и    художественного

восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в  прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения  (конец  Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII  веке  добилась  его запрещения  и  уничтожения.  А  ислам   в   прошлом   повсеместно   запрещал

мусульманам изображать живые существа. Запреты  на некоторые  виды  искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например,  в  главной  стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.

      Другим препятствием для участия   верующих  в  светской  художественной деятельности является  созданная  во  многих  общинах  атмосфера  морального осуждения   тех   верующих,   которые   увлекаются    светской    культурой: художественной литературой, театром, кино, танцами и др.

 

2. Взаимодействие культуры и экономики

 

     Даже  беглый анализ научной литературы говорит  о том, что количество публикаций, посвященных проблемам взаимодействия экономики и культуры, в последнее  время значительно возросло. Это связано с осознанием научным сообществом того факта, что экономика не является отдельной и самодостаточной сферой жизни общества, а выступает как одна из подсистем общественной системы в широком смысле этого понятия. Отсюда следует, что при изучении экономики как отдельной фирмы или отрасли, так и страны в целом нельзя игнорировать демографические, социальные, психологические, культурные и иные факторы . Именно поэтому организационная культура фирмы, культура отрасли, национальная или региональная культура выступают как важные факторы, влияющие на эффективность национального менеджмента и экономический рост страны в целом . По сути дела можно говорить о возникновении нового направления в экономическом знании - экономической концепции культуры. Данная концепция должна в рамках экономической науки комплексно изучать взаимосвязь между экономикой и культурой.  
В историческом ракурсе учеными-экономистами уделялось достаточно много внимания проблеме культурных факторов. Здесь можно вспомнить работы ранних классиков экономической мысли и их более поздних последователей. Например, А. Смит считал, что культура в определенной степени может способствовать развитию предпринимательства [13]. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что `:экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественную форму ее различные моменты надстройки. Интересных взглядов на роль культурных факторов в хозяйственной жизни общества придерживались Т. Мальтус, Ж.Б. Сэй, С. Сисмонди, Дж. Милль.  
Р. Барр пишет, что экономическая наука прошла в своем развитии путь от механистического подхода (все, что субъективно, должно быть выброшено из экономического анализа), от органической концепции (здесь проводилась параллель между экономикой и биологическим организмом) к экономике, ориентированной на человека. Это предполагает восприятие экономики как совокупности людей во всем их индивидуальном многообразии . Он также считает, что современная экономическая наука `:является в двояком смысле гуманитарной наукой: с одной стороны, она говорит об отношениях человека с вещами и с другими людьми; с другой стороны, чтобы выполнить свою разъяснительную задачу, она должна постичь человеческую деятельность во всем ее разнообразии и богатстве`. Таким образом, подчеркивается несомненная значимость изучения культурных факторов и их роли в хозяйственных процессах на современном этапе развития экономической науки.  
По нашему мнению, во всех ключевых направлениях современной экономической науки существуют теоретические заделы, касающиеся вопросов взаимодействия экономики и культуры. Это относится и к общей экономической теории, и к прикладным экономическим дисциплинам, и к отраслевым наукам. Гармоничный синтез знаний из всех указанных направлений позволяет наметить теоретические контуры экономической концепции культуры.  
При изучении культуры в рамках экономической науки ключевой проблемой выступает определение понятия культуры (или, иначе, культурных факторов).  
В широком смысле под культурными факторами в экономической науке понимаются разделяемые людьми смыслы, ценности, нормы и экспрессивные символы. 
В узком значении под культурой можно понимать общественные нормы и индивидуальные убеждения, которые позволяют достигать определенного равновесия во взаимодействиях между людьми - равновесия Нэша .  
Некоторые исследователи лаконично определяют культуру как социально разделенное знание.  

Информация о работе Культура как социальное явление