Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Российское образование, имевшее в течение десятков лет один источник финансирования - средства госбюджета, всегда было подконтрольно государству, как и другие отрасли бюджетной сферы. Однако в условиях адаптации образовательных учреждений к рыночным отношениям роль государственного финансового контроля в обеспечении сохранности и целевого использования финансовых ресурсов еще более возрастает. Это обусловлено также еще рядом причин появлением и развитием негосударственных образовательных учреждений (на сегодняшний день в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов); и многоканальностью финансирования учебных заведений (небюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе Минобразования России достигли в 1999 году 9 млрд.руб., что составляет около 40% расходов федерального бюджета на образование), ослаблением управленческих функций государства, в области регулирования сферы образовательных услуг.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.4.
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования………...8.
3.Организация финансирования расходов бюджетов на образование ………..11.
Заключение………………………………………………………………………….17.
Список используемой литературы…………………………………………………18.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экономка .doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

Содержание.

     Введение 

1.Общая характеристика системы  образования и источники ее  финансирования.4. 

2. Структура расходов на содержание  учреждений общего образования………...8. 

3.Организация финансирования расходов бюджетов на образование ………..11.

 Заключение………………………………………………………………………….17.

 Список используемой литературы…………………………………………………18. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Традиционно считается, что система образования в России занимает ведущие позиции в мире. Это одна из тех немногих отраслей народного хозяйства, которая не растеряла своей конкурентоспособности в отношении качества подготовки учеников и специалистов. Однако переход российской экономики к рыночным отношениям обязывает проведение структурной перестройки, реформирования системы образования с учетом требований рынка, но с сохранением качественных основ и технологий российской системы образования. От результатов проведения этих реформ будет зависеть будущее страны.

Наиболее остро стоят проблемы финансового реформирования образовательной сферы. Хронический недостаток финансовых ресурсов и неэкономное их использование — вот проблемы, без решения которых, общее реформирование начальной, средней и высшей школы, намеченное Правительством России, останется лишь на бумаге.

Для успешной реализации целей образовательной реформы необходимо создать в учебных заведениях современную материально-техническую базу, решить вопросы текучести кадров, основной причиной которой является низкий уровень оплаты труда учителей и преподавателей, обеспечить достойные социальные условия учащимся, студентам и работникам, создать базу для развития молодежного творчества и вузовской науки. Все это требует значительных финансовых вливаний в образовательную сферу. Особенно это касается государственных учебных заведений, основным источником финансирования которых является бюджет.

Российские государственные финансы сейчас чрезвычайно ограниченны. Однако, и доля расходов консолидированного бюджета РФ на развитие образования — в пределах 9% в общей расходной части и 3% в ВВП, далека от современной общественно-нормальной величины (для сравнения, в рыночно развитых странах она колеблется от 5 до 10% ВВП). Отсюда, необходимость повышения как количественного, так и качественного участия государства своими финансовыми ресурсами в развитие сферы образования. При этом, до сих пор нет научно-обоснованного ответа на вопрос, а в какой мере должно выражаться такое участие. Необходимо более точное обоснование нормативной потребности системы образования в бюджетном финансировании.

Переход России к рыночным отношениям предоставил возможности учебным заведениям и самим зарабатывать средства, пополнять финансовые ресурсы за счет предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности путем оказания платных образовательных, научных консультационных и других услуг, производство отдельных специфических видов продукции, сдачи в аренду помещений и т.д. Однако, до сих пор остаются неотрегулированными нормативно-правовые, организационные и управленческие вопросы, касающиеся формирования и использования децентрализованных финансовых ресурсов организаций образовательной сферы. Не дожидаясь, пока на федеральном уровне будут приняты решения о перераспределении расходной части бюджетной системы в пользу образовательной сферы, нужно искать дополнительные, нетрадиционные источники и схемы ее финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика  системы образования и источники  ее финансирования.

 Первостепенная роль в деле  воспитания подрастающего поколения  всегда принадлежала системе  образования. Образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах. В конце 2012 года вышел Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Новый закон "Об образовании в Российской Федерации"),

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

 Реализация государственных  гарантий права граждан на  образование обеспечивается путем  создания системы и соответствующих  условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение — кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление. В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной — система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.

 Одним из условий обоснованности  расходов и эффективного использования  средств является научно обоснованная  типологизация образовательных  программ и учреждений. Содержание  образования определенного уровня  и направленности определяют  образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, К общеобразовательным относятся программы до- школьного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

 Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный  процесс, т.е. реализующее одну или  несколько образовательных программ  и (или) обеспечивающее содержание  и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

-дошкольные;

- образовательные, включающие в  себя три ступени: начального  общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- начального, среднего, высшего и  послевузовского профессионального образования;

- дополнительного образования  взрослых;

- дополнительного образования  детей;

- специальные (коррекционный) для  обучающихся воспитанников с  отклонениями в развитии;

- для детей-сирот, оставшихся без  попечения родителей (законных представителей);

 -другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 Каждое образовательное учреждение  создается одним или несколькими  учредителями, которые финансируют  его деятельность. В соответствии  со ст. 120 ГК РФ учреждением  признается организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 80%.

 Степень участия бюджета  того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

 — на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждений профессионального образования;

 — на реализацию федеральных  образовательных целевых программ, таких как «Дети-сироты», «Молодежь  России», Программа развития образования  и т.п.;

  В последние годы наметилась тенденция к целевому выделению средств, для чего на федеральном уровне создаются различные фонды, в том числе и на финансирование федеральных мандатов. Поскольку право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

                 Региональный и местный уровни  аналогичны федеральному. В территориальных  бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование. Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин ‘многоканальное финансирование.

              Правовой базой для привлечения  внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль явилась целая серия законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об образовании» можно выделить законы от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях и общественных организациях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «0 благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «0 некоммерческих организациях». В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе.

  Привлечение дополнительных  источников на цели образования может осуществляться двумя путями;

- предпринимательской, условно-предпринимательской  и специфической деятельностью  самого образовательного учреждения;

- взаимодействием с юридическими  и физическими лицами, способными  осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

2. Структура расходов  на содержание учреждений общего  образования

 В соответствии с Федеральным  законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «Об  образовании» государство гарантирует  ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Информация о работе Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования