Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:18, контрольная работа

Краткое описание

Гипотеза: технология социальной работы с детьми с ограниченными возможностями не достаточно развита, предлагаемые формы и методы работы доступны не всем, и в целом требует рассмотрения и доработки с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка-инвалида. Актуальность. Многократное возрастание рождаемости детей с ограниченными возможностями, способствовали формированию целой социальной группы – детей-инвалидов, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты в целом и специфической государственной социальной политики в частности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА ………………………………………….6
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями……………………….6
1.2 Основные проблемы детей с ограниченными возможностями………….10
1.3 Виды реабилитаций инвалидов…………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБЛАСНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАЦИОНАРНОМ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ТУНГУСОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ- ИНТЕРНАТ»………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА- Дети инвалиды.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Здесь различают следующие  категории детей с нарушениями  в развитии:

1) дети с нарушениями  слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями  речи;

4) дети с нарушениями  интеллекта (умственно отсталые  дети);

5) дети с задержкой  психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями  опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями  эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными  нарушениями (сочетание 2-х или  3-х нарушений).8

Часто в силу своих  заболеваний такие дети не могут  вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает  ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка.

У детей-инвалидов очень часто наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

 

1.2. Основные проблемы детей с ограниченными возможностями.

 

Дети с ограниченными возможностями составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенностью этой социальной группы является неспособность самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей-инвалидов различны и зависят от социального статуса родителей.9

Реализацию гарантированных  государством прав и удовлетворение основных потребностей, а также дальнейшее включение в общество детей с  ограниченными возможностями осуществляют семья, школа, лечебные и реабилитационные учреждения, общество в целом.

В связи с социально-экономическими преобразованиями и переходом к  рыночным отношениям во всех сферах жизнедеятельности  российского социума, отмечается усугубление  старых и появление новых социальных проблем, связанных с социализацией детей с ограниченными возможностями, решение которых требует новых дифференцированных подходов, учитывающих специфику этой группы населения, особенно в регионах. Политические, экономические, социокультурные преобразования в России привели к обострению демографической ситуации, ухудшению экологической среды, расслоению населения по уровню доходов и качеству жизни, переходу на платные медицинские и образовательные услуги, девальвации семьи как социального института, росту числа неполных семей, увеличению количества беспризорных детей и детей-инвалидов, маргинализации населения, смене нравственных норм и ценностей в обществе. Все эти обстоятельства способствуют возникновению многих социальных проблем детей-инвалидов.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными  возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных  актов, устанавливающих ответственность  органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья и социальную реабилитацию, и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также в разработке единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.10

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

1) социальная, территориальная  и экономическая зависимость  инвалида от родителей и опекунов;

2) при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

3) выделяется слабая  профессиональная подготовка таких  детей;

4) трудности при передвижении  по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.), что приводит к изоляции инвалида;

5) отсутствие достаточного  правового обеспечения (несовершенство  законодательной базы в отношении  детей с ограниченными возможностями);

6) сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа "инвалид – бесполезный" и т.п.);

7) отсутствие информационного  центра и сети комплексных  центров социально-психологической  реабилитации, а так же слабость  государственной политики.

К сожалению, барьеры, о  которых упомянуто выше – это  лишь малая часть тех проблем, с которыми инвалиды встречаются  повседневно.

Итак, инвалидность –  это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. Вследствие этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

К наиболее часто встречающимся  отклонениям в эмоционально-волевой  сфере у лиц с ограниченными возможностями относятся:

а) эмоциональная вялость,

б) апатичность,

в) зависимость от опекающих  лиц,

г) невысокая мотивация  к самостоятельной деятельности, в том числе направленной на коррекцию  собственного болезненного состояния,

д) невысокий адаптивный потенциал.

В некоторой степени  эти черты являются составляющими  элементами психоорганического синдрома, частично – следствием гиперопеки больного ребёнка в социально  благополучной семье.

С точки зрения жизненной  ситуации, для лиц с ограниченными  возможностями характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворённость своим положением, которая связана прежде всего с одиночеством, с наличием проблемы приспособления к своему положению и необходимостью преодоления психологического дискомфорта. Для них затруднено трудоустройство, участие в общественной жизни, создание собственной семьи.

Важным показателем  здоровья детей является жизненный  уровень и социальный статус семьи. Наличие в семье ребенка-инвалида может рассматриваться как фактор, не способствующей сохранению полной семьи. В тоже время потеря отца, бесспорно, ухудшает не только социальный статус, но и материальное положение семьи и самого ребенка.

Эта отчетливая тенденция  изменения социальной структуры  семей свидетельствует о необходимости усилить социальную поддержку семей с детьми-инвалидами с целью укрепления такой семьи, для защиты жизненных интересов самой семьи и всех ее членов - взрослых и детей.11

К сожалению, в настоящее  время поддержка семьи с ребенком-инвалидом  со стороны общества недостаточна для сохранения самой семьи - главной опоры детей. Главная экономическая и социальная проблема многих семей с детьми-инвалидами - бедность. Возможности для развития ребенка весьма ограничены.

Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ограниченными возможностями увеличиваются. Жилье обычно не приспособлено для ребенка-инвалида.Услуги для ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях преимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а доход в этих семьях в основном небольшой.

Психологическая напряженность  в таких семьях поддерживается психологическим  угнетением детей из-за негативного  отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии  правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.

Нередко такая семья  испытывает отрицательное отношение  со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если – ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностями практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире. Особенно тяжело это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихся в детских интернатах. 12

Ухудшение социально-экономической  обстановки неблагоприятно сказывается  на здоровье детей. Проблема инвалидизации является актуальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечивающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями.13

С инвалидностью связан широкий круг социальных проблем.

Одна из важнейших  социальных проблем лиц с ограниченными  возможностями - проблема их социальной реабилитации и интеграции.

 

    1. . Виды реабилитаций инвалидов.

 

Реабилитация включает в себя функциональное восстановление или компенсацию того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.

Реабилитация инвалидов  является социальная интеграция, обеспечение  их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, "включенность" в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой, досуговой и др. - и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как равными партнерами. 14

Задачами медико-социальной реабилитации являются: обеспечение лиц с особыми потребностями возможности вести как можно более соответствующий возрасту образ жизни; максимальное приспособление их к среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, накопления знаний, приобретения профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде и т.д., а с психологической точки зрения - создание положительного Я-образа, адекватной самооценки, ощущений безопасности и психологического комфорта.

Реабилитация детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых – быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.15

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное  восстановление или компенсацию  той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирующего заболевания.

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями