Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной

Содержание

Введение
3
1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

4
2. Межнациональные отношения в современной России.
9
3. Россия: национальный вопрос.
14
4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами.

22
Список литературы.
30

Вложенные файлы: 1 файл

История испр.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

 

Конфликты из-за раздела  союзного наследства в настоящее  время потенциально связаны с разногласиями по поводу квот на обладание бывшим союзным имуществом. Один из наиболее характерных примеров - отношения России и Украины по поводу Черноморского флота.

 

Третий тип конфликта - гражданская война. Предпосылки для ее вызревания в той или иной степени существуют практически в каждой республике.

2. Межнациональные отношения в современной России

 

В современной России по данным Всероссийской переписи населения

2010 г. выявлены 22 наиболее многочисленные национальности, превышающие 400 тыс. человек. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты. Лидерами по темпам прироста численности среди крупных этнических групп в России стали таджики. Их количество увеличилось с неполных 40 тыс. человек в 1989 г., 120 тыс. человек в 2002 г., до 200 тыс. человек в 2010 г. Основным фактором роста, безусловно, явилась миграция, вызванная экономическими трудностями на их родине.

Значительно возросло также  количество ингушей, лезгин, корейцев, кумыков, табасаранов, лакцев, балкарцев, карачаевцев, грузин.

Между тем, само содержание и характер межнациональных отношений  начиная с 90-х гг. XX в. по настоящее  время определяют факторы, связанные  с реформированием российского  общества, сложностями его перехода к рыночной экономике, неудовлетворенностью социально-профессиональных и национальных групп своим материальным положением, неверием населения в возможность его улучшения.

На этом фоне органы государственной  власти проводят работу, направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую Федерацию. Министерством регионального развития России совместно с комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами организована и проводится работа с общественными, национальными и религиозными объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере межнациональных отношений.

На уровне субъектов  Российской Федерации, определены органы исполнительной власти, курирующие взаимодействие с национальными общественными  и религиозными организациями, образованы совещательные консультативные органы при высших должностных лицах республик, краев и областей, объединяющие руководителей национальных общественных объединений и религиозных организаций, представителей научного сообщества. Деятельность этих органов связана с выработкой решений по проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений.

В регионах активизировалась работа с национально-культурными  обществами (НКО), Обладая высокой  мобильностью, инициативностью, осуществляя  повседневные контакты с представителями своих диаспор, представители НКО могут выполнять роль своеобразной "обратной связи": выявлять скрытые болевые точки и оперативно информировать правоохранительные органы и органы государственной власти о складывающихся негативных явлениях, что позволяет предупредить протестные, в том числе, силовые акции.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в обществе продолжает сохранятся высокий уровень  межнациональной конфликтности. Отмечается существенный рост числа межэтнических  и межконфессиональных конфликтов. Они дестабилизируют политические процессы в обществе, ведут к нарастанию социальной напряженности и конфронтации, угрожают безопасности, как отдельных граждан, так и государства. В большей степени эти негативные тенденции проявляются в регионах, испытывающих активный приток легальных и нелегальных мигрантов.

В частности, специфика  складывающейся в России и регионах ситуации такова, что население видит  в беженцах и переселенцах виновников своего ухудшающегося социально-экономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на которых они сами испытывают немалые трудности. Раздражающими факторами, особенно в отношении к жителям республик Закавказья, являются и этнокультурные различия - манера вести себя в общественных местах, неуважение к обычаям, традициям местного населения. Существуют и объективные причины этой неприязни - рост преступности на местах, вызванный вынужденной миграцией, передел сфер влияния, в том числе и экономического.

Серьезной угрозой межнациональных  отношений в Российской Федерации остаются попытки пересмотра существующих административных границ за счет взаимных национально-территориальных притязаний.

Помимо этого, по-прежнему достаточно острыми являются и проблемы, связанные с функционированием  радикальных религиозных течений.

Кроме того, существенную угрозу составляет конфликт правящих элит и народа в ряде республик  Российской Федерации, резкое социальное и этническое неравенство. Попытки  ухода из-под контроля федерального центра руководства ряда субъектов  Российской Федерации.

Особенно тревожит то обстоятельство, что более "взрывоопасной" становится область непосредственного  межнационального общения людей. О  неуважении к языку, культуре, обычаям  и традициям народов как о  причине межнациональной напряженности  в различных регионах говорят от 10 до 30 и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя "ущемленными" или "обиженными" в реализации национальных интересов кавказская группа национальностей и представители малочисленных народов Севера.

