Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии".
А.М. Гульник, А. А. Злотников
Социология. Краткий курс лекций
Впервые слово «социология», обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом. О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике.
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений.
На развитие социологии, как современной науки об обществе, оказали и продолжают оказывать влияние множество гениальных мыслителей прошлого и настоящего. Среди них следует особенно выделить: немцев – Карла Маркса, Макса Вебера и Никласа Лумана, французов – Эмиля Дюркгейма, Алена Турена и Пьера Бурдье, американцев – Роберта Мертона, Толкотта Парсонса, россиян — Питирима Сорокина и Михаила Ковалевского, англичан – Герберта Спенсера и Энтони Гидденса, а также многих других.
В настоящее время социологию особенно интересует социальная жизнь в современном мире, стремительные перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два столетия.
Социология изучает социальную структуру общества и процессы, происходящие в обществе, а также взаимное влияние личностей, социальных групп на структуру и процессы в обществе. По мнению российского ученого С.С. Фролова, социология — это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.
Значительная часть социологической науки включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности. На этом уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: историей, политологией, психологией, социальной психологией, антропологией, экономикой и особенно с философией, поскольку философское знание составляет основу научной картины мира в целом. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, — общесоциологическими.
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Поэтому социология основывается также и на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов) на эмпирическом уровне.
Промежуточное положение между фундаментальными теориями общесоциологического уровня и эмпирическим обобщением первичной социологической информации занимают теории среднего уровня (специальные социологические теории). Их можно разделить на три группы теорий: социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения), социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса) и специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы).
Таким образом, теоретическое социологическое знание ограничено построением теорий — общих и специальных. Отличительная черта любого теоретического исследования — способность предсказывать события, поэтому выделяют три основные познавательные функции научной теории — описание, объяснение и предсказание. В тоже время эмпирические и прикладные исследования, как правило, завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением. Прикладные исследования — это исследования местных событий. Цель прикладного исследования — не описания социальной реальности, а ее изменение. Эмпирическое исследование в основном нацелено на приращение социологического знания.
Кроме трех уровней в социологии выделяется две основные области изучения социума: макро и микро. Общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, поэтому макросоциологическая область предполагает исследование взаимодействия между собой крупных социальных структур. Базовые понятия этого уровня — общество, социальная система, социальный институт, класс, страта, власть и т.п. Микросоциология это — исследование особенностей межличностных взаимодействий, т.е. взаимодействий людей друг с другом, иногда в группах, иногда в парах, в различных жизненных ситуациях. Базовые понятия этого уровня — социальная группа, групповая динамика, лидерство, социальное действие, социальное взаимодействие и т.п.
В современном обществе действия и взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, и деятельность социальных институтов становятся в значительной степени однонаправленными и более стандартизированными. Это предопределяет повторяемость моделей поведения людей и в некоторой степени предсказуемость их стремлений, установок. Поэтому, жизнь и деятельность людей в обществе - подвержены действию объективных, т.е. не зависящих от их воли и сознания закономерностей – социальных законов.
Социология дает уникальные возможности получать разнообразные сведения о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и об обществах, которые находятся в другом пространстве и времени. В то же время многие люди в повседневной жизни руководствуется не научными знаниями, а здравым смыслом, люди привыкли думать, что хорошо понимают причины своих поступков и – происходящих в обществе процессов и изменений. Однако существуют определенные границы подобного знания, и одна из главных задач социологии — показать это. Поэтому социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления. Хотя многое из того, что относится к здравому смыслу — основано на работах социологов и других ученых.
Таким образом, современная
социология – это самостоятельная
наука о закономерностях
Социологическое исследование направлено на поиски объяснения человеческого поведения под влиянием социальных факторов, и, следовательно, ориентировано на поиск некоторой закономерности, обладающей большей или меньшей степенью общности, но всегда требующей эмпирического (т.е. опытного, фактического) подтверждения и критического сопоставления с другими альтернативными гипотезами. Источником таких гипотез могут быть и сложившиеся научные концепции, и реже обыденное знание.
Социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных процедур, направленных на получение достоверных данных об изучаемом явлении, процессе.
Всякое исследование начинается с исследовательской проблемы. Иногда это может быть незнание каких-то фактов, а иногда пробел в нашем понимании. Исследования, в зависимости от глубины познания проблемы, могут быть описательными и аналитическими, пилотажными. Описательное исследование лишь отвечает на вопрос: что здесь происходит? Исследование, связанное с поиском причинно-следственных связей – аналитическое может приблизить нас к пониманию и объяснить, почему события происходят именно так. Пилотажное исследование является пробным, в его ходе проверяются (на небольшом массиве людей 50-100 человек) все элементы будущего основного исследования. Например, если исследование предполагается проводить методом опроса, то при пилотаже разведывается качество составленного опросника.
