Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:16, реферат
Крупнейшим русским социологом конца XIX в. был Николай Константинович Михайловский (1842-1904 гг.). Наряду c П. Лавровым, Е. Де-Роберти и др. он был зачинателем новой науки в нашей стране. В союзе с Лавровым он стал основателем известной субъективной школы, которая сыграла значительную роль в процессе становления и развития русской социологии. Вот что писал об этом М. Ковалевский: «... в подготовлении русского общества к восприятию, критике и самостоятельному построению социологии Михайловскому принадлежит, несомненно, выдающаяся роль».
Переход от первой фазы к третьей в условиях России и должна, по Михайловскому, обеспечить русская интеллигенция как создательница идеалов и носительница позитивных знаний, как гетерогенная, надклассовая сила, враждебная и буржуазии, и аристократии, стихийно демократичная сила. Наличие ее вместе о общиной составляет историческую специфику России и здесь есть шанс перескочить вторую фазу, которая только еще пускает корни в стране. Впрочем, в конце 90-х гг. он считал, что этот шанс уже упущен и Россия вступила во вторую капиталистическую фазу эволюции. Кто же в этих условиях сможет реализовать критерий прогресса, тем более, что переход к новой «простой кооперации» он часто называл «великой революцией?» Оказывается, это должны сделать уже не массы или слои, например, интеллигенция, а отдельные энтузиасты земли Русской, типа Л. Толстого. «... Та сторона практической деятельности гр. Толстого, которая соответствует девизу «гармонического развития» представляет собой превосходную иллюстрацию к приведенной формуле прогресса, облекая ее ... в плоть и кровь. Соединяя в своем лице разнородные профессии, он уменьшает разнородность общества и в то же время усиливает свою личную разнородность... Гр. Толстой стоит на пути прогресса и делает нравственное, справедливое, разумное и полезное дело».
Несмотря на некоторое (терминологическое и содержательное) отличие всех этих «формул» (любопытно, что Михайловский называл их формулами, а не законами), их объединяет одно априоризм, телеологизм (на этической подкладке) и метафизичность, что делает их логически и идеологически несостоятельными. Мы в следующем разделе покажем, как введением ряда малоизвестных деталей в свои определения прогресса Михайловский сам опровергал свою общеизвестную «формулу прогресса».
4. Михайловский и современная ему западная социологическая мысль. Критическая оценка его .социологии.
Основной концептуальный замысел Михайловского был реализован фактически в течение 70-х начале 80-х гг., далее предлагались либо детали, либо демонстрировалась приложимость концепции к социокультурной реальности. Русские ученые всегда внимательно следили за успехами социологии за рубежом. Поэтому невольно встал вопрос о сравнении, сопоставлении концепции Михайловского с современной ему западноевропейской и американской мыслью. Общим было признание известного идейного приоритета Михайловского в постановке ряда проблем. Об этом до революции писали Н. Кареев, С. Южаков, Е. Колосов, П. Мокиевский и многие другие, в наши дни А. Казаков, И. Лиоренцевич. Вот два типичных признания: одно представителя субъективной шкоды Кареева, писавшего: «Русская социология может с известным успехом конкурировать с иностранной, ... в ней одно из первых мест по времени и очень важное место по значению принадлежит Михайловскому»31; другое польского марксиста той поры Л. Крживицкого, которого трудно заподозрить в пристрастии к Михайловскому: «...в деле анализа многих сторон коллективной жизни Михайловский был великим инициатором мысли и некоторым своими идеями опередил теоретическую работу Запада». Но о чем конкретно при этом идет речь? Обычно упоминают «теорию подражания» Г. Тарда, учение о разделении труда и солидарности Э. Дюркгейма, концепцию «общества» и «общности» Ф. Тенниса, принцип «мелиорации» и психологизм Л. Уорда и т.п. Известный уточняющий шаг сделал П. Мокиевский, который не ограничился только констатацией идейной переклички, но и попыталcя это хоть как-то продемонстрировать в откровенно хвалебном по адресу Михайловского очерке33. Конечно, приоритет должен интересовать историка науки. Но в данном случае все сложнее. Прежде всего речь шла о действительном приоритете в очень короткий исторический промежуток времени в пределах одного десятилетия или немного более, но главное даже не в этом, а в том объективно общем, что объединяло социологов, не знавших друг о друге и самостоятельно входивших на разработку общих тем, прибегавших к похожим приемам обобщения материала.
