Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:02, контрольная работа
Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как социальное явление, представлены основные компоненты культуры: Культура: сущность и структура. Культурный этноцентризм и релятивизм. Виды культур. Культура, субкультура и контркультура, Массовая и элитарная культура. Духовная культура общества и религия. Взаимодействие культуры и экономики. Кризис культуры в России
Введение 3
1. Понятие «культура» 5
1. 2. Структура культуры 5
1.3. Функции культуры 6
1.4. Этноцентризм и культурный релятивизм 7
1.5. Виды культуры 9
2. Взаимодействие культуры и экономики 16
2.1. Кризис культуры в России 17
Заключение. 20
Список использованных источников 22
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. Выделяют мировую и национальную культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура - синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества.
Деление культуры можно провести и по роду объективации. Так мы можем различать: материальную культуру,социальную культуру, то есть культуру коллективного общения,духовную культуру.
Деятельность, соответствующая материальной культуре, - это служащее для создания вещественных объективаций материальное производство и связанное с ним обмен и потребление.
Деятельность, соответствующая социальной культуре, это – служащее для создания объективаций поведения и коллективов действие, направленное на формирование общества и коллективов, и связанная с ней повседневная практика.
К духовной
культуре, связанной с объективациями
знакового характера, относятся
два вида деятельности: просвещение
и коммуникация. Отличие просвещения
от коммуникации можно обозначить тем,
что просвещение, в сущности, направлено
на подлинное создание, передачу, освоение,
разработку и практическое применение
объективаций, в то время как коммуникация
направлена на заново создаваемое оформление,
преобразование, восприятие, влияние,
использование объективаций.
1.6.
Культура, субкультура
и контркультура
Культура — это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное порождение городского уклада жизни.
Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.
Какие характеристики присущи субкультуре вообще? Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура — это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности. Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами.
Sub по-латыни — это «под», другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения (субаренда, субсчет, субординация), а соntra — «против» (контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт).
Поэтому
понятие контркультуры
Главная характеристика контркультуры — это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах.
Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры.
Подобная же
эволюция прослеживается в различных сферах
художественной культуры. Примечательна
в этом плане смена общественного мнения
по отношению к таким нетрадиционным направлениям
в искусстве, как импрессионизм, авангардизм,
постмодернизм.
1.7. Массовая и элитарная культура
Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.
Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.
Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.
Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.
Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.
Формируемое
массой культурой сознание многообразно
в своих проявлениях. Оно отличается
консервативностью инертностью, ограниченностью.
Оно не может и не стремится охватить процессы
во всей их сложности, взаимодействии
и развитии. Массовая культура в большей
степени ориентируется не на реалистические
образы, а на искусственно создаваемые
стереотипы. Массовая культура в художественном
творчестве выполняет специфические социальные
функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез, в сочетании
с открытой или скрытой пропагандой господствующего
образа жизни формирует конформизм. В
рамках массовой культуры создаются упрощенные
«версии жизни», которые сводят социальное
зло к психологическим или моральным факторам.
1.8.
Духовная культура общества
и религия
Культура делится на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность позитивных достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включаются такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность... Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. И поэтому, хотя нравственность и является элементом духовной культуры, взаимодействие с ней раскрывается через
особую, нравственную функцию религии.
На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях сосуществуют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "плюсы") и тенденция
противодействия развитию духовной культуры (тенденция, порождающая "минусы"). "Плюсы" и "минусы" в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.
Первым "плюсом" является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство - это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозная художественная литература. Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих
данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство
дает в первую очередь верующим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества.
Религия оказывает в
С другой стороны, многие конкретные
религии выдвигают
восприятия. Эти запреты есть и сейчас, но особенно много их было в прошлом. Так, Русская православная церковь со времени своего возникновения (конец Х в.) преследовала народное искусство скоморохов и в XVII веке добилась его запрещения и уничтожения. А ислам в прошлом повсеместно запрещал
мусульманам изображать живые существа. Запреты на некоторые виды искусства в отдельных странах сохранились и сейчас. Так, например, в главной стране мусульманского мира - Саудовской Аравии - запрещены театр и кинематограф.
Другим препятствием для
Даже
беглый анализ научной литературы говорит
о том, что количество публикаций,
посвященных проблемам
В историческом ракурсе учеными-экономистами
уделялось достаточно много внимания
проблеме культурных факторов. Здесь можно
вспомнить работы ранних классиков экономической
мысли и их более поздних последователей.
Например, А. Смит считал, что культура
в определенной степени может способствовать
развитию предпринимательства [13]. К. Маркс
и Ф. Энгельс отмечали, что `:экономическое
положение - это базис, но на ход исторической
борьбы также оказывают влияние и во многих
случаях определяют преимущественную
форму ее различные моменты надстройки.
Интересных взглядов на роль культурных
факторов в хозяйственной жизни общества
придерживались Т. Мальтус, Ж.Б. Сэй, С.
Сисмонди, Дж. Милль.
Р. Барр пишет, что экономическая наука
прошла в своем развитии путь от механистического
подхода (все, что субъективно, должно
быть выброшено из экономического анализа),
от органической концепции (здесь проводилась
параллель между экономикой и биологическим
организмом) к экономике, ориентированной
на человека. Это предполагает восприятие
экономики как совокупности людей во всем
их индивидуальном многообразии . Он также
считает, что современная экономическая
наука `:является в двояком смысле гуманитарной
наукой: с одной стороны, она говорит об
отношениях человека с вещами и с другими
людьми; с другой стороны, чтобы выполнить
свою разъяснительную задачу, она должна
постичь человеческую деятельность во
всем ее разнообразии и богатстве`. Таким
образом, подчеркивается несомненная
значимость изучения культурных факторов
и их роли в хозяйственных процессах на
современном этапе развития экономической
науки.
По нашему мнению, во всех ключевых направлениях
современной экономической науки существуют
теоретические заделы, касающиеся вопросов
взаимодействия экономики и культуры.
Это относится и к общей экономической
теории, и к прикладным экономическим
дисциплинам, и к отраслевым наукам. Гармоничный
синтез знаний из всех указанных направлений
позволяет наметить теоретические контуры
экономической концепции культуры.
При изучении культуры в рамках экономической
науки ключевой проблемой выступает определение
понятия культуры (или, иначе, культурных
факторов).
В широком смысле под культурными факторами
в экономической науке понимаются разделяемые
людьми смыслы, ценности, нормы и экспрессивные
символы.
В узком значении под культурой можно
понимать общественные нормы и индивидуальные
убеждения, которые позволяют достигать
определенного равновесия во взаимодействиях
между людьми - равновесия Нэша .
Некоторые исследователи лаконично определяют
культуру как социально разделенное знание.