Кроме того, социологические исследования могут быть повторными и точечными (разовыми); эмпирическими и прикладными; сплошными и выборочными.
При проведении социологических исследований широкое распространение получил выборочный метод. Поэтому множество исследований (анкетных опросов, наблюдений, экспериментов и т.д.) являются выборочными. Социологи считают, что нет, например, необходимости, изучая отношение населения того или иного города к исследуемым проблемам, опрашивать всех жителей этого населенного пункта. Достаточно опросить часть — выборку, но эта часть должно быть подобна целому (по полу, возрасту, образованию, социальному положению и другим параметрам, важным для исследуемой проблемы). Выборка исследования — это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет собой уменьшенную копию (модель) объекта исследования (генеральной совокупности).
Если генеральная совокупность — это множество (совокупность) всех элементов объектов исследования, ограниченных естественными территориально-временными рамками и программой исследования, то выборочная совокупность — это часть элементов, извлеченная определенным образом из целого и предназначенная для непосредственного изучения. Для составления выборки используют данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой фирмы и т.д. Основным требованием, предъявляемым к любой выборке, является ее репрезентативность, то есть способность выборочной совокупности отражать основные характеристики генеральной совокупности.
Эмпирические и прикладные исследования — разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить:
1) приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то специальную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, а предназначены для решения конкретных социальных проблем, возникающих в повседневной жизни в трудовых коллективах, группах людей. Они используют специальные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту;
2) репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным оно проводится на одном объекте.
Социологическое исследование, как и любая другая деятельность, планируется – программируется. Теоретическая часть программы социологического исследования, как уже отмечалось, начинается с выделения предварительного анализа проблемы. Проблема исследования - это сформулированная в теоретических понятиях проблемная ситуация (противоречие) в функционировании социального объекта. Затем выделяется объект и предмет исследования, выдвигается цель исследования, которая конкретизируется задачами. Важнейшими элементами программы являются гипотезы исследования и логический анализ основных понятий. Гипотезы исследования — это предположения о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами. Гипотеза — это предположение по поводу того, какие отношения существуют между явлениями, интересующими исследователя. В эффективном исследовании гипотеза должна формулироваться так, чтобы полученный фактический материал давал возможность ее проверить, т.е. подтвердить либо опровергнуть. Анализ понятий - процедура определения содержания понятийного аппарата, применяемого в исследовании. Конечная цель этой процедуры – расчленение, разделение основного понятия (понятий) на составляющие элементы, которые доступны непосредственному измерению путем опроса, наблюдения и т.д.
Программа исследования составляется на предварительном этапе, за которым следует этап сбора информации, а затем этап обработки информации, и заключительный – анализа информации и подведения итогов.
1. Опросные методы
2. Наблюдение и эксперимент
3. Анализ документов
1. Опросные методы
В социологии применяются следующие основные методы сбора информации: опрос, наблюдение, эксперимент и анализ документов.
В основе опросных методов – совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и создают для исследователя необходимую информацию. По характеру взаимодействия социолога и респондента выделяют два основных вида опроса: анкетный опрос и интервью. При анкетировании опрос респондента исключает непосредственное общение с социологом.
Наибольшее распространение получил анкетный опрос, что объясняется следующими его основными достоинствами: 1) быстрота сбора информации; 2) возможность охвата очень большего числа респондентов; 3) соблюдение принципа анонимности; 4) возможность использования при анализе и обработке современных компьютерных технологий; 5) возможность лучше исследовать сложные проблемы (например, моральные, мнения о руководителях и т.д.); 6) возможность получить информацию, не всегда доступную прямому наблюдению или отражению в документальных источниках; 7) отсутствие смещения информации под влиянием лица, проводящего опрос. К недостаткам анкетного опроса можно отнести следующие: 1) теряется контроль над процессом сбора информации (например, уклонение от ответов, недобросовестные анкетеры); 2) не дается информация о самой социальной действительности, а происходит ее отражение; 3) меньший объем получаемой информации; 4) невозможность выяснить причину противоречивых ответов; 5) собранный материал может оказаться поверхностным; если опросники жестко стандартизированы, то важные различия точек зрения респондентов могут быть искусственно сглажены; 6) ответы могут содержать то, что люди говорят о своих убеждениях, а не то, что они думают на самом деле.
Особенность процесса интервью состоит в том, что интервьюер и респондент общаются лицом к лицу и беседу ведут с глаза на глаз. Особое психическое состояние каждого участника интервью накладывает отпечаток на содержание беседы. Интервью может быть стандартизированное и фокусированное. Стандартизированное – задаваемые вопросы имеют открытый или закрытый характер, строго определяющего порядок и формулировку вопросов. Фокусированное – используется как путеводитель с перечнем как строго необходимых, так и возможных (в зависимости от ответов респондентов) вариантов.