Общее
между Теннисом, Дюркгеймом и Михайловским
заключается в применении сходной
типологической дихотомии, в эволюционизме,
в обосновании примата
Отличия
были, конечно, связаны к с национальной
спецификой русской культуры той
поры, политическими условиями
Главный критический удар не без оснований направлялся на принцип «борьбы за индивидуальность», который выполнял двойную методологическую функцию в концепции Михайловского: с одной стороны, он якобы обеспечивал союз молодой науки социологии с уже сложившейся и наиболее развитой в то время ветвью; естествознания биологией, с другой обеспечивал субъективную методологическую специфику социологии, помогая ей корректировать материал и обобщения неким «идеалом». Однако мнения критиков и комментаторов здесь разошлись. Одни (Бердяев, Райский, Кистяковский и др.) указывали на то, что борьба Михайловского с многими выводами, концепциями и терминами органицистов и социал-дарвинистов ограничилась отказом от крайностей и закончилась фактическим примирением с ними, принятием их же в умеренной форме. Бердяев это назвал «биологическим идеализмом». Он писал, что Михайловский «объективно делал уступки» этим теориям и «субъективно восставал» против них же, увлекаясь их аргументами. Он только отчасти подправил натуралистов, говоря, что они частное выдают за более общее, отсюда в его теории механистический редукционизм, неоднократно критикуемая им же аналогия и т.п. ошибки34. И действительно, многие принципы натурализма: «борьба за существование», «естественный подбор», «развитие общества по органическому типу», «патология», «общество как организм», «человек как орган» и т.п. остаются в его словаре, но применяются им не для описания всей эволюции и всех типов социальных связей, а только их части, разновидности / «эксцентрической» фазы и «сложной кооперации».
Но
с другой стороны, критика этих же
тенденций и прежде всего Спенсера
подспудный мотив разработки его
концепции. Социальные явления
принципиально новый
Отсюда долгий спор среди сторонников и противников Михайловского (Филиппова, Южакова, Райского, Гизетти, Бердяева, Струве, Колосова и др.) по поводу того, что считать «субъективным» методом, как он вообще применяется к объяснению смены «простой кооперации» «сложной»? Однозначных ответов у Михайловского нет.
Следующий пласт претензий и недоумений вызывает «социальная статика» Михайловского. Так, два его сторонника, Южаков и Кареев, считают, что «статики» в обычном понимании этого слова у Михайловского вообще нет35, а третий сторонник Колосов утверждает, что его учитель один из «первых в русской литературе дал попытку систематического исследования общей при роды разных социальных групп и их влияния на общественное сознание каждой».
Это, конечно, крайности. У Михайловского была «статика», но ее проблемы он ставил и решал неправильно, ложно. Возьмем такой вопрос: можно ли считать борьбу социальных групп друг с другом «борьбой за индивидуальность»? У него нет ясности в ответах: то он считал, что межгрупповая борьба- не оставляет условий для действия этого закона, то объявляет классовую борьбу разновидностью «борьбы за индивидуальность». Это сразу же ставит его концепцию на спорную основу. Дело в том, что на разных уровнях общественного бытия обе тенденции «борьба за существование» и «борьба за индивидуальность» сливаются, и один и тот же процесс можно в равной степени называть и так, и этак. Скажем, «борьба за существование» на уровне личностей может выступать «борьбой за индивидуальность» группы, членами которой они являются, или общества, где функционирует эта группа. Спасение Михайловский находит в механической аналогии с естествознанием тех лет, считавшим атом «неделимой частичкой», вот почему он опускается до «неделимого социального атома» личности и только «борьбу за ее индивидуальность» считает спецификой общественных явлений, нормальным непатологическим общественным состоянием, законом общественной жизни. Это типичный методологический субъективизм, грубо сопротивляющийся многим историческим фактам.
На это опять же ему указывали. Прежде всего малой фактической доказательностью обладает вывод о консенсусе «простой кооперации» (Лавров, Райский, Ковалевский), Вообще, конкретных иллюстраций ее в духе исторической, этнографической науки у него нет, зато есть сомнительная ссылка на патриархальную жизнь героев повести Л. Толстого «Казаки».
Отсюда проблематичной и шаткой делается его нигилистическая оценка «сложной кооперации». В этом вопросе скорее правы Теннис и Дюркгейм, чем Михайловский. Рост социальной Дифференциации означает увеличение свободы выбора и личностного начала, рост влияния субъективного фактора в истории. Если раньше жрец сочетал массу ролей врача, хранителя обычаев, учителя, идеолога, актера и т.п. , то последующее расщепление их и специализация усовершенствовали каждую до невиданной высоты и этим коллективно обогатили человечество, подняли массовый уровень культуры. Специализация и дифференциация населения, особенно в условиях капитализма, увеличили мировой обмен духовными и материальными ценностями, увеличили солидарность разных групп, прежде всего угнетаемых, и человечества в целом. Не случайно сами концепции солидарности появляются именно в это время. Михайловский закрывает глаза на этот общесоциологический закон. Между тем многие исторические исследования, как писал М. Ковалевский, показали, что в эпоху «простой кооперации» личность жила отнюдь не в состоянии гармонии, частые голодовки вследствие первобытных приемов ведения хозяйств и экономической изоляции натурального хозяйствования, тягостная опека обычая, проникающего во все сферы жизни человека, не в меньшей степени угнетали и калечили личность, чем антагонизм нынешней эпохи.
Что же касается «динамики» Михайловского, то груз предыдущих ошибок неизбежно сказался и на ней. Критерием прогресса он объявляет самочувствие (счастье) личности, понимая его как возможность для ее наивысшего расцвета. Каков прямо пишет, что «высшим критерием для различения процессов развития и совершенствования от процессов вырождения и упадка» является у Михайловского «личность и ее счастье». Критерий этот не нов... Ново было его строго научное обоснование»38. Обоснования как раз и нет! Критерий декларируется, он у Михайловского носит априорный характер.
Но допустим, что Михайловский прав в определении критерия прогресса. Но тогда как быть с другими определениями прогресса, такими, как «смена коопераций», смена «теологии и абсолютизма на конституционное устройство и метафизику», уменьшение экономического разделения труда» и т.п. формулами? Либо и они обеспечивает нарастающие возможности расцвета личности, т.е. прогресс, но тогда он вовсе не связан только с простой кооперацией, а имеет еще какие-то исторические модификации. Либо критерий прогресса Михайловского применим не ко всему историческому процессу, а только к его части, к витку переходу от ныне существующей «сложной» кооперации к «простой» в ближайшем будущем? Но тогда его критерий не универсален, крайне ограничен, и вообще не работает, так как «сложная кооперация» еще не достигла своего апогея. Далее, неясно, если на первых фазах исторического бытия «простая кооперация» обеспечивала в своем функционировании победу личности в «борьбе за индивидуальность», то почему эта победа обернулась поражением и патологическим путем эволюции переходом к «сложной кооперации»? Напрасно искать ответ на эти законные вопросы в концепции самого Михайловского. И не случайно это. Отметим здесь только одно Теннис и Дюркгейм оба подчеркивали трудности объединения двух типов кооперации в один эволюционный процесс, ввиду плохо обнаруживаемой связи между этими типами структур.
С
методологической и когнитивной
точки зрения все центральные
понятия Михайловского «формула
прогресса», «сложная и простая кооперация»,
«борьба за индивидуальность», «конечный
идеал», «развитая личность» и
т.п. были гносеологическими
фикциями (конструктивно-
Он
же подчеркивал: эти социологические
понятия с идеологической точки
зрения были отражением буржуазно-демократических
взглядов, прикрытых «якобы социалистической
фразой». Отсюда полнейшее непонимание
Михайловским марксизма и неверное
(в сущности мелкобуржуазное) толкование
социализма как некоего кооперативного
сообщества мелких производителей, неотделенных
в своей хозяйственной