Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии".
В последнее время, как утверждают современные социологи, появилась новая форма массовой культуры — экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
В результате развития информационных технологий происходят качественные преобразования всех сфер общественной жизни, в том числе и в культуре. Культуру нового общества О.Тоффлер назвал блип-культурой, которая является средством передачи и приема какой-либо информации (например, двадцатистраничный пересказ романа Л.Толстого «Война и мир»).
Для социологического изучения культуры важно рассмотреть понятие субкультуры. В противоположность доминирующей культуре, принимаемой и разделяемой большинством членов общества, субкультура представляет собой систему ценностей, стилей жизни, групповых норм, стереотипов поведения, создаваемых социальной группой. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, который может принимать форму жаргона, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды и прически, но не противостоит ей. Наличие субкультур — показатель многообразия культуры общества, ее способности к адаптации, развитию. Существуют молодежная, воинская, врачебная, студенческая, крестьянская, казачья субкультуры.
Контркультура — это такая система ценностей, норм, стандартов поведения определенной социальной группы, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт.
Даже беглое соприкосновение
с двумя или несколькими
Американский антрополог Ф.Бок ввел в оборот и обосновал понятие «культурный шок», которое получило широкое распространение, выйдя за пределы социальных наук и войдя в повседневный лексикон образованных людей. Культурный шок — это реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе, в чужой культурной среде и испытывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.
Тема 4. Личность
1.Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль.
2. Социализация личности
1. Социальные качества личности, социальный статус и социальная роль
Понятие личность употребляется для того, чтобы сделать акцент на социальной сути человека и индивида. Личностью не рождаются, а становятся в обществе в ходе взаимодействий с другими людьми посредством приобретения различных социальных качеств. Таким образом, личность – это социальная характеристика человека и индивида, которая базируется и взаимосвязана с его биологическими и генетическими задатками.
Личность можно определить как относительно устойчивую систему социальных качеств, приобретаемых и развиваемых в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе.
Важнейшие социальные качества личности: самосознание, самооценка, социальная идентификация, активность, интересы, убеждения, цели жизни. Самосознание — свойственная только человеку способность осознавать себя в системе общественных отношений. Социальная идентификация — результат сознательного и эмоционального самоотождествления себя с другими людьми с другой общностью; активность — способность производить социально значимые действия, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми; интересы - постоянный источник деятельности, основанный на потребностях; убеждения — социально-психологические оценки и восприятия окружающего мира, они бывают нравственные, идеологические, научные, религиозные и т.д. Наличие целей жизни и стремление их реализовать — это важнейшая характеристика сформировавшейся личности. Цели жизни дифференцируются на четыре основные группы: 1) материальные блага; 2) знания и творчество; 3) власть, престиж, авторитет; 4) духовное совершенство.
Личность может быть рассмотрена как результат от множества моделей поведения, которые свойственны любому индивиду в той или иной социальной группе и обществе в целом. Модель поведения, называемая социальная роль, присуща тому или иному индивиду в соответствии с его социальным статусом, т.е. положением в обществе, социальной группе. Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Поэтому социологи используют понятие – статусный набор, т.е. совокупность всех социальных статусов данной личности. Но чаще всего только один статус определяет положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный (интегральный) статус обусловлен должностью (например, ректор, экономист и т.д.). Совокупность ролей, вытекающих из данного статусного набора, называется ролевым набором.
Социальная роль содержит в себе два основных элемента: ролевые ожидания — то, что ждут от той, или иной роли, и ролевое поведение — то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Любая социальная роль, по мнению Толкотта Парсонса, может быть описана с помощью пяти основных характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация и мотивация.
Социологи отмечают ту принципиальную роль, которую играют в поведении личности интересы. В свою очередь интересы личности основаны на потребностях. Потребность можно определить как нужду, необходимость человека в чем-либо. Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их полного состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. В настоящее время в науке существует множество классификации потребностей. В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Д. Макклелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека. Например, потребность в достижении, согласно Макклелланду, обозначает состязание с некоторыми эталонами совершенства, стремление превзойти их.
Наиболее известной является классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Он выделял пять групп потребностей: 1) физиологические (жизнедеятельности), 2) безопасности, 3) причастности и принадлежности (к коллективу, обществу), 4) признания (уважения и любви), 5) самоактуализации ( самореализации, самовыражения). По мнению Маслоу, потребности первых двух групп врожденные, т.е. биологические, а с – третьей группы начинаются потребности приобретенные, т.е. социальные. Поведением человека движет не сама потребность, а, прежде всего, степень ее неудовлетворенности. Истинной сути человека, глубинному смыслу его жизни в наибольшей степени соответствуют социальные потребности, основная среди которых – потребность в самореализации. Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Она объективно предопределена, прежде всего, тем, что условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Когда потребности определенной группы удовлетворены, они перестают быть актуальными и направлять активность человека и мотивируется переход к следующей более высокой группе потребностей. Однако эту зависимость не следует абсолютизировать. Не всегда потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей. Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех.
Можно выделить три основных уровня удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) нормальный, 3) уровень роскоши. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека. Нормальный уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования становится самоцелью и (или) средством демонстрации высокого социального статуса. После достижения нормального (базового) уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни. В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после удовлетворения базовых потребностей будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других — к духовному совершенствованию и т.д. Структура потребностей может меняться у одного и того же человека на протяжении различных периодов его жизни.
2. Социализация личности
Анализируя возникновение и развитие личностных черт, можно выделить факторы, оказывающие влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Поэтому огромное значение в формировании личности играет так называемый процесс социализации личности.
Понятие социализация объясняет то, каким образом человек из биологического и генетического существа превращается в существо культурное – социальное. Социализация личности — непрерывный, начинающийся с младенчества и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения, накопления и воспроизводства социального опыта, т.е. социальных ролей, установок, социальных норм, ценностей, знаний и т.д.
Различаются две основные формы социализации — направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации — это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). В результате стихийной социализации социальный опыт усваивается и накапливается без специальных воздействий окружающих людей направленных на формирование нужных качеств. Человек сам как «губка» сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации — это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами.
Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация, занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст.
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1) социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентаци; 2) взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их; 3) социализация взрослых часто предполагает более гибкое, вариативное освоение социального опыта, т.е. у взрослых есть понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета»; 4) социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Социализация включает в себя пять основных этапов: младенчество, детство, юность, зрелость, старость.
Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве – 1) игра, в первую очередь ролевая игра, которая представляет собой эмоционально-образное воссоздание поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме; 2) обучение и познание мира, которое происходит в основном с помощью учителей и учебников. В юности доминирующая роль в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря её включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить.
В повседневной жизни нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями «опережающая» и «запаздывающая» социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии).