Список используемой литературы
1. Гражданский кодекс
Российской Федерации: часть первая
от 30 ноября 1994г.;
2. Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31 июля 1998г.
№145-ФЗ;
3. Попова М.И.Бюджетная
политика в системе управления социальной сферой.
СПб., 1999;
4. Экономика социальной
сферы/Под ред.Игнатова В.Г. и др.
,2001;
5. Бюджетная система
Российской Федерации: Учебник/О.В.Врублевская
и др.; Под ред. О.В.Врублевской, М.В.Романовского. -М.:Юрайт-Издат, 2004.
.
МАДОУ№32.
№ п/п |
Ф.И.О.работников |
Примечание |
1. |
Воронина Надежда
Максимовна |
|
2. |
Войтинская
Елена Анатольевна |
|
3. |
Давыдова Надежда
Федоровна |
|
4. |
Карфидова Наталья
Сергеевна |
|
5. |
Козгова Лариса Валентиновна |
|
6. |
Казакова Юлия Алексеевна |
|
7. |
Лобова Светлана
Владимировна |
|
8. |
Логинова Наталья
Аннасовна |
|
9. |
Марзалева Надежда
Николаевна |
|
10. |
Морзалева Наталья
Николаевна |
|
11. |
Нагайко Лариса Викторовна |
|
12. |
Наджафова Татьяна
Васильевна |
|
13. |
Свалова Альфия
Халимовна |
|
14. |
Самченко Ирина Равкатовна |
|
15. |
Синюхина Ирина
Сергеевна |
|
16. |
Тубольцева Марина
Алексеевна |
|
17. |
Устинова Дарья Андреевна
|
Декретный отпуск |
18. |
Упорова Юлия
Валерьевна |
|
19 |
Шакирзянов Рафаел
Леонидович |
|
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский
сад №23»
ОПЫТ РАБОТЫ
По теме:
«Организация детской экспериментальной
деятельности младшего дошкольного возраста
как средство познавательного развития»
Воспитателя
МБДОУ «Детский сад №23» Арбузовой
М.А.
г. Гусь-Хрустальный
Содержание
1. Введение
1.1.Актуальность темы.
- Цель, задачи работы по организации детской
экспериментальной деятельности младшего
дошкольного возраста как средство познавательного
развития.
2. Основная часть
2.1. Практическое содержание разделов.
2.2. Сотрудничество с семьями
воспитанников.
Заключение
Библиография
Приложения
1. Введение
1.1. Актуальность темы
Ребенок рождается
исследователем. Неутолимая жажда новых
впечатлений, любопытство, постоянное
стремление наблюдать и экспериментировать,
самостоятельно искать новые сведения
о мире, традиционно рассматриваются как
важнейшие черты детского
поведения. Удовлетворяя свою любознательность
в процессе активной познавательно –
исследовательской деятельности, которая
в естественной форме проявляется в виде
детского экспериментирования, ребенок
с одной стороны расширяет представления
о мире, с другой – начинает овладевать
основополагающими культурными формами
упорядочения опыта: причинно – следственными,
родо-видовыми, пространственными и временными
отношениями, позволяющими связать отдельные
представления в целостную картину мира.
Развитие познавательной
активности у детей вопрос актуальный
на сегодняшний день. Доказывая это,
можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова:
«Причины встречающейся интеллектуальной
пассивности детей часто лежат в ограниченности
их интеллектуальных впечатлений, интересов».
Необходимо включить
детей в осмысленную деятельность,
в процессе которой они смогли бы обнаруживать
все новые и новые свойства предметов.
Между
двумя видами: игрой и экспериментированием
нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой
заключается не в результатах, а в самом
процессе, а через экспериментирование
с предметами ребенок ставит определенные
цели и добивается конкретных результатов.
Разграничивать игру и детское экспериментирование
не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании
основ естественно - научных и экологических
понятий экспериментирование рассматривают
как метод, близкий к идеальному. Знания,
почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно,
всегда являются осознанными и более прочными.
Основная особенность
детского экспериментирования заключается
в том, что ребенок познает объект в ходе
практической деятельности с ним, осуществляемые
ребенком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочно – исследовательскую
функцию, создавая условия, в которых раскрывается
содержание данного объекта.
Экспериментирование,
как специально организованная деятельность
способствует становлению целостной картины
мира ребенка дошкольного возраста и основ
культурного познания окружающего мира.
1.2. Цель и задачи проведения работы по организации детской экспериментальной
деятельности младшего дошкольного возраста
как средство познавательного развития.
Цель моей работы
- развитие познавательной сферы детей
младшего дошкольного возраста через
включение в процесс экспериментирования.
Для достижения
цели мною были поставлены следующие
задачи:
1. Углублять представления
о живой и неживой природе.
2. Способствовать
к участию детей в исследованиях
и обобщению результатов опытов.
3. Формировать
представления о свойствах и качествах
предметного мира
2. Основная часть
2.1. Практическое
содержание разделов
Проанализировав
требования примерной основной общеобразовательной
программы воспитания и обучения в детском
саду «От рождения до школы» под редакцией
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой,
изучив практические и теоретические
сведения о детской экспериментаторской
деятельности, научно-методическую литературу
на эту тему, мною были намечены пути практического
осуществления будущей работы.
Основным методом в деятельности
по экспериментированию у детей младшего
дошкольного возраста, я выбрала
проведение элементарных опытов. Их элементарность
заключается, во-первых, в характере решаемых
задач: они неизвестны только детям. Во-вторых,
в процессе этих опытов не происходит
научных открытий, а формируются элементарные
понятия и умозаключения. В-третьих, в
такой работе используется обычное бытовое
и игровое оборудование (одноразовая посуда,
целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала
для установления детьми причин тех или
иных явлений, связей и отношений между
предметами и явлениями.
Согласно методическим
рекомендациям по проведению опытов с
детьми младшего дошкольного возраста,
опыт – наблюдение, проводимое в специально
организованных условиях. Оно предполагает активное
воздействие на предмет или явление, их
преобразование в соответствии с поставленной
задачей. В этом преобразовании дети принимают
активное участие. Опыт используется как
способ решения познавательной задачи.
Задача выдвигается воспитателем. Она
должна быть очень ясно и четко сформулирована.
Решение познавательной задачи требует
специального поиска: анализа, соотнесения
известных и неизвестных данных.
Опыт может проходить
как длительное сравнительное или как
кратковременное наблюдение.
Если задача решается
в процессе кратковременного наблюдения,
обсуждение результатов опыта проводится
сразу: анализируются условия протекания
опыта, сравниваются результаты, делаются
выводы. В ходе опыта длительного характера
воспитатель поддерживает интерес детей
к наблюдению происходящих изменений,
возвращает их к осознанию того, зачем
был поставлен опыт. Все происходящие
изменения в ходе наблюдений совместно
с детьми фиксировали в дневниках наблюдений.
Заключительным
моментом опыта является формулирование
выводов на основе полученных
результатов. К самостоятельному формулированию
выводов детей побуждает воспитатель.
В группах младшего
дошкольного возраста опыты используют
для ознакомления детей со свойствами
неживой природы.
Опыты можно проводить
как отдельный вид деятельности,
так и как игра или часть организованной
деятельности. Так же опытнической деятельностью
можно заниматься в процессе режимных
моментов и использовать на прогулке как
часть наблюдения.
Количество проводимых
опытов может варьироваться от одного
в неделю до двух в месяц на усмотрение
воспитателя и с учетом индивидуальных
особенностей детей.
Длительность проведения
опытов четко не регламентируется. Это
зависит от формы организации опыта, но
не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться
как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.
Проводить опыты с целой группой не рекомендуется,
т.к. при этом невозможно задействовать
всех детей и результат проводимого опыта
снижается.
Изучив методическую
литературу по данному вопросу, я приступила
к работе.
На первом этапе
мною была проведена диагностика на определение
уровня познавательной активности у детей
II младшей группы
На втором этапе
мною было разработано перспективное
планирование экспериментальной деятельности
на 2011-2012 учебный год на основе тематического
плана данной возрастной группы с постепенным
усложнением познавательных задач (Приложение
1).
Также проводилась
работа по созданию предметно - развивающей
среды в группе: оборудование для проведения
опытов и экспериментов (Приложение
2).
Согласно тематическому
плану был разработан цикл совместной
организованной деятельности «В гостях
у профессора Знайкина» (Приложение 3)
и картотека опытов (Приложение 4), игры
по экспериментированию (Приложение 5
).
Тема:
«Вода»
Свою работу
я начала с экспериментов с водой, согласно
тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной
деятельности и в режимных моментах дети
убедились в том, что водой можно умываться,
опускать в нее и вылавливать различные
предметы; что вода может литься, а может
брызгать; что предметы станут чище, если
помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях
дети получили представления о том, что
вода жидкая, поэтому может разливаться
из сосуда; что вода не имеет цвета, но
ее можно покрасить; что вода может быть
теплой и холодной.
С помощью дидактических
игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети
узнавали о том, что руки и предметы станут
чище, если их помыть водой.
Совместно с детьми
мы провели опыты с целью получить представления
о том, что вода прозрачная; что прозрачная
вода может стать мутной; что некоторые
вещества в воде растворяются; что некоторые
вещества, растворяясь, могут передавать
воде свой вкус; что вода может превращаться
в лед, что лед может превращаться в воду.
Наблюдая на прогулке,
дети получили элементарные представление
о процессе испарения и процессе конденсации
воды. А при проведении развлечения «У
куклы Кати день рождения» дети убедились
в том, что влажные салфетки высыхают быстрее
на солнце, чем в тени.
Тема:
«Песок»
Знакомясь с данной
темой, проводились различные эксперименты
с песком. На организованной совместной
деятельности «Испечем угощение» дети
пробовали слепить «угощение» из сухого
и мокрого песка руками и с помощью формочек.
В конце занятия мы с детьми подвели итог
– мокрый песок принимает любую нужную
форму.
С помощью дидактической
игры «Следы», дети убедились, что на мокром
песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении
опыта с песком детям было предложено
пропустить через ситечко мокрый песок,
а затем сухой – малыши пришли к выводу,
что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы
с детьми проводили наблюдения в природе
на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество
песчинок
Тема:
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной
деятельности и в режимных моментах дети
получали представления о том, что воздух
легче воды.
При проведении
дидактической игры «Поймаем воздух»
дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты
и убедились в том, что воздух не виден,
но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши
дули через соломинку в стакан с водой
и увидели, что вода вымещает воздух. Играя
в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети
узнали, что мячик прыгает высоко, потому
что в нём много воздуха.
На организованной
совместной деятельности «Лодочка плыви»,
дети убедились, что предметы могут передвигаться
при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая
за травой и листвой, нами было выявлено,
что ветер – это движение воздуха.
Так же мы провели
несколько опытов. В одном из них дети
опускали перевернутый прозрачный стакан
в таз с водой и видели, что воздух не пропускает
воду.
Тема:
«Камни»
На организованной
совместной деятельности «Легкий-тяжелый»
и «Какой формы камень?», дети получили представления
о том, что камни бывают тяжелые и легкие,
и что камни имеют различную форму.