Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 00:30, курсовая работа
Проблема качества образования всегда была важна для России, а сейчас это особенно важно, так как быстрые темпы развития экономики, политики социальных и культурных сфер жизни требует от специалистов очень быстрой адаптации к нововведениям. В каждой отрасли нужны высококвалифицированные кадры, так как именно они являются ценными сотрудниками. Исходя из этого, оценка качества образования сейчас очень актуальная тема для исследования. Запросы общества к качеству профессионального образования повышаются. Это выражается в том, что меняются геополитические, демографические, правовые, организационные, экономические условия деятельности вузов; появляются новые образовательные технологии, преобразующие основы высшего профессионального образования; обостряется борьба на рынке образовательных и научных услуг за привлечение самых высококвалифицированных преподавателей, материальных и финансовых ресурсов.
Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.
В настоящее время
в России в связи с
Следующая категория маркетинга - это потребность.
Потребность - нужда, принявшая
специфическую форму в
В нашем случае потребность - это объективный и понимаемый человеком, т. е. субъектом, недостаток знаний, умений и навыков его в какой-либо области. Потребности в повышении образования различны у разных людей, у некоторых они отсутствуют, но в связи с развитием рыночных отношений и одним из основных требований рынка о постоянном совершенствовании человека. Проявлением потребности в образовании является желание человека получить вполне конкретный уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек объективно или субъективно нуждается.
Потребности людей
практически безграничны, а вот
ресурсы для их удовлетворения
ограниченны. Так что человек
будет выбирать те товары (услуги),
которые доставят ему
Запрос - это потребность,
подкрепленная покупательной
В случае с образовательными
услугами можно выделить две
группы издержек которые
Финансовые издержки, обусловленные, во-первых, необходимостью оплаты получаемого образования, а во-вторых - связанные с необходимостью расходов на обеспечение своей жизни во время получения образования.
Временные издержки, связанные с продолжительным характером практически любого вида обучения.
Финансовые издержки
в разных странах проявляют
себя по-разному, но в целом
можно утверждать, что затраты
времени и расходы на
Понятие запроса неразрывно связано с понятием товара, как средства, удовлетворяющего запрос.
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.1
Товаром на рынке образовательных услуг являются знания и навыки, предлагаемыми различными частными учителями, репетиторами, курсами, училищами, колледжами, вузами и т. п.
Сделки между предъявителями
спроса на образовательные
Обмен - акт получения
от кого-либо желаемого
Как совершенно очевидно,
в настоящее время
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Для нашей темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.
Для совершения сделок
на образовательном рынке
Возможно, такие перекосы могут быть просто следствием не информированности покупателей и продавцов друг о друге, как и на любом другом рынке, что приводит к необходимости использования маркетинга, который и призван устранять такую не информированность. Причем, если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином - "маркетинговые коммуникации".
Для образовательного учреждения потребителями его услуг выступают те, кому нужен тот или иной уровень подготовленности человека к какой-то деятельности.
С одной стороны, это обучающийся, который может быть или не быть покупателем услуги. Оплачивая свое образование, он повышает стоимость своей рабочей силы и становится в определенном смысле свободным агентом на рынке труда. Не оплачивая сам свое образование, человек выступает только как потребитель и принимает на себя обязательства тех, кто платит за него. С другой стороны, потребителем образовательной услуги является субъект рынка труда, которому нужны специалисты с определенным уровнем подготовленности и который платит при найме на работу за этот уровень. Потребителем образовательных услуг может быть и другое образовательное учреждение, которому нужны обучающиеся для осуществления своей деятельности. Однако субъекты рынков труда и образования не испытывают образовательных потребностей – у них есть потребность в ресурсах с тем или иным уровнем образования. Устанавливая требования к уровню подготовленности человеческих ресурсов, субъекты рынка оказывают воздействие на формирование у людей потребности в получении того или иного образования.
Тем самым образовательная потребность у человека может формироваться на основе требований субъектов рынков труда и образования, а также своих нужд и потребностей.
Удовлетворение нужды в элементарном образовании или отсутствие нужды в обновлении своей деятельности приводит к не востребованности человеком образования.
С другой стороны, у человека может формироваться образовательная потребность, если он испытывает нужду в подтверждении определенного статуса (хороший ученик, успешный руководитель), своих результатов (умелый работник) или в смене деятельности. В этом случае человек воспринимает образование и как средство (инструмент) самореализации, и как цель своей деятельности на определенный период.
Образовательному учреждению необходимо формировать образовательные потребности людей, опираясь на другие различные нужды. Тем самым учреждению больше внимания требуется уделять не столько педагогическому, сколько социальному результату своей деятельности. Имея представление о нуждах окружающего сообщества, учреждение может формировать у клиентов различные образовательные потребности путем предоставления большего ассортимента своих услуг.
Образовательная услуга: понятие, особенности, классификация.
В условиях рыночной экономики деятельность системы образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство интеллектуально-культурного потенциала общества, выступает как образовательная услуга, принимающая товарную форму и, следовательно, имеющая свою потребительную стоимость и цену и. как любой товар, способная становиться объектом сбыта и маркетинга.
Потребительная стоимость образовательных услуг заключается в том,что они создают человеческий капитал, проявляющийся в более квалифицированной и более производительной рабочей силе. В связи с этим спрос на образовательные услуги формируется потребителями, предполагающими исходя из теории рациональных потребительских ожидании, что инвестиции в образование окупятся впоследствии, в ходе трудовой деятельности, в виде более высоких доходов, чем у тех, кто сделал меньшие инвестиции.
Последнее представление выработалось в эпоху огосударствленной экономики. Потребителем было государство, государственные учебные заведения выполняли его задание, готовя специалистов в соответствии с плановой разнарядкой и направляя их по окончании обучения на те рабочие места, где они нужны были государству. Иными словами, продуктом (слово «товар» здесь не вполне уместно) образования был специалист. Тот факт, что абитуриенты, будущие специалисты, были живыми людьми и сами желали получить то или иное образование, а в итоге приобретали для своей пользы квалификацию и дающие определенные права документы, имел второстепенное значение.
В рыночной экономике дело обстоит по-иному. Образовательная услуга и есть основной продукт, приобретаемый потребителем за свои деньги или за деньги спонсора (при бесплатном образовании именно спонсором — а не заказчиком — выступает государство).
Правда, как будет показано, потребителем, оплачивающим услугу, может быть организация, нуждающаяся в снециатистах, а в частном случае и государство. Что ж, это означает, что в данном частном случае осуществляется особая услуга — подготовка специалиста.
Маркетинг образовательных услуг представляет собой социально ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках — образовательных услуг и труда.
Уточним понятие образовательной услуги в современной рыночной терминологии.
Образовательная услуга — это:
1) учебно-педагогическая деятельность;
2) предоставление
3) система знаний, информации,
умений и навыков, которые используются
в целях удовлетворения
4) в частном случае
подготовка специалиста
Можно выделить следующие особенности образовательных услуг:
• подобно всем услугам они невещественны и не могуг накапливаться, но накапливаются их результаты как действий, направленных на формирование человеческого капитала:
• образовательная
услуга имеет значительную
• потребитель
• образовательные
услуги производятся и
• в потреблении
образовательных услуг
• качество образовательных
услуг в конечном итоге влияет
на развитие общества, отсюда
вытекает заинтересованность
В соответствии с определением образовательных услуг можно предложить следующую их классификацию;
• по длительности
оказания: краткосрочные — от
одного дня до месяца; среднесрочные
— от месяца до года; долгосрочные
с различными уровнями —
• по констатации
достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством
• по способу возмещения
средств за обучение: образовательные
услуги, оказываемые бесплатно (за
счет бюджетных средств); платные;
с частичным возмещением
2. Эмпирические исследования
В эмпирической части данного исследования хотелось бы обозначить некоторые социологические исследования, которые проводились в сфере образования.
C 2007 по 2012 год два раза в год опрашивались студенты МИЭМ разных курсов, факультетов и специальностей, посещающие занятия по не профильному для этих специальностей предмету («Метрология и сертификация»).2 Поэтому можно считать, что эти данные относятся к более старательной половине студентов, а там, где от респондентов требовалось дать оценку ситуации, – оценка делалась, опять же, более старательной частью студентов. Анкета была анонимной, участие в анкетировании – добровольным, приняло участие более 98 % присутствовавших, общий объем – около тысячи опрошенных. Некоторые данные о ситуации в других вузах были получены от экспертов – преподавателей этих вузов.