Общество как предмет философского исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы (“социального организма”). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

Содержание

1. Общество как предмет философского исследования……………………3
2. Происхождение человека и общества…………………………………….8
3. Социальная структура и специфика общения…………………………..11
4. Взаимоотношение общества и природы. Экологический кризис,
его истоки и пути разрешения……………………………………………….19
Библиографический список………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

общество.docx

— 48.72 Кб (Скачать файл)

Конечная  цель такого образования заключается  в том, чтобы представить населению  возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость  для всех стран развиваться таким  образом, чтобы это согласовывалось  с окружающей средой. Подобное образование  должно также содействовать осознанию  человечеством экономической, политической и экологической взаимозависимости  современного мира, с тем, чтобы повысить чувство ответственности всех стран, что станет предпосылкой для решения серьезных проблем окружающей среды на глобальном уровне. Интересно проследить, как расширилось проблемное поле философии экологии. В начале это были постановки вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельность человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римского клуба были довольно четко обозначены сценарии возможной экологической катастрофы, к которой постепенно и неуклонно приближается современная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественно- энергетического потребления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы. Идеалами были провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения к природе и человеку.

Но в  этой связи возник новый комплекс проблем, касающихся условий, возможностей и путей реализации этого идеала. Возможно ли ограничение потребления  природных ресурсов при увеличивающемся  демографическом давлении? Как соотносятся  идеи свободы, демократии, принципы рыночной экономики с требованиями ограничения  непрерывного роста производства и  потребления? Как должна измениться структура ценностей технократической цивилизации, до сих пор ориентированной  на расширение масштабов преобразования природы? Какие новые нравственные императивы и правовые нормы должны быть выработаны, чтобы обеспечить экологическое выживание человечества? Современные исследования глобального  кризиса выявили его природу  как кризиса машинной стадии цивилизации, поставившей, однако, под угрозу существование  человечества вообще.

 Вероятно, прежде чем приступать к выработке  новых нравственных императивов  и норм взаимоотношений человека  с природой, необходимо, образно  говоря, "расчистить им место", критически пересмотрев и проанализировав  прежние (то есть современные)  догмы экологического сознания. И это также является одной  из задач философии на данном  этапе. Не претендуя на исчерпывающую  характеристику, можно выделить  следующие важнейшие догмы современного  массового экологического сознания.

Догма 1. Первоочередной задачей является сохранение природы. Однако единственным радикальным  способом сохранения природы было бы уничтожение человечества. Своей  материально-производственной деятельностью  человек преобразует природу, то есть изменяет ее не любопытства ради, а в силу сущности своего бытия. Изменение, а не сохранение есть способ жизнедеятельности  человека. Другое дело, что человек  для поддержания нормальных условий  существования должен постоянно  компенсировать свое дестабилизирующее  воздействие на природу другими преобразованиями. Первоочередная задача человечества - это обеспечение стабильности своего развития, динамического равновесия системы "Природа-Общество". Причем, по мере своего развития человек вынужден все больше брать на себя управление состоянием природы, так как ее естественные силы уже не могут компенсировать антропогенное влияние.

Догма 2. Экологические проблемы- порождение современного мира, еще в недавнем прошлом отношения с природой были гармоничными. Это понимание  порождает идеализацию прошлого жизненного уклада, лежит в основе лозунга "назад к природе". Причина возникновения этой догмынекритическое отношение к истории, слабое знание ее реальных фактов. Человечество на протяжении всего своего существования сталкивалось и более или менее успешно решало экологические проблемы. Отличие нашего периода истории в том, что эти проблемы приняли глобальный характер.

Догма 3. В будущем можно полностью  решить экологические проблемы. Эта  оптимистическая позиция сформировалась под влиянием рекламы достижений НТП, его потенциальных возможностей. При этом упускается из виду, что  всякое достижение техники наряду с  полезным эффектом дает и побочный, экологическое воздействие которого первоначально непредсказуемо. Например, даже самая чистая энергетика – солнечная- дает побочный продукт в виде теплового загрязнения, поэтому также имеет экологические пределы своего развития.

Вывод: разрушение догм экологического сознания, формирование научновыверенного экологического императива в мышлении каждого человек  необходимое условие выживания  человечества.

Все выше сказанное, по существу, означает постановку проблемы о необходимости качественно  нового типа цивилизационного развития, которое должно прийти на смену современной  цивилизации и дальнейшую разработку всепланетарной стратегии его реализации. Не "затаиться" в ожидании, отказавшись  от всех достижений НТП, не "вернуться  к природе" в примитивном значении этого призыва, а подняться на качественно новый уровень взаимоотношений  природы и общества, обеспечить их стабильность, уравновешенное взаиморазвитие.

Проблемы. Проблемы. Проблемы. Они затрагивают  интересы человечества как единого  целого. Признание экологического интереса приоритетным перед политическим, экономическим  и военным отвечает общечеловеческим ценностям, т.е. высшим ценностям жизни  и культуры. Так экология органически  связывается с нравственностью. Защита природы, защита окружающей среды - с гуманностью. Древний принцип "ахимсы" как принцип благоговения перед жизнью оказывается определяющим основанием во взаимоотношениях Человека, Общества и Природы как среды  обитания людей.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

1.Андреев И.Л. Происхождение человека и общества, 2000 г.

2.Фролов И.Т. Введение в философию. Учеб. для вузов, 2000 г.

3.Философия. Основные идеи и принципы. Под общ.ред. А.И.Ракитова, 2001 г.

4. Федоров Н.Н. Философия общего дела,2001.

5.Кравченко И.И. Экологическая теория в современных теориях общественного развития, 2002 г.

6.Кобылянский В.А. Природа и общество. Специфика, единство и взаимодействие, 2000 г.

7.Сафонов И.А. Философские проблемы единства человека и природы, 2001 г.

 




Информация о работе Общество как предмет философского исследования