Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:50, реферат
Одним из ярких нарушений закона – преступность. Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это закономерный общественный процесс. Общество и преступный мир не могут существовать отдельно друг от друга. Конечно, особое внимание стоит уделить преступности в молодежной среде, которая принимает все более угрожающие формы.
2. Молодежь как часть социума 4
3. Пути становления личности, почему молодые люди приходят к криминалу?6
4. Российский молодежный криминал 14
5.Общие источники, питающие криминальную субкультуру 21
6. Заключение 27
Список литературы
НИУ МЭИ
Реферат
по дисциплине «Социология»
на тему:
«Молодежь и криминальное сообщество»
Выполнил: Романов И.В.
Группа: С-08-10
Проверил: Ершов В.В.
г. Москва, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Молодежь как часть социума 4
3. Пути становления личности, почему молодые люди приходят к криминалу?6
4. Российский молодежный криминал
5.Общие источники, питающие
криминальную субкультуру
6. Заключение
Список литературы
Введение
Каждый день мы сталкиваемся с социально нежелательного поведения граждан таких как – агрессия, вредные привычки и противозаконные действия.
Одним из ярких нарушений закона – преступность. Преступность вообще, и молодежная преступность в частности, - это закономерный общественный процесс. Общество и преступный мир не могут существовать отдельно друг от друга. Конечно, особое внимание стоит уделить преступности в молодежной среде, которая принимает все более угрожающие формы.
В работе идет речь о криминальных сообществах подростков и молодежи, создающих свои нормы и ценности, исходя из своих потребностей.
Преступность
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 25-35 лет.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947)
определил, что молодёжь является своего
рода резервом, выступающим на передний
план, когда такое оживление
Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет
функцию оживляющего посредника
социальной жизни; эта функция имеет
своим важным элементом неполную
включенность в статус общества. Этот
параметр универсален и не ограничен
ни местом, ни временем. Решающим фактором,
который определяет возраст половой
зрелости, является то, что в этом возрасте
молодёжь вступает в общественную жизнь
и в современном обществе впервые сталкивается
с хаосом антагонистических оцено
Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.
Для того, чтобы разобраться каким путем молодые люди приходят к криминалу, копнем глубже к истокам. Изучим становление личности.
Понятие «самосознание» используется,
как родовое, для обозначения
всей области в целом, включая, как
процессуальные, так и структурные
характеристики. Термины «самосознание»,
«представление о себе» применяются
для описания когнитивной стороны
самосознания, знание человека о себе.
Эмоциональная сторона
Наибольший интерес у
отечественных психологов вызывает
проблема возникновения самосознания,
его структура и уровневая
организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает
различать два уровня самосознания
по критерию тех рамок, в которых
происходит соотнесение знаний о
себе. На первом уровне такое соотнесение
происходит в рамках сопостовления
«Я» и «другого человека». Сначала некое
качество воспринимается и понимается
в другом человеке, а затем переносится
на себя. Соответствующими внутренними
приемами самосознания являются преимущественно
самовосприятие и самонаблюдение. На втором
уровне соотнесения знаний о себе происходит
в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках
«Я и Я». Человек оперирует уже готовыми
знаниями о себе, в какой-то степени уже
сформированными, полученными уже в разное
время, в разных ситуациях. В качестве
специфического внутреннего приема самосознания
указывается самоанализ и самоосмысление.
На этом втором уровне человек соотносит
свое поведение с той мотивацией, которую
он реализует. Оцениваются и сами мотивы
с точки зрения общественных и внутренних
требований. Высшего развития самосознание
на втором уровне достигает при формировании
жизненных планов и целей. Своей общественной
ценности, собственного достоинства.
И.С. Кон несколько иначе
формулирует уровневую
По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей.
По мнению М.И.Лисиной (1986г.),
образ себя имеет аффективно-когнитивный
характер и состоит из эмоционального
отношения человека к себе и когнитивных
представлений (знаний) о себе. Она
считает, что Я - образ имеет сложную
архитектонику: есть центральное, ядерное
образование, в котором представлено
в наиболее переработанной форме
знание о себе, как субъекте, в
нем рождается общая
С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие
самосознания проходит через ряд ступеней
– от наивного неведения в отношении самого
себя ко все более углубленному самопознанию,
соединяющемуся затем со все более определенной
и иногда резко колеблющейся самооценкой.»
