Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:39, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по "Социологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_sotsialogia.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

На мысли, чувства и  в большей степени на поведение  человека оказывает влияние также его вовлеченность в общественную жизнь, которая  проявляется в членстве во многих первичных групп (семья,  класс, студенческая группа, трудовой коллектив и т.д.). Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом. Важным условием членства в группе служит то обстоятельство, что человек должен разделять определенный минимум принятых данной группой формальных или неформальных норм. Любое несоблюдение установленных норм может немедленно привести к осуждению поведения группой. Групповое давление  зависит от многих факторов, и прежде всего от статуса нарушителя норм. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одной из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм.

Социальный контроль через принуждение основан на страхе человека перед формально  установленным наказанием за нарушение  установленных норм. Развитие кодекса  формальных норм, требующих от членов общества должного поведения, процесс, обусловленный усложнением социальной структуры.

Элементами социального  контроля являются нормы и санкции.

Социальная  норма — существующее в данном обществе и принятое индивидом правило  поведения, определяющее интервал допустимых действий в определенной ситуации. Социальные нормы различаются масштабом. Одни  нормы  возникают и существуют только в малых группах (компаниях друзей, рабочих  коллективах, семьях, спортивных командах). Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются общими правилами, а не групповыми привычками. К общим правилам относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, присущие  определенной социальной группе. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Выполнение социальных норм ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.

Санкции — система  поощрений и наказаний, связанных  с выполнением (или невыполнением) социальных норм. Санкции бывают: формальные и неформальные, позитивные и негативные.

Позитивные  формальные санкции — публичное  одобрение со стороны официальных  организаций (правительства, учреждений). Например, правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее. Позитивные неформальные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка.

Негативные  формальные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями. Например, лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, конфискация имущества. Негативные неформальные санкции — наказания, не  предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями. Например, порицание, замечание,  насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение  людей контролируют другие  люди  на основе норм, которые, как ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает  поведение  людей предсказуемым. Санкции также предсказуемы и общеприняты.  Известно, что за выдающееся научное открытие ожидает официальная награда, а за тяжкое преступление — тюремное заключение.

Таким образом, нормы и санкции соединены  в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая его санкция, то  она перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, перестает быть элементом социального контроля.

К институтам социального  контроля относятся семья, школы, психиатрические учреждения, тюрьмы, общественное мнение, уголовное право, милиция, суд и т.д. Они контролируют поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений.

Формы социального  контроля: внутренний (самоконтроль) и внешний, формальный и неформальный. Источником формального контроля являются официальные организации. Источником неформального контроля выступают неформальные группы.

Внешний контроль осуществляется прежде всего через  механизмы группового давления, административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия.

Однако индивид  может и сам  эффективно контролировать свои мысли, чувства и  действия в  соответствии с нормами на основе собственных убеждений. Внутренний социальный контроль — вид социального контроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, усвоенные индивидом в процессе социализации. Применение санкций человеком к самому себе называется еще и самоконтролем. Именно совесть является проявлением внутреннего контроля.

 

2. Девиантное  поведение и  его виды

Девиацию (отклонение) можно определить как любые поступки или действия, несоответствующие нормам, принятым значительной частью людей в группе или обществе. Также под девиантным поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, хулиганство футбольных болельщиков и т.д.). Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируют в различных обществах и даже субкультурах.

Социальные отклонения могут иметь  положительное и негативное значения для общества. Позитивные отклонения служат средством прогрессивного развития общества (например, социальное творчество). Такие отклонения от норм считаются культурно одобряемыми.  Существует целый ряд причин, которые приводят людей не просто к нарушению норм, а  к их совершенствованию, улучшению. Это — сверхинтеллектуальность, сверхмотивация, исключительные личные качества. Поэтому большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Негативные, культурно осуждаемые отклонения — это социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

В социологии различают первичную  и вторичную девиации.  Первичная  девиация — отклонение в поведении, нарушающее социальные нормы, но, как  правило, проходящее незамеченным агентами социального контроля. Вторичная  девиация — отклонение в поведении, вырабатывающееся у индивида в ответ на реакции других индивидов на его поступки.

Существует два типа девиантов:

Ингрупповой девиант — человек, проявляющий девиантность по отношению к конкретной группе, а не просто к социальным нормам. На таком человеке часто фокусируется внимание, он объединяет людей вокруг себя (например, деревенский дурачок, взводный клоун, толстяк в дружеской компании).

Социальные  девианты (проститутки, наркоманы, правонарушители, представители богемы, аферисты, карточные шулеры, сутенеры) представляет собой коллективное отрицание социального порядка.