 

С точки зрения социологии в основе этнических конфликтов лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Урбанизация, образование, доступность информации порождают новые потребности, складываются новые ценности и представления, в частности о самодостаточности и важности большей самостоятельности. На определенном этапе происходят изменения потенциала этнических групп, растут претензии на повышение статуса, на место во власти. Однако социально-экономические возможности растут гораздо медленнее, чем потребности людей. Пока центральная власть сильна, ситуация долгое время может оставаться стабильной, но в периоды политических кризисов, потери легитимности власти (как было в СССР в 1991 г.) назревшие противоречия выливаются в открытые конфликты.

В России негативную роль сыграли несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастали в межэтнические конфликты, несправедливость административно-политической иерархии, нереализованные претензии национальных элит, неспособность политической системы разрешить имеющиеся противоречия.

По типам межнациональных  конфликтов можно выделить следующие:

 

    • Статусные конфликты, переросшие в борьбу за независимость (национальные движения в республиках Прибалтики, на Украине, в Армении и т.д.).

 

    • Статусные конфликты на почве борьбы за изменение статуса республики или его повышение (Татарстан, Казахстан, Тува).

 

    • Этнотерриториалъные конфликты - территориальные споры в значительной степени возникали как следствие реабилитации репрессированных народов, которые возвращались на родину.

 

    • Межгрупповые конфликты, часто связанные с дискриминационными мерами правительства или акциями национал-социалистов; затрагивают некоренное население, оставшееся на территории бывших республик СССР, в частности русское население в Прибалтике, Средней Азии.

 

 

Существуют следующие  формы межнациональных конфликтов:

 

    1. Региональные войны (Южная Осетия, Чечня и др.).
    2. Краткосрочные вооруженные столкновения (осетино-ингушское).
    3. Невооруженные конфликты (противоречия норм конституций, митинги, демонстрации).
    4. Идеологические (борьба идей; в этих конфликтах велика роль СМИ, политиков, художественной интеллигенции).

 

Опыт истории цивилизации  показывает, что национальные конфликты  можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

 

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть  или представляющее подстрекательство  к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.

Законы России предусматривают  уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

3. Россия: национальный  вопрос.

Для России –  с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.

Мы видим, что происходит в мире, какие здесь  копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической  и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества.

Колоссальные  миграционные потоки – а есть все  основания полагать, что они будут  усиливаться, – уже называют новым  «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности.

С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня – друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп.

«Плавильный котел» ассимиляции барахлит и чадит  – и не способен «переварить» все  возрастающий масштабный миграционный поток. Отражением этого в политике стал «мультикультурализм», отрицающий интеграцию через ассимиляцию. Он возводит в абсолют «право меньшинства на отличие» и при этом недостаточно уравновешивает это право – гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом.

Во многих странах складываются замкнутые национально-религиозные общины, которые не только ассимилироваться, но даже и адаптироваться отказываются. Известны кварталы и целые города, где уже поколения приезжих живут на социальные пособия и не говорят на языке страны пребывания. Ответная реакция на такую модель поведения – рост ксенофобии среди местного коренного населения, попытка жестко защитить свои интересы, рабочие места, социальные блага – от «чужеродных конкурентов». Люди шокированы агрессивным давлением на свои традиции, привычный жизненный уклад и всерьез опасаются угрозы утратить национально-государственную идентичность.

Вполне респектабельные  европейские политики начинают говорить о провале «мультикультурного проекта». Чтобы сохранить свои позиции, эксплуатируют  «национальную карту» – переходят на поле тех, кого ранее сами считали маргиналами и радикалами. Крайние силы, в свою очередь, резко набирают вес, всерьез претендуя на государственную власть. По сути, предлагается вести речь о принуждении к ассимиляции – на фоне «закрытости» и резкого ужесточения миграционных режимов. Носители другой культуры должны либо «раствориться в большинстве», либо остаться обособленным национальным меньшинством – пусть даже обеспеченным разнообразными правами и гарантиями. А фактически – оказаться отлученным от возможности успешной карьеры. Прямо скажу – от гражданина, поставленного в такие условия, трудно ожидать лояльности по отношению к своей стране.

За «провалом мультикультурного  проекта» стоит кризис самой модели «национального государства» – государства, исторически строившегося исключительно на основе этнической идентичности. И это – серьезный вызов, с которым придется столкнуться и Европе, и многим другим регионам мира.

Россия как «историческое  государство»

При всей внешней схожести ситуация у нас – принципиально иная. Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке. С неизбежно последовавшей за этим деградацией государственных, социальных и экономических институтов. С громадным разрывом в развитии на постсоветском пространстве.

Информация о работе Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития