Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм.
Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной

Содержание

Введение
3
1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

4
2. Межнациональные отношения в современной России.
9
3. Россия: национальный вопрос.
14
4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами.

22
Список литературы.
30

Вложенные файлы: 1 файл

История испр.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Однако нет  никаких объективных препятствий  для того, чтобы реализовать эту  логику у нас, на нашем историческом пространстве. И одна из важнейших  задач евразийской интеграции –  создать для народов, миллионов  людей на этом пространстве возможность достойно жить и развиваться.

Мы понимаем, что не от хорошей жизни люди уезжают  за тридевять земель и зачастую далеко не в цивилизованных условиях зарабатывают себе и своей семье возможность  человеческого существования.

С этой точки зрения задачи, которые мы ставим и внутри страны (создание новой экономики с эффективной занятостью, воссоздание профессиональных сообществ, равномерное развитие производительных сил и социальной инфраструктуры на всей территории страны), и задачи евразийской интеграции – это ключевой инструмент, благодаря которому можно ввести миграционные потоки в нормальное русло.

 

4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами

 

При этом само по себе принятие законодательных актов является необходимым, но далеко не достаточным условием противодействия этноконфессиональному экстремизму. Тем более, что антиэкстремистское законодательство в России, несмотря на систематические изменения, далеко не совершенно.

Совершенствование законодательства является основой государственной политики по противодействию экстремизму. Вместе с тем, данное законодательство не будет работать, если оно не будет подкреплено эффективной реализацией его на практике. Речь в данном случае идет о комплексе мер, прежде всего, политического и административного характера, направленных на предупреждение и пресечение экстремистской деятельности.

С распадом СССР раскрепощенное демократической стихией национальное самосознание не направлялось в созидательное  русло. Отсутствие четких приоритетов политики будоражило людей, толкало их на принятие самостоятельных решений. Государственное управление этой социальной сферы сводилось к заигрыванию с разного рода национал-экстремистами. Федеральные органы власти не располагали необходимым потенциалом влияния на национальные процессы и проявили полную беспомощность в защите прав человека. Как федеральная так и региональная власть долго не могла предложить приемлемых вариантов демократического развития народов и территорий, заявить о своей программе действий, которая отвечала бы интересам каждого этноса и перспективам их развития в едином государстве. В 1996 году на решение этих вопросов была направлена Концепция государственной национальной политики .

 

Исходя из Конституции  РФ и признанных Россией норм международного права, в Концепции были сформулированы основные принципы национальной политики:

  • Равенство прав и свобод человека независимо от национальности, языка и культуры;
  • Признание общепринятых принципов равноправия и самоопределения народов при безусловном сохранении исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;
  • Гарантия прав малочисленных народов и национальных меньшинств;
  • Право каждого гражданина свободно определять свою национальную принадлежность;
  • Содействие со стороны государства развитию национальных культур и языков;
  • Запрещение любых форм ограничения прав граждан по национальному признаку, а также действий, направленных на разжигание национальной розни;
  • Защита прав граждан России, этнических россиян в других странах. 
  • На основе этих принципов строится программа развития национальных и федеративных отношений, разрабатываются и принимаются соответствующие законодательные акты как на федеральном, так и на региональном уровне.
  • В плане реализации Концепции государственной национальной политики важно предусмотреть следующие направления:
  • Первоочередные общеполитические меры по реализации Концепции;
  • Подготовка законодательных и иных нормативных актов по совершенствованию федеративного устройства и гармонизации федеративных и национальных отношений;
  • Разработка и реализация программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов России;
  • Научно-аналитическое обспечение государственной национальной политики;
  • Информационно-пропагандистское обеспечение реализации Концепции;
  • Кадровое обеспечение.

 

Основные цели государственной  национальной политики Российской Федерации  состоят в обеспечении условий  для полноправного социального  и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом стоят следующие  неотложные задачи:

 

1) в политической и  государственно-правовой сфере:

    • формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;
    • создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;
    • объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;
    • обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
    • выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;
    • разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;
    • обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;
    • решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;

 

2) в социально-экономической  сфере:

    • реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
    • выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
    • рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;
    • осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;
    • развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;
    • содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

 

3) в духовной сфере:

    • формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
    • сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
    • обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
    • укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
    • учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

 

4) в области внешней  политики:

    • содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;
    • совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содружества Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях;
    • реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;
    • заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима, выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
    • сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.

 

При решении межнациональных  конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов: признание прав и свобод человека важнейшей ценностью, отказ от насилия и принуждения, поиск согласия на основе консенсуса, готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями и этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Стратегия национальной политики РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. В многонациональной России стратегической, программной целью являются укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности - россияне. Актуальными задачами национальной политики ближайшего периода являются урегулирование межнациональных конфликтов, снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Основные концептуальные положения национальной политики в РФ - равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к этнонационализму, политическое и моральное осуждение людей, стремящихся достигнуть благополучия своего народа путем ущемления интересов других народов. Культура межнационального общения должна закладываться в семье как первичной социальной общности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кравченко А.И. - Социология. Учебник для вузов   - СПб., 2009
  2. Президент Росии. . [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/news/17536
  3. Е.Л.Рябова. Дискуссия о стратегии межнационльных отношений// Журнал "Этносоциум и межнациональная культура" - М.,2012 -  № 53
  4. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003
  5. Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001
  6. Всероссийская перепись населения 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform. php
  7. Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001
  8. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе. // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб, 2004. - № 1
  9. Конституция РФ. М., 1993
  10. Стратегия национальной политики Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс] URL:http://www.minnac.ru/res_ru/0_hfile_1118_1.pdf

Информация о работе Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития