Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Российское образование, имевшее в течение десятков лет один источник финансирования - средства госбюджета, всегда было подконтрольно государству, как и другие отрасли бюджетной сферы. Однако в условиях адаптации образовательных учреждений к рыночным отношениям роль государственного финансового контроля в обеспечении сохранности и целевого использования финансовых ресурсов еще более возрастает. Это обусловлено также еще рядом причин появлением и развитием негосударственных образовательных учреждений (на сегодняшний день в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов); и многоканальностью финансирования учебных заведений (небюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе Минобразования России достигли в 1999 году 9 млрд.руб., что составляет около 40% расходов федерального бюджета на образование), ослаблением управленческих функций государства, в области регулирования сферы образовательных услуг.

Содержание

Введение
1.Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования.4.
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования………...8.
3.Организация финансирования расходов бюджетов на образование ………..11.
Заключение………………………………………………………………………….17.
Список используемой литературы…………………………………………………18.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная экономка .doc

— 2.92 Мб (Скачать файл)

         К учреждениям  общего образования  относятся: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат.

              Общеобразовательные школы-интернаты  создаются в целях оказания  помощи семье в воспитании  детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

              Основными задачами образовательных  учреждений для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут функционировать  следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

    Рассмотрим порядок планирования  расходов на примере школ ввиду  их особой значимости и массовости.

 Основу формирования расходов  на содержание учреждений общего  и профессионального образования  составляют «производственные»  показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования, — госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение.

  Важное значение при планировании  бюджетных средств имеет система  общеобразовательных стандартов и количество педагогических ставок. По любому учреждению бюджетной сферой экономическими статьями расходов являются: фонд оплаты труда учителей; начисления на фонд оплаты труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; коммунальные платежи, приобретение мягкого инвентаря.

3. Организация финансирования  расходов бюджетов на образование

  Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно связано с изучением организационной структуры самой системы образования и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

 Использовать бюджетные средства  по своему усмотрению учреждения  не вправе из-за целевого финансирования  расходов казначейством по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ обслуживаются органами казначейства через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Какую бы учетную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.

               Федеральный центр определяет  общие правовые рамки функционирования  образовательной системы и основные  ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного  самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования.

               Следующий предмет ведения государства  и ОМСУ — учредительство и  владение государственными и  муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Заметим, что государственный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.

                Государственный заказ ограничен  возможностями бюджетного финансирования  и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

             В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» НОУ  имеют право после получения  государственной аккредитации на  бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.

 Основными документами, регулирующими  ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом 406 образовании устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объему и характеру работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

            Учредитель берет на себя обязательства  ню финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

  Обязанностью образовательного  учреждения является своевременное  представление учредителю программы  развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.

 Опыт дореволюционной России  и современных учреждений развитых  стран Запада показывает, что  действенной является система, при  которой контроль за пользованием  средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году.

 Общий порядок финансирования  расходов по всем отраслям  регламентирован Бюджетным кодексом  РФ. В соответствии с ним все  учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

  В связи с большой актуальностью  вопроса особо остановимся на  казначейских схемах исполнения  бюджета. Их суть заключается  в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

 Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

                   Определенные трудности возникают  из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах  казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

 В Российской Федерации носителем  ответственности за всю деятельность  учреждения, включая финансовую, является  руководитель. На него возлагаются  вопросы оптимизации бюджетных  расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Российское образование, имевшее в течение десятков лет один источник финансирования - средства госбюджета, всегда было подконтрольно государству, как и другие отрасли бюджетной сферы. Однако в условиях адаптации образовательных учреждений к рыночным отношениям роль государственного финансового контроля в обеспечении сохранности и целевого использования финансовых ресурсов еще более возрастает. Это обусловлено также еще рядом причин появлением и развитием негосударственных образовательных учреждений (на сегодняшний день в России действуют около 400 негосударственных высших учебных заведений, в которых обучается 270 тыс. студентов); и многоканальностью финансирования учебных заведений (небюджетные поступления по учреждениям высшего, среднего и начального профессионального образования только по системе Минобразования России достигли в 1999 году 9 млрд.руб., что составляет около 40% расходов федерального бюджета на образование), ослаблением управленческих функций государства, в области регулирования сферы образовательных услуг. В стратегии развития Российской Федерации до 2010 года определено, что к 2005 году бюджетные расходы на образование увеличатся более чем на 50% в реальном выражении, или на 1 процентный пункт к ВВП. При этом предполагается обеспечить опережающий рост расходов на образование из федерального бюджета при привлечении средств населения. Если сегодня средства семей, которые они готовы направлять в образование, составляют около 1% ВВП, то по мере роста реальных доходов населения доля семей, способных инвестировать в образование, возрастет с 25-30% до 40-45% в 2010 году. По мнению большинства экономистов, это служит убедительным доказательством необходимости усиления государственного контроля в образовательной сфере за сохранностью как государственных, так и негосударственных финансовых ресурсов.

Информация о работе Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования