Межнациональные отношения в России на современном этапе: достижения, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:24, контрольная работа
Краткое описание
Нынешняя ситуация в Российской Федерации в некоторой степени схожа с ситуацией в СССР: кризисные явления в экономической сфере, нерешённые внутренние проблемы сепаратизма и национализма, к тому же добавилась такая сложная проблема как терроризм. Во времена СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной
Содержание
Введение 3 1. Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР
4 2. Межнациональные отношения в современной России. 9 3. Россия: национальный вопрос. 14 4. Регулирование межнациональных отношений нормативно-правовыми основами.
Продекларировав
20 лет назад суверенитет, тогдашние
депутаты РСФСР в запале борьбы с
«союзным центром» запустили процесс
строительства «национальных государств», причем даже
внутри самой Российской Федерации. «Союзный
центр», в свою очередь, пытаясь давить
на оппонентов, начал вести закулисную
игру с российскими автономиями, обещая
им повышение «национально-государственного
статуса». Сейчас участники этих процессов
перекладывают вину друг на друга. Но очевидно
одно – их действия в равной степени и
неизбежно вели к развалу и сепаратизму.
И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности,
ни политической воли – чтобы последовательно
и настойчиво отстаивать территориальную
целостность Родины.
То, в чем,
возможно, не отдавали себе отчет инициаторы
«затей с суверенитетами», – все
остальные, в том числе и за
рубежами нашего государства, – поняли
очень четко и быстро. И последствия не
заставили себя ждать.
С распадом страны
мы оказались на грани, а в отдельных
известных регионах – и за гранью
гражданской войны, причем именно на
этнической почве. Огромным напряжением
сил, большими жертвами эти очаги
нам удалось погасить. Но это, конечно,
не означает, что проблема снята.
Однако даже
в тот момент, когда государство
как институт критически ослабело,
Россия не исчезла. Произошло то, о
чем Василий Ключевский говорил
применительно к первой русской
Смуте: «Когда надломились политические скрепы
общественного порядка, страна была спасена
нравственной волей народа».
И, кстати, наш
праздник 4 ноября – День народного
единства, который некоторые поверхностно
называют «днем победы над поляками»,
на самом деле – это «день победы над собой», над внутренней
враждой и распрями, когда сословия, народности
осознали себя единой общностью – одним
народом. Мы по праву можем считать этот
праздник днем рождения нашей гражданской
нации.
Историческая
Россия – не этническое государство
и не американский «плавильный
котел», где, в общем-то, все так или иначе
– мигранты. Россия возникла и веками
развивалась как многонациональное государство.
Государство, в котором постоянно шел
процесс взаимного привыкания, взаимного
проникновения, смешивания народов на
семейном, на дружеском, на служебном уровне.
Сотен этносов, живущих на своей земле
вместе и рядом с русскими. Освоение огромных
территорий, наполнявшее всю историю России,
было совместным делом многих народов.
Достаточно сказать, что этнические украинцы
живут на пространстве от Карпат до Камчатки.
Как и этнические татары, евреи, белорусы…
В одном из
самых ранних русских философско-религиозных
трудов «Слово о законе и благодати»
отвергается сама теория «избранного
народа» и проповедуется идея
равенства перед Богом. А в «Повести
временных лет» так описан многонациональный
характер древнерусского государства:
«Вот только кто по-славянски говорит
на Руси: поляне, древляне, новгородцы,
полочане, дреговичи, северяне, бужане…
А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома,
черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва,
корсь, нарова, ливы – эти говорят на своих
языках…»
Именно об
этом особом характере русской государственности
писал Иван Ильин: «Не искоренить,
не подавить, не поработить чужую кровь,
не задушить иноплеменную и инославную
жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину…
всех соблюсти, всех примирить, всем дать
молиться по-своему, трудиться по-своему
и лучших отовсюду вовлечь в государственное
и культурное строительство».
Стержень, скрепляющая
ткань этой уникальной цивилизации
– русский народ, русская культура. Вот
как раз этот стержень разного рода провокаторы
и наши противники всеми силами будут
пытаться вырвать из России – под насквозь
фальшивые разговоры о праве русских на
самоопределение, о «расовой чистоте»,
о необходимости «завершить дело 1991 года
и окончательно разрушить империю, сидящую
на шее у русского народа». Чтобы в конечном
счете – заставить людей своими руками
уничтожать собственную Родину.
Глубоко убежден,
попытки проповедовать идеи построения русского «национального»,
моноэтнического государства противоречат
всей нашей тысячелетней истории. Более
того, это кратчайший путь к уничтожению
русского народа и русской государственности.
Да и любой дееспособной, суверенной государственности
на нашей земле.
Когда начинают
кричать: «Хватит кормить Кавказ»,
– ждите, завтра неизбежно последует
призыв: «Хватит кормить Сибирь,
Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье…».
Именно по таким рецептам действовали
те, кто привел к распаду Советский
Союз. Что касается пресловутого
национального самоопределения, которым,
борясь за власть и геополитические дивиденды,
не раз спекулировали политики самых разных
направлений – от Владимира Ленина до
Вудро Вильсона, – то русский народ давно
самоопределился. Самоопределение русского
народа – это полиэтническая цивилизация,
скрепленная русским культурным ядром.
И этот выбор русский народ подтверждал
раз за разом – и не на плебисцитах и референдумах,
а кровью. Всей своей тысячелетней историей.
Национальная
политика и роль сильных институтов
Системные проблемы
общества очень часто находят
выход именно в форме межнациональной
напряженности. Нужно всегда помнить,
что существует прямая зависимость
между нерешенными социально-экономическими
проблемами, пороками правоохранительной системы, неэффективностью
власти, коррупцией и конфликтами на национальной
почве. Если посмотреть на историю всех
недавних межнациональных эксцессов –
практически везде мы обнаружим этот «спусковой
крючок»: Кондапога, Манежная площадь,
Сагра. Везде обостренная реакция на отсутствие
справедливости, на безответственность
и бездействие отдельных представителей
государства, неверие в равенство перед
законом и неотвратимость наказания для
преступника, убеждение, что все куплено
и правды нет.
Когда речь заходит о том, что в России,
а в особенности на исторических русских
территориях, ущемляются права русских,
это говорит о том, что государственные
структуры не выполняют своих прямых задач
– не защищают жизнь, права и безопасность
граждан. И поскольку большинство этих
граждан – русские, то возникает возможность
паразитировать на теме «национального
угнетения русских» и облечь обоснованный
общественный протест в самую примитивную
и вульгарную форму межнациональных беспорядков.
И одновременно по всякому поводу голосить
про «русский фашизм».
Нужно отдавать
отчет, какие риски и угрозы заключены
в ситуациях, чреватых переходом
в стадию национального конфликта.
И соответствующим, самым жестким
образом, без оглядки на чины и
звания, оценивать действия или бездействия правоохранительных структур,
органов власти, которые привели к межнациональному
напряжению.
Рецептов
для таких ситуаций не очень много.
Не возводить ничего в принцип, не
делать скоропалительных обобщений. Необходимо
тщательное выяснение сути проблемы,
обстоятельств, урегулирование
взаимных претензий по каждому конкретному
случаю, где замешан «национальный вопрос».
Этот процесс там, где нет каких-то специфических
обстоятельств, должен быть публичным,
потому что отсутствие оперативной информации
порождает усугубляющие ситуацию слухи.
И здесь исключительно важное значение
имеют профессионализм и ответственность
средств массовой информации.
Но никакого
диалога не может быть в ситуации
беспорядков и насилия. Ни у кого
не должно возникнуть малейшего соблазна
«продавить власть» на те или
иные решения с помощью погромов. Наши
правоохранительные органы доказали,
что с пресечением таких попыток они справляются
быстро и четко.
И еще один
принципиальный момент – мы, конечно,
должны развивать нашу демократическую,
многопартийную систему. И сейчас
готовятся решения, направленные на упрощение
и либерализацию порядка регистрации
и работы политических партий, реализуются
предложения по установлению выборности
глав регионов. Все это – нужные и правильные
шаги. Но нельзя допустить одного – возможностей
для создания региональных партий, в том
числе в национальных республиках. Это
– прямой путь к сепаратизму. Такое требование,
безусловно, должно предъявляться и к
выборам глав регионов – тот, кто попытается
опираться на националистические, сепаратистские
и тому подобные силы и круги, должен быть
незамедлительно, в рамках демократических
и судебных процедур, исключен из выборного
процесса.
Проблема
миграции и наш интеграционный проект
Сегодня граждан
серьезно волнуют, а скажем прямо – раздражают, многие издержки,
связанные с массовой миграцией – как
внешней, так и внутрироссийской. Звучит
и вопрос – не приведет ли создание Евразийского
союза к усилению миграционных потоков,
а значит, и к росту существующих здесь
проблем. Считаю, что надо четко обозначить
нашу позицию.
Во-первых, очевидно,
что нам надо на порядок повысить
качество миграционной политики государства.
И мы будем решать эту задачу.
Нелегальная
иммиграция никогда и нигде не
может быть исключена полностью,
но она должна и может быть, безусловно, минимизирована.
И в этом плане – внятные полицейские
функции и полномочия миграционных служб
необходимо усилить.
Однако простое
механическое ужесточение миграционной
политики не даст результата. Во многих
странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению
доли нелегальной миграции. Критерий миграционной
политики заключается не в ее жесткости,
а в ее эффективности.
В связи с
этим должна быть предельно четко
дифференцирована политика в отношении
легальной миграции – как постоянной,
так и временной. Что, в свою
очередь, предполагает очевидные приоритеты
и режимы благоприятствования в миграционной
политике в пользу квалификации, компетентности,
конкурентоспособности, культурной и
поведенческой совместимости. Такая «положительная
селекция» и конкуренция за качество миграции
существуют во всем мире. Излишне говорить
и о том, что такие мигранты интегрируются
в принимающее общество намного лучше
и легче.
Второе. У
нас достаточно активно развивается
внутренняя миграция, люди едут учиться,
жить, работать в другие субъекты
Федерации, в крупные города. Причем это
полноправные граждане России.
Вместе с
тем тот, кто приезжает в регионы
с другими культурными, историческими
традициями, должен с уважением относиться
к местным обычаям. К обычаям
русского и всех других народов России.
Всякое другое – неадекватное, агрессивное,
вызывающее, неуважительное – поведение
должно встречать соответствующий законный,
но жесткий ответ, и в первую очередь со
стороны органов власти, которые сегодня
часто просто бездействуют. Надо посмотреть,
все ли необходимые для контроля такого
поведения людей нормы содержатся в Административном
и Уголовном кодексах, в регламентах органов
внутренних дел. Речь идет об ужесточении
права, введении уголовной ответственности
за нарушение миграционных правил и норм
регистрации. Иногда достаточно предупредить.
Но если предупреждение будет опираться
на конкретную правовую норму, оно будет
более действенно. Его правильно поймут
– не как мнение отдельного полицейского
или чиновника, а именно как требование
закона, одинакового для всех.
Во внутренней
миграции также важны цивилизованные
рамки. В том числе это необходимо
для гармоничного развития социальной
инфраструктуры, медицины, образования,
рынка труда. Во многих «миграционно
привлекательных» регионах и мегаполисах эти
системы уже сейчас работают на пределе,
что создает достаточно сложную ситуацию
как для «коренных», так и для «приезжих».
Считаю, что
следует пойти на ужесточение
правил регистрации и санкций
за их нарушение. Естественно, не ущемляя конституционных прав
граждан на выбор места жительства.
Третье –
это укрепление судебной системы
и строительство эффективных
правоохранительных органов. Это принципиально
важно не только для внешней иммиграции,
но, в нашем случае, и для внутренней,
в частности миграции из регионов
Северного Кавказа. Без этого никогда
не могут быть обеспечены объективный
арбитраж интересов различных сообществ
(как принимающего большинства, так и мигрантов)
и восприятие миграционной ситуации как
безопасной и справедливой.
Более того, недееспособность
или коррумпированность суда и полиции
всегда будут вести не только к
недовольству и радикализации принимающего
мигрантов общества, но и к укоренению
«разборок по понятиям» и теневой
криминализованной экономики в
самой среде мигрантов.
Нельзя допустить,
чтобы у нас возникли замкнутые,
обособленные национальные анклавы, в
которых часто действуют не законы,
а разного рода «понятия». И в
первую очередь нарушаются права
самих мигрантов – как со стороны
собственных криминальных авторитетов, так и коррупционеров
от власти.
Именно на
коррупции расцветает этническая преступность.
С правовой точки зрения преступные
группировки, построенные по национальному,
клановому принципу, ничем не лучше
обычных банд. Но в наших условиях
этническая преступность является проблемой
не только криминальной, но и проблемой
государственной безопасности. И к ней
надо соответствующим образом относиться.Четвертое
– это проблема цивилизованной интеграции
и социализации мигрантов. И здесь вновь
необходимо вернуться к проблемам образования.
Речь должна идти не столько о нацеленности
образовательной системы на решение вопросов
миграционной политики (это далеко не
главная задача школы), но прежде всего
о высоких стандартах отечественного
образования как такового.Привлекательность
образования и его ценность – мощный рычаг,
мотиватор интеграционного поведения
для мигрантов в плане интеграции в общество.
Тогда как низкое качество образования
всегда провоцирует еще большую изоляцию
и закрытость миграционных сообществ,
только теперь уже долгосрочную, на уровне
поколений.
Нам важно, чтобы
мигранты могли нормально адаптироваться
в обществе. Да, собственно, элементарным
требованием к людям, желающим жить
и работать в России, является их
готовность освоить наши культуру и
язык. Со следующего года необходимо
сделать обязательным для приобретения
или продления миграционного статуса
экзамен по русскому языку, по истории
России и русской литературе, по основам
нашего государства и права. Наше государство,
как и другие цивилизованные страны, готово
сформировать и предоставить мигрантам
соответствующие образовательные программы.
В ряде случаев требуется обязательное
дополнительное профессиональное обучение
за счет работодателей.
И, наконец, пятое
– это тесная интеграция на постсоветском пространстве как реальная
альтернатива неконтролируемым миграционным
потокам.
Объективные
причины массовой миграции, и об
этом уже говорилось выше, – колоссальное
неравенство в развитии и условиях
существования. Понятно, что логичным
способом если не ликвидации, то хотя бы минимизации
миграционных потоков, было бы сокращение
такого неравенства. За это ратует огромное
количество разного рода гуманитарных,
левых активистов на Западе. Но, к сожалению,
в глобальном масштабе эта красивая, этически
безукоризненная позиция страдает очевидным
утопизмом.