Различают следующие  основные типы отрицательного отклоняющегося поведения: деструктивное, асоциальное и делинквентное поведение.

Деструктивное поведение причиняет вред самой личности и не соответствует общепринятым социально-нравственным нормам (мазохизм).

Асоциальное поведение причиняет вред личности и социальным общностям и проявляется в алкоголизме, наркомании, бродяжничестве.

Крайней формой отрицательных отклонений является преступное поведение (делинквентное). Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм, выражается в нарушении трудовой и воинской дисциплины, в воровстве, грабежах, изнасиловании, убийствах и других преступлениях. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Девиация выполняет  противоречивые функции по отношению  к культуре и обществу потому что, с одной стороны, представляет угрозу порядку, стабильности и устойчивости  общества, с другой - поддерживают эту стабильность через адаптацию к социальным изменениям. Успешная деятельность социальных структур эффективна тогда, когда порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать, какого поведения он может ожидать от окружающих, какого поведения окружающие ожидают от него самого, на основе  его социального статуса. Девиантное поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Порядок, культура и общество в целом разрушаются, когда люди утрачивают чувство ожидаемого поведения и отклонения становятся многочисленными, групповыми.  Это происходит в период отвержения людьми важнейших ценностей и когда нравственные нормы перестают контролировать поведение. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Однако с другой стороны, отклоняющееся поведение (особенно культурно одобряемое) является одним из способов адаптации культуры  к социальным переменам. Поскольку нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы неизменным. Демографические всплески, технологические новшества и техногенные катастрофы,  экологические проблемы, изменения физического окружения, информационные потоки и многое другое - все это может привести к необходимости принятия новых норм и адаптации к ним членов общества.

 

3. Основные подходы к объяснению  девиантного поведения.

Существуют различные теории объяснения отклоняющегося поведения, которые можно подразделить на психологические, биологические (или теории физических типов), социологические и другие концепции.

Биологические концепции (теории физических типов) девиации (Ч. Ломброзо, Э.Кретшмер, У.Шелдон) пытаются установить связь между физическими факторами и склонностью к преступлению. Основная предпосылка всех теорий типов состоит в том, что определенные физические черты предопределяют совершаемые личностью различные отклонения от норм. Авторы концепции считают, что некоторые люди плохи от рождения, имеют специфическое строение тела, врожденные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможность сдерживать низменные потребности. Итальянский врач Ломброзо считал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка, длинные руки и пониженная чувствительность к боли. Но ошибка Ч.Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками. У.Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди с сильным и стройным телом, склонные к беспокойству, активные и не очень чувствительные к боли.

 Психологические объяснения девиации связаны с анализом характера человека, проявляющего девиантное поведение. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее содержание. В этом случае может произойти отклонение от социальных норм, выработанных социальным окружением индивида.     

 Социологический подход к описанию причин девиаций учитывает социальные и структурные факторы отклоняющегося поведения. Впервые социологическое объяснение девиации нашло отражение в теории аномии, предложенной Э.Дюркгеймом. Аномия («номос» — норма, «а» — отрицание) — патология общественной жизни, рассогласованность ценностей, нравственных норм и идеалов, в результате чего происходит дезорганизация людей, — все это способствует девиантному поведению. По мнению Дюркгейма, у человека отсутствуют какие-либо «естественные» ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Американский социолог Р.Мертон считал, что причиной девиантного  поведения  является аномия — несогласованность между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей. Например, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь на основе одобряемых средств, они могут прибегнуть  ко многим незаконным способам достижения этой цели.

Одним из важнейших подходов к объяснению причин преступности является теория стигматизации. Сторонники  данной теории интерпретируют отклонения как процесс взаимодействия  между девиантами и людьми без отклонений. Стигматизация — это процесс выделения и «клеймения» человека на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения к нему общественных санкций, стереотипного набора социальных реакций. Термин «стигма» (клеймо, ярлык) указывает на постыдный статус индивида. В социальной основе стигматизации лежат сложившиеся в конкретном обществе исторические, религиозные и социальные предрассудки, которые сводятся, чаще всего, к представлениям об опасности и ущербности человека. Люди, имеющие более высокий социальный статус, представляющие силы закона и порядка, способные навязывать свои моральные установки другим, выступают основным источником  «наклеивания» ярлыков. Нередко, если внешний вид или поступки индивидов воспринимаются как девиантные, то окружающие люди стремятся как-то обозначить девиантность «нарушителей»: «наклеивают ярлык» (стигму), применяют разнообразные формы наказания. Человек, однажды заклейменный, вероятнее всего, в дальнейшем будет рассматриваться как не внушающий доверия. Попытки социального контроля над «нарушителями» могут привести к усилению проявлений девиантности.

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"