Зарубежная литература по темам, имеющим
отношение к психологии самосознания,
чрезвычайно богата.
У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать
проблематику Я - концепции. Глобальное,
личностное Я, он рассматривал, как двойственное
образование, в котором соединяются Я
- сознание и Я, как объект. Это две стороны
одной целостности, всегда существующие
одновременно. Одна из них являет собой
чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание
этого опыта (Я, как объект). По мысли Джемса,
Я, как объект,- это все то, что человек
может назвать своим. В этой области Джемс
выделяет четыре составляющие и располагает
их в порядке значимости: духовное Я, материальное
Я, социальное Я и физическое Я.
Интеракционная школа (Кули, Мид и др.)
полагают, что человеческое «Я» изначально
социально и формируется в ходе социального
взаимодействия. Интеракционисты указывают
на то, что самосознание и ценностная ориентация
личности, как бы зеркально отражают реакции
на нее окружающих людей. Под действием
механизма взаимного обогащения происходит
становление Я - концепции индивида.
В теории Э. Эриксона проблематика Я - концепции
рассматривается сквозь призму эго-идентичности,
понимаемой как возникающий на биологической
основе продукт определенной культуры.
Формирование идентичности Я-процесс,
который служит основой постоянного расширения
самосознания и самопознания. Эриксон
рассматривает развитие личности, её самосознания
как последовательную смену стадий, имеющих
свои особенности.
К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие
человеком самого себя, механизм, контролирующий
и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс
рассматривает самосознание с точки зрения
развития у человека позитивного самовосприятия.
Как мы имели возможность убедиться,
во многих психологических теориях
проблема самосознания является одной
из центральных. Большинство исследователей
проблемы самосознания считают, что
самосознание – это прежде всего
процесс, с помощью которого человек
познаёт себя и относится к
самому себе. “Самосознание в психической
деятельности личности выступает как
особо сложный процесс
Самосознание – это динамическая система,
которая на разных возрастных этапах имеет
свои особенности.
Особенности самосознания в юношеском
возрасте.
Центральный психологический процесс
юношеского возраста – развитие самосознания,
которое побуждает личность соизмерять
все свои стремления и поступки с определенными
приступами и образом собственного “Я”.
Юношеское “Я” еще не
определено, расплывчато, оно нередко
переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую
необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет
потребность в общении и
Представление юноши о
себе всегда соотносится с групповым
образом “Мы”, то есть образом типичного
сверстника своего пола, но никогда
не совпадает с этим “Мы” полностью.
Чем старше и более развит человек,
тем больше находит он различий между
собой и “усредненным”
Исключительно важной инстанцией
самосознания, во многом закладываемой
в ранней юности, является самоуважение.
Это понятие многозначно, оно
подразумевает и
мотив самоуважения -
“это личная потребность
Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо», «представляемое Я».
Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят в собственные силы.
В юношеском возрасте в
рамках становления нового уровня самосознания
идет и развитие нового уровня отношения
к себе. Одним из центральных моментов
здесь является смена оснований,
критериев для самооценки – они
смещаются, говоря словами Л.С.Выгодского,
«извне, во внутрь», приобретая качественно
иные формы, сравнительно с критериями
оценки человеком других людей. Переход
от частных самооценок к общей, целостной
(смена оснований) создает условия
для формирования в подлинном
смысле слова собственного отношения
к себе, достаточно автономного от
отношения и оценок окружающих, частных
успехов и неудач, всякого рода
ситуативных влияний. Оценка отдельных
качеств, сторон личности играет в таком
собственном отношении к себе
подчиненную роль, а ведущим оказывается
некоторое общее, целостное «принятие
себя», «самоуважение». Именно в юности
формируется эмоционально-
Самооценки отводиться ведущая роль в рамках исследования проблем самосознания.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.
Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.